Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Прямое и переносное значение слова

    Панкова Оксана Игоревна

    Конспект урока русского языка (5 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    pryamoe_i_perenosnoe_znachenie.docx19.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка 5 класс

                                         ТЕМА УРОКА:

                                  Прямое и переносное значение слов.

     

    Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова

                2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

                3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.

                4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

     

    Ход урока: Мотивация.

     

    1) Слово учителя:

     

    - Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

     (Народный богатырь, герой многих былин)

    В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »

    Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон,  разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица

    перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.

    Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

     переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

    (запись в тетрадях).

    2) Запись на доске:

                                      железные гвозди, железное здоровье.

     

    Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает

    «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное

    обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в

    этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие.  Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье

    называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось

    переносное значение.

     

    3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):

                                       золотое кольцо, золотое слово

     

    4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в  каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из  золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании

     «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование  признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и

    золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

     

    5) Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?

    (Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).

     

    6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:  

    Золотые руки –
    Руки не из золота.
    Золотые руки
    Не боятся холода.
    В ссадинах,
    В мозолях
    Руки эти,
    Самые нужные
    Руки
    На свете.

    7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

     

    8) Задание: Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.

     

    9) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним  иностранцем.

     

    10) Инсценировка текста:

     

                               Иностранец подходит к продавцу ягод.

                               - Что продаете?

                               - Черную смородину.

                               - А почему ж она белая?

                               - Потому что зеленая.

    11) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,

    неспелый)

     

    12) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных  произведениях. (Сведения из учебника).

     

    13) Словарная работа: олицетворение, метафора

     

    14) Выполнить упр.339

     

    15) Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только  поэтическую речь, но и прозаическую.

     

    16) Обратимся к упр.342.

                      а) Чтение текста.

                             б) Определение стиля речи, типа речи.

                      в) Определение названия текста.

                   г) Словарная работа: лазоревый, коралловый, сапфировый.

    17) Запись текста, объяснение орфограмм.

     

    18) Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A

    вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный

     

     

     

    детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.

     

    19) Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:

     

    а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

     

    б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

        - А я тогда не пойду на улицу.

        - Почему?

        - А чтоб меня морозы не ударили

     

    в) Мальчика спрашивают о сестре

        - Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

           - Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.  

    г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

    Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

     - Почему ты не повесил ее сушить?

    -  Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

     

    20) Учитель: Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, Я думаю, покажется вам упр. 340.

    21) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

     

           1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

           2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

           3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

           4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

     

    22) Подведем итоги урока.

    Вопросы к классу:

           а) Чем переносное значение отличается от прямого?

           б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

     

    24) Домашнее задание:

    Теоретические сведения на стр. 132-133, упр.338


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Прямое и переносное значение слова

    Урок обяснения нового материала...

    Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"

     Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися ...

    Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"

    Данный урок разработан для слабых учащихся....

    Прямое и переносное значение слова

    Прямое и переносное значение слова...

    Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

     Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические бл...

    "Прямое и переносное значение слов" - презентация

    Данная презентация поможет доступно объяснить пятиклассникам сложную тему....

    Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

    Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

    Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

    Данный урок разработан для слабых учащихся....

    Прямое и переносное значения слов

    Учебная презентация, включающая знакомство с новым материалом, задания-тренажёры...

    Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

    Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование осно...