Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему

Нестерова Ольга Анатольевна

Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка                         в 6 классе( по учебнику Разумовской)             и в 7 классе (по учебнику Баранова и др.)  

по теме «Образование причастий и деепричастий»

учителя русского языка и литературы

МБОУ Ульяновская СОШ

Нестеровой О.А.


ТЕМА : ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ

ЦЕЛИ : 

  1. Закрепить навыки образования причастий и деепричастий от глаголов, сохраняя вид;
  2. Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, полученные при изучении причастия и деепричастия;
  3. Развивать логическое мышление, связную речь, орфографическое и пунктуационное чутьё;
  4. Воспитывать любовь и уважение к богатству родного языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык. 6 класс», под ред.Разумовской М.М., таблица-схема «Образование причастий и деепричастий», опорные сигналы-карточки.

ХОД  УРОКА :

  1. ОРГ. МОМЕНТ
  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ : «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»

 Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, найти в каждой группе «четвертое лишнее» и разобрать по составу:

 Разбор           1. Думавший, дума, думать, думая

на доске         2. Прочитать, пробежать, проскакать, пролежав

                         3  Улыбавшийся, летающий, решившийся, переливающийся

                         4  Вздрагивая, вздрогнувший, вздрагивающий, вздрагивать

  1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ.

- Ребята, сегодня мы обобщим все ваши знания и умения, которые вы получили по теме «Образование причастий и деепричастий». Вспомним, от чего и с помощью чего образуются причастья и деепричастия, что нужно знать, чтобы правильно написать их суффиксы, потренируемся правильно выбрать форму деепричастия в тексте.

Но вначале поработаем со схемами.

  1. Анализ схем «Образование причастий и деепричастий»  (на доске)

1 схема :

ДЕЕПРИЧАСТИЯ

СОВ. В.

ПРИЧАСТИЯ

ПРОШ. ВР.

ОСНОВА ИНФИНИТИВА

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ          СТРАДАТЕЛЬНЫЕ                                  -В-, -ВШИ-, -ШИ-

   -ВШ-, -Ш-                            -ЕНН-, -НН-, -Т-

РЕШИТЬ

                                                  РЕШИВШИЙ  РЕШЕННЫЙ    РЕШИВ

2 СХЕМА:

ОСНОВА ГЛАГОЛА НАСТ.ВР.

                                                   ПРИЧАСТИЯ Н.ВР.       ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВ.В.( -А-, -Я-)

                               ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

                                      -УЩ-, -ЮЩ-            -ОМ-, -ЕМ-

                                        -АЩ-, -ЯЩ-.              –ИМ-

РЕШАЕМ

                                                 РЕШАЮЩИЙ    РЕШАЕМЫЙ   РЕШАЯ

Вопросы для анализа:

  1. Для чего служит основа глагола настоящего времени? А основа инфинитива?
  2. Какие суффиксы используются для образования причастия настоящего времени? Прошедшего времени?
  3. Какие суффиксы используются для образования деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?

2)Работа с опорными сигналами-карточками

-ащ-, -ящ-

-им-

Глагол

2 спр.

-ущ-,-ющ-

-ом-, -ем-

Глагол

1 спр.

                                                                                         

Совершенный вид

Зависимое слово

Приставка

Суффикс-ова/ева-

-нн-

Краткое

страдательное

причастие

-н-

                                       

                                                 

Вопросы для повторения по карточкам:

  1. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в суффиксе причастий? (От глагола какого спряжения оно образовано)
  2. Если это глагол 1 спряжения, какой суффикс нужно писать? А если 2 спряжения?
  3. В каком случае в суффиксе страдательных причастий пишется – нн- ? –н- ?

- Хорошо, мы повторили все орфограммы, необходимые нам для дальнейшей работы. А теперь поупражняемся  в написании.

   

  1. Упражнения на закрепление

А) Образовать причастие и деепричастие от глагола, выделить суффиксы:

Сомневаться, напевать, жалеть, падать, полюбить, читать, умываться.

Б) Найти глагол, от которого образовано причастие и деепричастие указать его вид.

Спеша, спешащий - …, облетая, облетавший - …, скрываясь, скрывающийся - …, расставшись, расставшийся - …

В) Заменить причастие деепричастием, выделить суффиксы :

Шумя, обвивая, замерев, пообедав, удивляясь, появляясь.

Г) Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выбрать из скобок нужное деепричастие.

1. Я жил недорослем( гоняя, гонявши)голубей и (играя, игравши) в чехарду с дв…ровыми мальчишками.

2. Однажды ос…нью матушка в…рила м…довое в…ренье а я (облизываясь, облизнувшись) см…трел на пенки.

3. (Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поз(?)но я увидел что буря утихла.

4. ( Приезжая, приехавши) в Оренбург я явился к генералу.

  1. ВЫВОД  ПО  УРОКУ

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Каким способом образуются причастия и деепричастия?

- Назовите суффиксы причастий и деепричастий.

-Что нужно помнить при морфемном разборе деепричастия? ( У деепричастия нет окончания, т.к. оно неизменяемое).

       5.  ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить тему «Деепричастие», подготовиться к диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы

Обощающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры  Сингапургской программы...

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы...

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе

Данный урок проводится после изучения темы в 7 классе. Собранный материал помогает учителю понять насколько усвоен материал учениками, а им ,в свою очередь,насколько важна преподанная тема в жизни.Так...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Открытый урок по теме: «Причастие» в 7 классе

Открытый урок по теме: «Причастие» в 7 классеЦЕЛЬ:Дать представление о причастии как особой форме глагола.ЗАДАЧИ: Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.Форм...