тексты для самостоятельной работы ( 7 класс)
тест по русскому языку (7 класс) по теме

Сущенко Людмила Николаевна

Тексты, предназначенные для самостоятельной работы по русскому языку, основаны на литературном материале по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_dlya_samostoyatelnoy_raboty.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чабрец считается символом донской степи, о нём существует такая легенда.

    Давным-давно, во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына. Мать умерла в плену, а маленький казачонок стал жить в ханском шатре. Когда он вырос, хан женил его на одной из своих дочерей и назначил его своим помощником.

    Узнал об этом казачий атаман и решил вернуть своего сына из чужбины. Послал он во вражеский стан трёх старцев. Какими–то окольными путями попали они к сыну, но он не стал слушать старцев. Не помнил он родной степи и отца с матерью,  а помнил он лишь доброту хана. И хотел он их уже прогнать или казнить, но тут один из старцев вынул из-за пазухи пучок травы – чабреца и передал ему. Вдохнул молодец аромат травы и вспомнил он своё детство, отца своего родного, матушку и родную степь. Приказал седлать коней и вернулся домой на родину.

                                                                                                      ( По В. Моложавенко)

     Задания

  1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.
  2. Укажите стиль текста и тип речи. Докажите.
  3. Выпишите из текста 2  многозначных  слова. Докажите, что эти слова многозначные.
  4. Выпишите сложное предложение, укажите грамматическую основу.
  5. Из второго абзаца выпишите все служебные части речи, укажите их название.
  6. В третьем абзаце укажите название всех самостоятельных частей речи.
  7. Объясните дефисное написание слов в тексте.
  8.  Выразите своё отношение к данному тексту. Напишите об этом в сочинении-миниатюре. Какие части речи помогли вам точно, ярко, образно, эмоционально выразить своё отношение? Подчеркните их.

      Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.  Раскройте скобки.

    Издавн…    женскому  г…ловному  убору   пр..давалось  особе(н,нн)ое   значение. (По)всеместн..    большое   ра..простр..нение   на Дону получил колпак – тка(н,нн)ый мешочек, заканчивающийся   (не)большим  махром, иногда    украше(н,нн)ый   бисером и вышивкой. Предпол..гают, что он  был  когда(то)  заимствован  у татар. Действительно, по форме и   (видо)изменённому  названию он   сплош(?)   напомина..т  татарский калфак.

    Затем в моду у молодых женщин вошла шлычка. Чаще она надевалась на пучок волос и  пр..калывалась   бл..стящей   шпилькой, она называлась  шлычка на  шиш. В    «Тихом Доне»  М. Шолохова  есть описание   име(н,нн)о     этого комплекта  женского одеяния: «Ветер трепал на Аксинье юбку, переб..рал   на смуглой  ше..    мелкие пушистые  завитки. На  т..ж..лом  узле  волос  пламенела  ра..шитая   цветным  ш(ё,о)лком  шлычка, розовая рубаха, заправле(н,нн)ая  в юбку,  (не)морщинясь, охват..вала   круглую спину и налитые  плечи.»

    Молодая казачка с  праздничным  нарядом  торжестве(н,нн)о   надевала  на  прич( о,ё)ску   файшонку.  Эта  ш(о,ё)лковая    ч(ё,о)рная   кружевная  косынка   коклюшной  работы,  связа(н,нн)ая   по форме  узла  волос,  с концами, которые  завяз..вались   ..зади   бантом, особе(н,нн)о    укр..шала   женщину.

                                                                                                         (По Л.Новак, Н.Фрадкиной)

Задания

      Укажите предложения с причастными и деепричастными оборотами. Графически объясните расстановку знаков препинания.

       Выпишите служебные части речи, указав их названия.

       Выпишите наречия, указав, к какой смысловой группе относятся.

     Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания,   раскрывая скобки.                      

                                    Сохраним горицвет

    Чабрец – символ донского края его песча(н,нн)ых  и каменистых   пустошей.  (Не)пр..метно     клонится  он к земле  ярко цветёт маленькими (фиолетово)красными  цветочками. Это  ближайший  родстве(н,нн)ик  шалфея.

     На радость  ли нам или на беду  себе  чабрец  сильно  душист  его даже  вместо  чая  завар..вают. Им    леч..тся   люди и  поэтому  (из)года(в)год  его соб..рают   выд..рая   вместе  с корнем. При таком отношении(е,и)  к делу  мы и чабрец  в степи  переведём как  почти перевели  горицвет  осенний.  Кто  вид..л  пышную   (золотисто)ж(о,ё)лтую    корону  горицвета  в пору  цветения  тот  этого  (н..)когда   (не)забудет.  Но беда в том  что увидеть горицвет  весной  становится  всё труднее.  А ведь это (чудо)действенное средство. Мы  стремимся  собрать  его  как можно больше  а места в  степи и для чабреца и для горицвета весеннего остаётся всё меньше и меньше.

      Надо постигать природу (не)разрушая её а сохр..няя  и улучшая   писал  академик Келдыш.

                                                                                            (По Г.Колесникову)

          Задания.

  1. Из текста выпишите предлоги, союзы, частицы.
  2. Выпишите слова в степени сравнения, определив, к какой части речи относятся.
  3. Выпишите все причастия и деепричастия.
  4. Определите основную мысль текста.
  5. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
  6. Выпишите сложные слова.
  7. Определите стиль текста, тип речи. Докажите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для самостоятельной работы ( 9 класс)

Тексты предназначены для самостоятельной работы по русскому языку с целью закреплания темы " Сложные предложения" и подготовки к ГИА....

Тексты для самостоятельной работы. 9 класс

Данный текст предназначен для подготовки учащихся к ГИА-9...

Самостоятельная работа по инструментам форматирования текста и две практические работы в MS Word 2007

Небольшая самостоятельная работа для закрепления материала.Две практические работы по созданию и обработке таблиц в текстовом редакторе....

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.

Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...

Тексты для самостоятельной работы

Презентации помогут студентам при подготовке коммуникативных упражнений на медицинские темы....