элементы занимательности на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

игры, сказки на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы занимательности на уроках русского языка

Для некоторой части школьников

                                                  учение является бременем,

 а иногда наказанием и мучением.

                                                Всё… в школе становится

                                                          реальным и достижимым  лишь

                                                      тогда, когда человеку хочется

                                                            учиться, когда в учении – в том,

                                                       что он ходит в школу, читает,

                                                         пишет, познаёт, -  он чувствует

                                                           радость и обретает человеческую

                   гордость.

                                                                     В.А. Сухомлинский

Одна из серьёзнейших проблем современной школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Живой интерес ребят просыпается только тогда, когда язык становится и в школьном преподавании тем, что он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя. Поэтому необходимо знание учителем возрастных психологических особенностей детей и применение на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - говорил Буслаев. Нельзя забывать, что игра – естественная потребность и для детей среднего школьного возраста.В последние годы многие педагоги в своей работе учитывают эту важную особенность детской психологии. Они хорошо понимают, что только в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Игра делает усвоение трудных вопросов грамматики прочным и интересным.

     Часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое зазубривание, которое держится в памяти очень недолго. Между тем трудный материал запоминается без особого труда, если использовать на уроке при его объяснении принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

      Для проведения занятий в нетрадиционной форме требуется большая предварительная подготовка, поэтому планируются эти занятия задолго до намеченного срока. Соответственно ведется подготовка учащихся ( при необходимости они делятся на группы, которые выполняют предварительные задания, накапливают нужный учебный материал), готовится наглядность. Учащиеся выполняют не только умственные операции, но и готовят разные плакаты, карточки, в соответствии с замыслом урока расставляют столы в классе, выполняют творческие задания. Разрабатывая нестандартные занятия, необходимо выбрать такую форму работы, которая смогла бы заинтересовать всех учащихся, вовлечь их в совместный процесс познания, определить каждому посильную роль.

      Особенно запоминаются ребятам уроки-спектакли, уроки-соревнования, уроки-КВНы. Например, урок-КВН в 5 классе «Наш алфавит от А до Я…» - это обобщающий урок по теме: «Фонетика. Графика». Учащиеся участвуют в различных конкурсах: смекалистых, художников, юных поэтов, артистов, любителей загадок и отгадок, любителей занимательных игр по русскому языку. Такие смотры знаний, праздники запоминаются детям надолго. В них принимают участие все ученики без исключения, всем находится дело. Те, у кого знания послабее, учатся у товарищей, а сильные ученики, окрылённые успехом,  с ещё большим удовольствием изучают словари, читают дополнительную литературу, пополняя свои знания в области языка. Радостно наблюдать, что ребята после таких занятий тянутся к книге, учатся любить и чувствовать красоту русского языка.

    Так как на традиционно-модернизированные формы уроков требуется много времени для подготовки, то можно использовать только элементы занимательности. Уроки можно начинать с разминки, в которую входят загадки, лингвистические задачи. Разминка-установка длится 3-4 минуты и преследует две цели:

  1. мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока;
  2. «встряхнуть» учащихся, активизировать их мыслительную деятельность.

    Это такие виды работ, как «Немой диктант», «Найти часть речи на улице, в классе», «Эстафета» и другие. Считалка, скороговорка,

простая рифмовка, очень легко запоминаются, звучат и на уроке, и на прогулке:

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

                                 Капюшон, жокей, чащоба,

                                 Шорох, чопорный, трущоба.

                                     О так сходно с калачом,

По нашим наблюдениям.

                                     В окончаньях пишем О

                                     Всегда под ударением.

Число игр, основанных на том, что играющие придумывают, отгадывают, подбирают друг другу самые различные слова, очень велико. Это шарады, ребусы, загадки, кроссворды, занимательные вопросы. Однако ребёнку свойственно не только логическое мышление, но и образное. Сильное, яркое воображение – могучий двигатель познания. Создание на уроках постоянного элемента сказочности, вызывает у учащихся интерес к предмету, развивает детскую любознательность. Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

  1. в качестве дидактического материала;
  2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала (лингвистическая сказка);
  3. как вид работы по развитию речи (сочинение сказок).

Целую обойму «грамматических» сказок создал писатель Феликс Кривин. Они очень «оживляют» уроки. Но дети и сами являются прекрасными сказочниками. Поэтому сказка действительно является одним из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. А использование элементов занимательности на уроках складывается в систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Использование элементов ксо на уроках русского языка

Материал посвящен технологии ксо. Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В работе рассматриваю уровни различно...

Из опыта работы. Элементы занимательности на уроках русского языка

нестандартные задания, игры, прививающие интерес к русскому языку...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Занимательность на уроках русского языка.

Объяснение правил в занимательной форме....

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

laquo;Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс....

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...