Занимательность на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Гончарова Ольга Николаевна

Объяснение правил в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.rar14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательность на уроках русского языка.

С самого первого дня работы учителем русского языка и литературы я стремилась к тому, чтобы развитие орфографической зоркости учащихся сделать как можно более лёгким, интересным и занимательным. Это желание укрепилось после посещения курсов повышения квалификации в ККИДППО в 1988 году. Пожилая учительница-практик Бакланова со страстью рассказывала о различных приспособлениях - тренажёрах, которые она изготавливала из картона для развития орфографической зоркости учащихся. Картонные тренажёры сейчас сменились компьютерными, но прежде чем начать выполнять тест, ученику нужно усвоить учебный материал, а учителю как можно более доступно изложить его и закрепить полученные знания.

”Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на наших уроках, чтобы всё было понятно, экономно по времени и эффективно по результатам?”- такой вопрос является определяющим для авторов книги “Практическая методика русского языка 5 класс” Т.А.Ладыженской и Я.М.Зельмановой. С этой книгой я встретилась в 1992 году, нашла в ней ответы на многие свои вопросы и думаю, что её должен считать своей настольной каждый учитель-практик. В своей работе я неоднократно буду цитировать данных авторов, так как мне близка их идея, что «нужно искать интересное в самом языке – тогда мы приучим детей вникать в средства, «представляемые языком для выражения мысли» (И.И.Срезневский), а это основа для постоянной работы над собственной речью».

Глава 7 книги называется «Лингвистическая теория», а один из разделов: «Задуматься и удивиться». Вот и я хочу  на основе чтения статей из журналов «Русский язык в школе» и «Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября», книг учителя-практика Г. Богдановой,  «Секретов орфографии» и «Речь, язык и секреты пунктуации» Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой и Г.Н.Владимирской, «Занимательной грамматики» А.Т.Арсирия показать, как я стараюсь разбудить мысль ребят на уроке, удивить их, заставить думать. В 1991 году я узнала о книге П.С.Тоцкого «Орфография без правил». Автор разработал систему тренировки орфографической зоркости учащихся на основе орфографического чтения. Книга предназначена учителям начальных классов, но важна и для учителя русского языка и литературы. Я использую предложенную автором методику на уроках в 5,6,7 классах.

Удивительное рядом. 70 орфограмм должны усвоить ученики  с пятого по седьмой класс. Как им помочь? Как пишут Т.А.Ладыженская и Л.М.Зельманова, надо уметь самому удивляться – показывать это удивительное и вызывать удивление». Каких слов больше в языке – однозначных или многозначных? Собственных или нарицательных? Есть ли корень в слове «вынуть»? Имеется ли четвёртое русское слово на СО, кроме «мясо», «просо», «колесо»? А третье на ЗО, кроме «пузо», «железо»? Как лучше запомнить верное ударение в словах? Вот некоторые способы:

1) Вам звонит Айболит, вас в число друзей включит и подарок вам вручит.

2) Пилот потратил много сил, чтобы выпустить шасси.

3) Упустили каталог – обвалился потолок.

4) Съели торты – не налезли шорты.

5) Вор украл договор.

6) Туфля похожа на тучу.

7) Банты как ленты.

            В учительской газете от седьмого декабря 2010 года помещён материал Тамары Скок, кандидата филологических наук "Место для удара".

Любопытные вблизи?

Закрывайте жалюзИ!

             ***

Не влезаешь в шорты?

Виноваты тОрты!

             ***

В бухгалтерии аврал:

            завершается квартАл.

Чтобы вдруг не вышел спор,

                заключите договОр.

Весь мир велик, огромен,

    но каждый в нём фенОмен.

Кто ни в чём не знает меры,

         тот способен на афЕры.

Модный с головы до ног,

          знать, листает каталОг.

             ***

Холостяк свои носки

Постирает мастерскИ.

             ***

Я всё верно говорю:

Я не звоню, а звоню.

Ты всё верно говоришь:

Ты не звонишь, а звонишь.

Вы всё верно говорите:

Вы не звоните - звоните.

Они всё верно говорят:

Они не звонят, а звонят.

Мы всё верно говорим:

мы не звоним, мы звоним.

      Я начинаю будить мысль учащихся уже с изучения орфограммы № 1 в пятом классе. Казалось бы, что удивительного в привычных «коза-козы», «гора-горы», «стена-стены»? А если не начинать со скучного выполнения упражнений, а попробовать разбудить мысль предложением вставить пропущенные буквы в слова «ум…лять чужие достижения» и «разд…вался в вышине», а потом рассказать, что каждый год в 5 классе находится ученик, который пишет «раздевался в вышине». Значит, не так проста орфограмма №1, а нужно учитывать лексическое значение слова, а отсюда к омофонам  и омоформам :

запевать - запивать, слизать - слезать, поседел - посидел, старожил – сторожил. Теперь пришло время говорить о том, что гласные в сильной позиции только под ударением, а вот гласные в слабой позиции необходимо проверять ударением.

           Работу с орфограммой №2, то есть со словарными словами, начинаю с сообщения, что в основном из них состоят орфографические словари, так как словарные слова в большинстве своём заимствованные. А чтобы распознавать их, пишем примеры иноязычных слов:

  1. Начальная буква а: аптека, апельсин.
  2. Буква ф в любом месте слова: флот, рокфор, фосфор, флаг.
  3. Зияние (сочетание двух гласных в корне) рояль, гиацинт, театр, виолончель.
  4. Сочетание букв: ге, ке, хе, ню, мю, сю, бю: герой, кефир, хек, пюре, мюсли, сюрприз, бюро.
  5. Иноязычные корни: шимпанзе, макака, гиппопотам.
  6. Удвоенная согласная в корне слова: коллектив, профессия, баррикада, перрон.

Со словарными словами работаю много на протяжении всех лет

изучения родного языка. Если в пятом классе работа с ними ведётся на основе орфографического чтения (методика П.С.Тоцкого), то в 6 классе знакомлю ребят с предложениями, составленными специально для запоминания словарных слов. Одно слово с ударным гласным повторяется целиком или входит частично в словарные слова. Этот приём использовали ещё в дореволюционных гимназических учебниках: «Павел купил пальто, а Костя- костюм». Вот некоторые примеры:

  1.        Кот, который сидел в котелке, ел котлету из котомки.
  2.        Майка испачкана майонезом.
  3.        Вчера на чердаке плясали черти.
  4.        Соната нагоняет сон.
  5.        Ветер тёплый любит ветеран.
  6.        Стадо диких на стадионе.
  7.          Мама кисточкой делает макияж.
  8.          Если галопом по гальке скакать – галька в галоши может попасть.

9)           Вынул камень из кармана и бросил в канал.

10)         Талант к танцам.

  1. Конь на концерте конфеты ест в конверте.
  2. Макака в маках.
  3. Верблюд ест вербу.
  4. Мартышка на марке.
  5. Мы квиты – вот квитанция.
  6. Хор хорошо поёт в хоромах.
  7. Бабка в байдарке и на базаре с багажом.
  8. Карты из картона похитила ворона и кричит на карнизе:

               «Карнавал у барона».

  1. Косметика и кости в костре на погосте.
  2. Леший из легенды.
  3. Мирный мираж.
  4. Пил кофе пилот на пикнике.
  5. Сальные руки после салата вытер салфеткой в салоне у брата.
  6. Гарью пахло из гаража и из гарнизона.
  7. У дикого директора в руках диплом, а у диктора дипломат.

При изучении парных согласных в корне слова (орфограмма № 3) говорю о том, что согласный в сильной позиции только перед гласным, поэтому возникла необходимость в данном правиле. Много внимания уделяю мнемоническим правилам, рассказываю о богине памяти Мнемозине.

Все звонкие согласные содержатся в предложении: «Мы же не забывали друга, й », а все глухие в «Фока, хочешь поесть щец?» Без этого знания не обойтись при изучении приставок на з-с. Много внимания уделяю разным рифмованным исключениям из правил, типа:

1) Не чудесно, не прекрасно,

а опасно и ужасно

            букву т писать напрасно.

         2) Шоколад, шофёр, крыжовник,

              шов, шоссе, обжора, шорник,

              капюшон, жокей, чащоба,

              шорох, чопорный, трущоба.

  1. В трудном слове рассчитать

мы должны две «с» писать,

а расчетливый, расчёт

пишем только корень «чёт».

  1. Цыган на цыпочках на цыплёнка цыкнул «цыц».
  2. Против природы не попрёшь: чему бы девку ни учили, но всё ж «уж замуж невтерпёж».

Не спеша объясняю трудные правила. Как-то прочла мысль Рыбченковой о том, что нужно запоминать примеры и по аналогии писать все другие слова этого правила. Спряжение глаголов даю в виде неспешной сказочки: «Жили-были два государства, два спряжения глаголов: первое и второе. Второе было маленькое, потому что в нём жили только глаголы на –ить, а первое огромное, потому что там жили все остальные глаголы». Делим доску на две неравных части, и в узкой пишем не менее пяти примеров на –ить: солить, любить, клеить, хвалить, варить (остальные устно). А теперь посмотрим, почему так огромно первое спряжение. Для этого запишем все гласные буквы

 а о э ы у

            я ё е и ю.

«И» зачеркнём – глаголы только на –ить живут во II cпряжении.

             На –эть, -ють, -ёть глаголы не заканчиваются, но разве мало 6 букв?

             Итак, глаголы I спряжения могут заканчиваться 1) на –ать: читать, писать, играть;

2) на –ять: веять, реять, сеять, лелеять; 3) на –оть: полоть, колоть, молоть; 4) на –еть: краснеть, желтеть, повеселеть; 5) на –ыть: плыть, быть, мыть; 6) на –уть: гнуть, прыгнуть, свистнуть.

             Кроме этих шести групп они ещё заканчиваются на –чь: жечь, лечь, печь, сечь, стеречь, беречь. Заканчиваются также на –ти: уйти, принести, плести.

             А в словах бить, вить, жить, лить, шить «и» не суффикс, а часть корня, их окончание всегда ударное, да ещё и с буквой ё, не спутаешь с и.

            Вот такое огромное I спряжение. Из него навсегда эмигрировали во второе 11 глаголов-исключений: 7 на –еть и 4 на –ать: гнать, держать,

                                                                            смотреть и видеть,

                                                                            дышать, слышать, ненавидеть,

                                                                                          и зависеть, и вертеть

                                                                            и обидеть, и терпеть.

                                                                            Вы запомните, друзья,

                                                                            Их на е спрягать нельзя.

           А из спряжения-крошки II уехали навсегда 3 глагола: брить, стелить и зиждиться – основываться. Про глагол стелить всё понятно, у него в первом брат-близнец стлать. Дети всех глаголов-эмигрантов сменили личные окончания,  забыли родной язык, а заговорили на языке новой родины. Показываю графически, как римская цифра I превращается в Е и у-ю, а цифра II в «и» и «а-я».

           Это правило только для глаголов с безударными личными окончаниями. Гудеть, лететь – какого спряжения? Второго, потому что окончания их под ударением и соответствуют окончаниям второго спряжения.

           Так же неспешно работаю с орфограммами Н и НН в именах прилагательных и причастиях. В именах прилагательных начинаю с двух НН:

  1. Корень или основа заканчиваются на н+н: сонный, лунный, карманный, обманный, каминный;

старый --- старина --- старинный

целый --- целина --- целинный

овца --- овчина --- овчинный

быль --- былина --- былинный

Исключения: юный, зелёный, синий, румяный, свиной.

  1. Суффиксы онн – енн родились сразу с двумя Н: обеденный, отечественный, мужественный; онн только от слов на –ия: операционный, авиационный, информационный, эвакуационный.

Исключения: ветреный, но безветренный.

Н

  1. В притяжательных прилагательных на -ин: как мамин, Танин, так и львиный, утиный, журавлиный.
  2. В относительных прилагательных (по материалу) с суффиксами ан-ян: серебряный, льняной, торфяной, кожаный.

Исключения:

Загадка

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Замки оловянные.

(окно)

      Правило «Н и НН в причастиях» начинаю, напротив, с написания Н:

  1. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: ломаный, солёный, копчёный, квашеный, вязаный, крашеный, мороженый, вареный;

Записываем эти слова, и я прошу: оставьте три строчки, отступите и начинаем записывать примеры с НН.

  1. Если есть приставка, кроме не: сломанный, подсоленный, законченный, связанный, покрашенный.
  2. Если есть зависимое слово, то есть образуется причастный оборот:

Кошенный на рассвете луг.

Крашенный весной забор.

  1. В словах на –ованный, -ёванный:

балованный (ребёнок), дрессированный медведь.

Исключения: кованый, жёваный.

  1. В причастиях от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный, данный, купленный, рождённый, изумлённый, лишённый.

Исключение: раненый, но израненный, раненный в руку солдат.

         А теперь возвращаемся к Н.

Одна Н в кратких причастиях, то есть получается как бы счёт 1:1, то есть если одна буква в окончании, то одна и в суффиксе.

              Когда правило выучим и закрепим, приходит черёд исключений

Исключения:

  1. НН в словах от глаголов несовершенного вида, то есть это не причастия, а отглагольные прилагательные, они и в краткой форме с двумя НН:

              нежданный, негаданный,

              невиданный, неслыханный,

              медленный, желанный, священный,

              отчаянный, нечаянный, деланный.

  1. В сложных словах Н: тяжелораненый, домотканый, свежемороженый.
  2. Одна Н в устойчивых выражениях:

конченый человек, приданое невесты, прощёное воскресенье, посажёный отец, названый брат.

Для отработки данных правил хорошо использовать цифровой диктант:

расставлены цифры до 10, читаются словосочетания и под цифрами ставятся 1 или 2:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2 1 2 2 1 2 1 1 2 2.

            Для отработки многих орфограмм полезно использовать игру «Эстафета», для которой в классе создаётся 6 или 5 команд, то есть детей, сидящих один за одним. Даётся орфографическое задание, например: пишем слова с Ъ или Ь знаком. Каждый ученик пишет на листочке одно слово и передаёт сидящему впереди него. Выигрывает команда, закончившая первой, однако если при проверке будут ошибки, то счёт увеличится по одному баллу за каждую ошибку. Победа у той команды, у какой меньше очков; значит, они раньше подбежали к доске и не сделали ошибок.

            Подводя итог, хочется сказать, что развитие орфографической зоркости учащихся зиждется на интересе к предмету, разнообразии форм проведения урока, мотивированного отношения к учёбе.

Список использованной литературы

 

  1. Современный русский язык под редакцией Н.М.Шанского, А.Н. Тихонова: М. Просвещение, 1981.
  2. Материалы по занимательной грамматике русского языка. А.Т.Арсирий, М.: Просвещение, 1967.
  3. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Речь, язык и секреты пунктуации: Книга для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Орфография без правил. – П.С.Тоцкий, М.: Просвещение, 1991.
  6. Практическая методика русского языка, 5 класс: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская, Л.М.Зельманова. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Уроки русского языка в 7 классе/ Г.А.Богданова, М.: Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 5 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

элементы занимательности на уроках русского языка

игры, сказки на уроках русского языка...

Из опыта работы. Элементы занимательности на уроках русского языка

нестандартные задания, игры, прививающие интерес к русскому языку...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

laquo;Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс....