ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Лежнёв Александр Владимирович

«Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_zanimatelnosti.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Староюрьево – 2006.

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

        «Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятия материала, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по - разному им оперируя и т.д.». и психологи, и методисты, и учителя словесности, давно преподающие русский язык и литературу, считают, чтобы «процесс прочного усвоения знаний» шел изо дня в день, а ученик смело поднимался по ступенькам лестницы, ведущей в мир русской словесности, чувствовал себя на ней уверенно, педагогу необходимо немало поработать, подумать, как, каким образом вел и ведет он объяснение нового материла, организует закрепление, проверку знаний. Чего греха таить, частенько словесник из урока в урок применяет одни и те же элементы: проверка домашнего задания, опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. И все это по одной и той же схеме, те ми же приемами и методами, что вчера, полгода назад. И как тут не вспомнить великого К.Д. Ушинского, считавшего, что «губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении». Да, необходимо разнообразие. Нужно, особенно в 5-6 классах, чтобы на уроках жила занимательность не на правах падчерицы, а на правах хозяйки большого дома.

        Принцип занимательности на уроках русского языка – один из ведущих в методике преподавания этой науки в средней школе. И здесь сошлемся на авторитет М.Р. Львова: «Занимательность в общении – фактор повышения интереса к знаниям по языку». Известный ученый считает, что занимательность реализуется в процессе обучения использованием различных занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций, художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.

        Занимательность используется практически на любом этапе урока. Она хорошо «вписывается» и в проверку домашнего задания, и объяснение нового материала. Не покажется она лишней и при проведении тренировочных упражнений и организации работы по развитию речи и практической стилистике. Опытный учитель отыщет место занимательности при групповой и индивидуальной работе с неуспевающими учащимися. Даже при ведении рукописных ученических словариков занимательность будет уместна. «но занимательность, - утверждает Л.Д. Эрниязова в статье «Занимательность на уроках русского языка», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (1985 г. №6), - не равна интересу. Занимательность относится не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству вещей, явлений, предметов, воздействующих на интерес, возбуждающих его. Свойства эти проявляются в новизне, неожиданности, странности, несоответствии прежним представлениям».

        Такой новизной на уроках русского языка является использование лингвистических миниатюр, сказок, стихотворений, «броских» фраз и т.п. Так, когда спустя месяц после изучения темы «Буквы ё-о после шипящих в корне слова» (орфограммы № 14), учащимся был предложен словарный диктант, в котором были в основном слова на это правило, то из 30 учащихся, писавших его, ошибся только один (новый в данном коллективе): пятиклассники, записывая слова, вспомнили нехитрое стихотворение, где используются слова – исключения:

        Слышу шорох, вижу шов,

        Не найду лишь капюшон.

        Где пропал, где спрятан он?

        А крыжовник под окном

        Разбросал стальные ветки

        До зелененькой беседки.

Не знают затруднений пятиклассники при определении звонких и глухих согласных, применяя с широко известной фразой «Степка, хочешь щец? – Фи» и эту «Щеки, чаша, цех спят. Фу!», где все согласные являются глухими.

        Не ошибаются и в последовательности падежей, ибо запомнили с претензией на рифму фразу «Иван рубил дровишки, веревки, толь, пальтишки», где первая буква слова помогает ученику вспомнить название падежа и его место в «рабочем строю».

        Хорошо «вписываются» в урок лингвистические сказки. Покажем на конкретных примерах, как их можно использовать на том или ином уроке.

        Орфограмма №11 («Буквы З и С на конце приставок») – одна из наиболее трудных. Пятиклассники (и не только они) часто допускают ошибки в написании слов с этими согласными на конце приставок. При объяснении данной темы может использоваться следующая сказка.

        Две подруги.

        Жили-были в стране Азбука Зи-зи и Се-се. Крепко дружили, словно сестры родные. Идет Зи-зи, к примеру, в гости, обязательно пригласит подругу. Выросла на участке у Се-се изумительная клубника, и Се-се первое лукошко на заре отнесла Зи-зи. И радость, и горе, что иногда заглядывало тоже к ним, делили девушки поровну.

И славился в стране красивый и умный парень Степка. О таких, как он, говорят: золотые руки.

Заглянул однажды Степка в дом к Се-се. Вышла хозяйка, поклонилась и пригласила гостя к столу:

Степка, хочешь щец?

—Фи, повертел носом Степка, а потом подумал да и остался обедать: очень ему Се-се понравилась. Всем взяла и умом, и статью.

—Будь всегда со мной, предложил чуть позже Степка девушке руку и сердце.
         Согласилась Се-се и улыбалась пареньку лучистыми глазами. Вскоре узнала об этом Зи-зи, обиделась. И не просто обиделась, а стала всюду говорить, что Се-се глухая, и соседи у нее глухие, и Степка глухой, и ничего Се-се не умеет готовить, кроме щец. Подущаешь, нашел жену! Вот она, Зи-зи, голосистая, звонкая, ей бы за Степку замуж. Она бы из него Степку враз бы сделала
без врачей обошлась бы и глухим бы не был. Она так размышляла вслух, и звонкий ее голосок был слышен по всей округе колокольчиком звенела Зи-зи. Что и говорить, приятный голос у этой девушки.

Так и расстались подруги. А Се-се со Степкой живут дружно и до сегодняшнего дня, хоть немало с тех пор прошумело дождей и съедено наваристых щец. Бывшие подруги встречаются редко, но в стране той их вспоминают. Даже правило такое есть. Вот послушайте и запомните хорошенько: приставках на - З/-С) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими С.” Вот так-то.

Сказку вспоминаем и на следующем уроке: дети ее охотно пересказывают, а пересказ, как известно, является средством контроля за тем, как понят учениками тот или иной материал. Смысл повторения и в том, чтобы вспомнилось правило, предупредилось забывание, продолжала развиваться устная речь учащихся, совершенствовались знания и навыки. К сказке “Две подруги” возвращаюсь на уроках работы над ошибками, когда она несколько сотрется (что вполне естественно) в памяти пятиклассников. Да и потом: сказка тот жанр, который детям очень нравится, а учитель должен помнить мудрое высказывание В.А. Сухомлинского: “Сказка
это колыбель мысли”. Охотно сочиняют подобные сказочки и сами школьники.

При работе над орфограммой № 34 (“Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик”) тоже помогает сказка, где главными героями являются суффиксах Ек и Ик. Слушая ее, а затем пересказывая, учащиеся вдумываются в содержание этого произведения и выводят правило, которое сверяют с напечатанным в школьном учебнике. Вот текст сказочки “Ек и Ик”.

         В удивительной стране Имя Существительное как-то встретились два суффикса. Одного звали Ек, а второго – Ик. Что и говорить, редкие имена дали родители своим сыновьям. В раннем детстве суффиксы друг к другу прикипели сердцем, всегда ходили вместе, а еще иногда и ползали. И те, с кем Ек и Ик общались, становились меньше и их величали ласково: Василёчек, дружочек, Орешек, Самолетик, Зайчик. Повстречался однажды им Ключ. Ик, став рядом, похлопал премудрое создание по плечу, и тот мгновенно превратился в Ключик. По дороге важно катился Мяч. Поприветствовал краснопузого великана Ик, и Мяч на глазах у всех стал Мячиком.
Стройный зеленоглазый Карандаш и неуклюжий Пузырь, торопясь по вечно важным делам, тоже остановились в дружеской компании. Ик поздоровался с Карандашом. Тот, не успев произвести и нескольких фраз, стал Карандашиком. А с Пузырем беседовал Ек.
Суффикс захохотал над его неуклюжим видом. Пузырь, естественно, обиделся. И вот уже нет Пузыря, Пузырька обижать не станешь. Да и самому Еку обидно, да и жаль терять половину такого коротенького имени, когда общается с тем или иным существительным. Характером он, наверно, не вышел. Постоянно так. Остановится с кем поздороваться, тот начинает склоняться, и первая буковка в имени Ека исчезает. Не верите?

Послушайте: Пузырек Пузырька, Сыночек Сыночка. А с другом - иное. Ик крепко стоит на ногах при склонении. Нужен пример? Пожалуйста! Носик Носика, Мячик Мячика.

Про друзей ученые правило придумали. И вам его знать посоветуем. Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и -ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.

Следующую сказку можно использовать при изучении разрядов имен прилагательных по значению (6 класс). Она помогает школьникам понять, что по значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. Учащиеся получают представление о каждом разряде.

Такие разные сестрицы.

- Ну надо же! Надо же! До чего дожила, говорила мать Морфология, вот нет младшенькой доченьки, и дела никакого нет. Ты бы, средненькая дочка, милое мое Относительное прилагательное, и ты бы, старшенькая, Притяжательное прилагательное, выручили старуху. Вон сколько у нас сегодня гостей в горнице!
           
Не буду, мгновенно завертело носиком Притяжательное прилагательное, образовывать для всех степени сравнения, для всех и для девчонки Таки, и для деда Ивана Ивановича, и для купчихи Анны Степановны. Да, да, если бы только для царя и царевича, вступило в разговор Относительное прилагательное, Хоть я и относительное, но я не хочу, как этого требуешь, мамочка, к ним относиться, не хочу и не могу в том или ином предмете быть в большей или меньшей степени. Жила без этих степеней сравнения 20 лет, еще столько проживу. Меня ни с кем сравнивать не надо. Я (это все знают) красавица.

- И я тоже, похвасталась сестрица.

Что же мне делать? волновалась Морфология. И тут, как это часто бывает в сказках, подоспела матушке помощь. Я думаю, вы догадались, кто это. Ну, конечно, младшенькая дочь, а звали ее Качественное прилагательное.

- Здравствуйте, сестрицы мои ненаглядные! Здравствуй, матушка! Почему в очах своих грусть приютили?

Беда, доченька, чуть не расплакалась Морфология, там, среди гостей, разговор никак не идет без степеней сравнения, да и как требуется прилагательное в краткой форме произнести, люди только руками разводят. Вот сейчас плотник Архип рассказывал, какой дом возвел, но никому ничего ясно из рассказа его не стало мало у Архипа на кончике языка оказалось слов.

Красивейший! сказала младшенькая. Самый высокий в округе. Я Архипу помогу.

- Благодарю, доченька. Как звонок будет голос теперь у мастера!

В таком красивом-красивом доме и, наверное, теплом-теплом век жить можно, продолжала младшая. Я, матушка, плотнику и сложными прилагательными помогу, он этого заслуживает.

- И еще твои сестрицы не хотят дружить с наречиями Очень, Чрезвычайно, Слишком и некоторыми другими.

- Не желаем, сказало Относительное прилагательное. Пусть наша сестричка с ними общается. Мы за это на нее не обидимся.

- Матушка! Не надо беспокоить сестриц. Они сегодня отдыхают, подала голос Качественное прилагательное.

- Сегодня и всегда, настаивали на своем девицы.

- Я, младшенькая, и поработаю. Не беспокойся, я запомнила, что мне делать сегодня.

- Сегодня и всегда, твердили сестры.

- Конечно. Это так приятно добрым людям помогать образовывать степени сравнения и краткую форму имени прилагательного. Не забуду и сложные прилагательные. И наречия Очень, Чрезвычайно, Слишком без внимания не оставлю, пообщаюсь с ними.

- Мы, матушка, с вашего разрешения удалимся,
заторопились Относительное и Притяжательное прилагательные, нам еще кадриль танцевать, а может, и польку.

- Сестрицы мои золотые, очень за вас рада. И я иду к гостям: людям моя помощь требуется.

- Иди, голубушка.

И Качественное прилагательное отправилось в горницу, чтобы люди могли между собой разговоры вести. Давайте и мы заведем дружбу с Качественным прилагательным.

Вот план-конспект урока по теме «Буквы а о в корне -лаг- -лож-”.

Знать: чередование а-о в корнях слов, правило выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными.

Уметь: владеть способом выбора а-о в корне
-л,аг лож-.

Ход урока.

1. Орг.момент.

2. Сигнальный диктант: маршрут, рассвет, березка, цикорий, щучка, съемка, слагать. Какое слово лишнее? Почему “слагать”? На какую тему, о чем можно сложить, написать рассказ, используя данные слова? Составим предложение о походе по родному краю. Записываются предложения: Девочки и мальчики предлагали побывать на родине известного русского композитора. Иные туристы предложили отдохнуть на поляне в Растовом саду.

Какое слово в сигнальном диктанте лишнее? Слагать. Выделим корень слова. Посмотрим, есть ли в записанных на доске и в тетрадях предложениях слова с таким же корнем? Предлагали, предложили. Знаете ли вы, когда в корне букву, а писать, а когда о? Вот этим мы займемся на сегодняшнем уроке.

Знакомиться с новой темой будем со сказки. Как обычно начинаются русские народные сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь Синтаксис и царица Морфология, и должна была у них родиться девочка, так как наследник уже подрастал.
           
Поздравляем, поздравляем, говорили царице. С мальчиком поздравляем.

- Ложь, ответила мать. С глаз долой!

И покинули все дворец, не понимая, что произошло. Подумали: Морфология так сына назвала. Царям не укажешь, как наследников называть. Но через несколько минут у женщины родился еще младенец Похожи друг на друга, как две капли воды, как две песчинки, как два лучика солнца. Никто, даже отец, не мог отличить, кто из них Лож, а кто Лаг (так второго малыша назвали, решили, что если внешне похожи, пусть и именами тоже). Мать, конечно, различала, кто есть кто. Ну, как дети во всем мире плачут всем известно. -Уа, у-ааа. А Лаг плакал: “А-аааа”, Лож плакал: “О-ооо”. Вот ты (обращаемся к ученику) будешь Лаг. Заплачь. А ты выступишь в роли другого брата Лож. Как должен плакать? (Дети показывают). Мать, например, дает им, допустим, конфету, а им есть конфеты не хочется. И что же она слышит? От Лаг? А от Лож? Был в той стране ученый. Он-то, чтобы ребятишки в школе по- меньше в диктантах и записках ошибок делали, вывел из той слезливой истории правило, а потом то правило и в учебник внесли. Не верите? Откроем книгу и прочитаем (с. 175, орф. 18).

Дальше идет работа с учебником; закрепление, подведение итога и дается задание на дом.

Да, не надо забывать о занимательности на уроке русского языка. “Если с первого раза школьное дело детям представится, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, утверждал известный педагог Н.Ф. Бунаков в книге “Школьное дело”, если учитель сумеет затем, сумеет как можно чаще повторять такое впечатление в душе маленького ученика накопится масса таких следов, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время”.

А.В. Лежнев,
учитель, кандидат педагогических наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

элементы занимательности на уроках русского языка

игры, сказки на уроках русского языка...

Из опыта работы. Элементы занимательности на уроках русского языка

нестандартные задания, игры, прививающие интерес к русскому языку...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Принцип метапредметности на уроке русского языка

Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного  цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.АЧто общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?...

Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка

В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....