Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка

        Этимологический анализ – выяснение ранее существовавшего морфологического строения слов, его прошлых словообразовательных связей, определение источника и времени появления слова, установление способа его образования от соответствующей производящей основы.

        В своей педагогической деятельности данный вид анализа использую не за счет расширения учебной программы и введения дополнительных часов, а в качестве одного из аспектов изучения русского языка.

        Я убеждена, что приём заучивания написания слов с непроверяемыми орфограммами мало эффективен и противоречит основному принципу современной дидактики – принципу сознательности и активности. Поэтому в своей работе я использую ряд приемов, помогающих ученикам самостоятельно осознать, почему слово пишется так, а не иначе.

1. Предлагаю сопоставить слова, в которых трудно распознать этимологически родственные основы. Во многих эти проверочные слова учащимся известны, однако дети не опираются на них. Подобное сопоставление можно провести, например, при анализе следующей лексики: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка). Сравнивая анализируемые слова с историческим родственником, я показываю, что это действительно родственная лексика.

2. Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием  сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему я прибегаю в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник, как это наблюдалось в первом случае. Примерами таких слов могут быть следующие: беседовать, величина, витрина.

Беседовать. От беседа, которое образовано от старинного наречия без «вне, снаружи» и существительного съда «сидение». Исходное значение слова беседа – «сидение снаружи, перед домом».

Величина. Восходит к древнерусскому вель, вельми «большой».

Витрина. Создано на основе латинского vitro стекло (родственным является витраж).

3. Во многих случаях помогает сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами других славянских языков. Например, багрянец, багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому багръ, означающему название цвета.

4. Известный интерес для учащихся представляет сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами того иностранного языка, который ученик изучает. Особый эффект наблюдается в том случае, когда ударение в русском слове не совпадает с ударением в сравниваемых словах другого языка и позволяет запомнить трудную орфограмму.

Например,

Русский        английский                немецкий                французский

Балкон        balcony                        balkon                balkon

Батарея        battery                        batteriө                batterie

Вагон        wag(g)on                wagen                vagon

5. В ряде случаев безударные гласные в лексике, включенной в списки с непроверяемыми орфограммами, можно проверить сложными словами. Например, батальон, батарея – комбат; бригада, бригадир – комбриг.

        Работа с непроверяемой и труднопроверяемой лексикой становится исключительно интересным занятием и необыкновенно эффективным, если тщательно подбирается материал, с опорой на факты русского языка, древних языков, если каждое слово дается в интересном рассказе, если подчеркивается, как можно проверить трудную орфограмму. Интересна в этом отношении монография Н.М. Шанского «Занимательный русский язык», которую я использую в своей работе. Материал, изложенный в ней, способствует достижению цели обучать трудным правописаниям обдуманно. Так, в 5 классе учащиеся получили ответы на следующие вопросы:

  1. Можно ли доказать, что в слове топор надо писать о, а не а?
  2. Почему в глаголе расспросить две с?
  3. Почему в слове скатерка нет буквы т?
  4. Почему в слове лестница пишется буква т?
  5. О двух л в слове аллея.
  6. Почему слово подлинный пишется с двумя н?

        В связи с введением этимологического анализа в школьную практику нельзя не сказать о таком явлении, как ложная этимология, которая является одной из причин орфографических ошибок. Она возникает тогда, когда говорящий, желая осмыслить новое слово, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой и изменяет его звуковой облик, нередко значительно. Подобная переделка и переосмысление может стать причиной орфографических ошибок.

        В моей практике ученики разных классов сопоставляли такие, например, слова, а потому и допускали в них орфографические ошибки: «вИнтилятор» - винт, «фиАлетовый» - фиалка, «свЕщенный» - свет, «до вАстребования» - до вашего требования», поДчерк» - подчеркнуть, «спОртакиада» - спорт и др. Предупреждение ошибок, возникающих в результате ложного сопоставления, позволяет мне систематически повышать грамотность учащихся, расширять лингвистический кругозор, прививать любовь к родному языку.

        Предупреждение орфографических ошибок в словах, правописание которых не регулируется правилами, изучающимися в школе, - дело нелегкое. Однако умело поставленный, проводящийся систематически этимологический поможет значительно повысить грамотность учащихся.

        Этимологический анализ во многих случаях невозможен без знаний истории русского языка, поэтому столь важно учителю-словеснику знание исторических процессов. Обучая школьников современным языковым нормам, учитель должен сам хорошо знать процесс их становления, историческую их обусловленность, а также тенденции в развитии современного языка. Без этих знаний немыслимо сознательное и успешное преподавание такого важного и трудного школьного предмета, каким является русский язык.

         При отборе материала для исторического комментирования я учитываю его практическую направленность. При обучении современному русскому языку необходимо привлекаю только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. При этом в центре внимания присутствует один из важнейших принципов дидактики – доступность, учет возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса.

        На собственном опыте я убедилась, что вполне доступна для учащихся 5 класса история появления беглых. О и Е. Именно это языковое явление часто обусловливает изменение звуко-буквенного состава многих корней родственных слов (напр., шел - шла, лев - льва), суффиксов (снежок - снежка, замочек - замочка). Уяснив природу беглых О и Е, учащиеся без труда поняли внутреннюю логику правила о написании суффиксов – ек и – ик: ведь есть беглые Е и О, но нет беглого И в уменьшительно-ласкательных суффиксах существительных.

        Краткий экскурс в историю русских гласных позволил учащимся понять природу таких чередований, как я(ня) - им(ним) - ем(ём): поднять – поднимать - подъем, я(а)-ин: замять - заминать, начать - начинать, я – ен: время - времени; я - у: кряж - круг.

        При изучении темы «Непроизносимые согласные» мною было обращено внимание учащихся на то, что на письме могут наблюдаться сочетания трех или даже четырех согласных: поздний, гигантский и т.д. Однако в произношении таких слов один из согласных выпадает. Пользуясь приведенными в учебнике правилами, учащиеся сумели объяснить написание таких слов с непроизносимыми согласными, как вестник (весть), честность (честь), радостный (радость). Таким образом, при выполнении ЭА слов с непроизносимыми согласными следует подбирать такие родственные слова, в которых исчезают трех- и четырехчленные сочетания согласных.

        Таким образом, этимологический анализ на уроках русского языка позволяет значительно повысить грамотность учащихся, развивать некоторые орфографические навыки, позволяет изучать язык осознанно и вместе с тем интересно, он способствует развитию у школьников логического мышления и аналитических способностей.

Литература

1. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М., 2004.

2.Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. Этимология. - М.,1984.

3.Покровский П.Л. Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок.// Русский язык в школе.-1981.-№2.

4.Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2-х частях. - М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы

В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....

Использование игровых технологий для достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы на уроках русского языка

  Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа челове...

Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного ...

Принцип метапредметности на уроке русского языка

Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного  цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.АЧто общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

laquo;Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс....

Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувст...