"Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Михайлова Алла Владимировна

Данный урок может быть проведен при обучении школьников написанию сжатого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  1. образовательные: подготовка к написанию сжатого изложения на основе публицистических произведений; углубление понимания понятия абзац; обучение использованию разных способов сжатия текста
  2. воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  3. развивающие: обогащение речи учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка, развитие  памяти, мышления школьников

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ

1.  План работы над изложением

1.Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.

3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .

4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.

5. Озаглавьте каждую, составьте план.

6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.

7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.

9 .Продумайте средства связи между частями.

10. Напишите изложение

2. Знакомство с содержанием текста

           Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

           Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

            А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

            И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

           Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

(251 слово)

3. Определение стиля и типа речи

К какому стилю речи относится текст? Докажите свою точку зрения.

К какому типу речи относится текст? Докажите свою точку зрения.

4. Информация о тексте

5. Сжатие текста

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

  1.      исключение повторов;
  2.      исключение одного или нескольких из синонимов;
  3.      исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  4.      исключение фрагмента предложения;
  5.      исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

  1. замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с  

        обобщающим значением.

3.Упрощение:

  1. слияние нескольких предложений в одно;
  2. замена предложения или его части указательным местоимением;
  3. замена сложноподчинённого предложения простым;
  4. замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

6. Редактирование 1-го и 2-го абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения.

Отредактированный текст:

     Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

     Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

7. Редактирование 3-го абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста: (упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения; исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Отредактированный текст:

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

8. Редактирование 4-го абзаца

 Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение одного предложения; исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Отредактированный текст:

      Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

9. Редактирование 5-го абзаца

      Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение нескольких предложений; исключение фрагмента предложения и   слияние нескольких предложений в            одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Отредактированный текст:

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО   ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА

На уроке повторяются способы компрессии текста, в качестве практического задания - работа с текстом Б.Челышева "Он был един и многолик...". Урок сопровождается презентацией....

Система работы по обучению написанию сжатого изложения

В статье говорится о системе работы по обучению написанию сжатого изложения. На примерах фрагментов уроков показаны различные формы работы по обучению анализу текста, сжатию текста и конструирова...

Текстоориентированный подход при обучении написанию сжатого изложения в 9 классе.

Разработка урока содержит подготовку к ГИА в 9 классе, сжатому изложению. Отрабатываются речеведческие понятия (тема, идея, тип речи, микротема и др.), приёмы компрессии и анализа текста....

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....