Система работы по обучению написанию сжатого изложения
статья по русскому языку на тему

В статье говорится о системе работы по обучению написанию сжатого изложения. На примерах фрагментов уроков показаны различные формы работы по обучению анализу текста, сжатию текста и конструированию своего изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyahdokument_microsoft_word_2.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по обучению написанию сжатого изложения

          Сформированы ли у выпускников умения, нужные для адекватного восприятия текста разных функциональных стилей и типов речи? Способны ли  выпускники построить собственное высказывание на основе воспринятого? Эти вопросы помогает решить система работы обучению написания сжатого изложения

          Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилистические особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и оставить второстепенную.

          Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку.

          Подготовительные упражнения, рассредоточенные во времени (главным образом упражнения по орфографии и пунктуации), дают возможность на самом уроке изложения сосредоточиться на главном: на осмыслении содержания и построения исходного текста, на индивидуальных особенностях языка и стиля писателя.

          Способами тренировки могут стать мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в исходном тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом.

          Использование на ряде уроков текстов из произведений одного писателя позволяет провести беседу о стиле автора, привлечь внимание к особенностям его прозы.

          Сквозная тема нескольких уроков как бы объединяет в особый цикл отдельные фрагменты и этапы работы. Такая цикличность ситуаций в наибольшей степени пробуждает интерес старшеклассников к делу ( у психологов это называется ситуацией с целенаправленным притяжением), формирует личностное отношение к предмету познания. Ученик усваивает культуру языка писателя, его взгляд на природу, мораль, этику, его эстетическое кредо. Этот материал, подспудно накапливаемый в сознании, может стать почвой для создания сочинения на экзамене.

         Важен организационный момент – как предъявить текст. Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами и хуже визуалами. Учитывая эту особенность человеческой памяти, можно на первых порах подготовки предъявлять запись текста либо в распечатанном виде, либо проецируя на экран. Увиденный и проанализированный фрагмент текста убирается, и запись делается учащимися по памяти. Здесь возможны несколько вариантов работы:

1) учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;

2) учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;

3) учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти

         При предъявлении текста на доске важна и последующая работа по сопоставлению своего (вторичного) текста с исходным (первичным) текстом. Приёмы работы могут быть различны: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.

         Учитель на первых порах тренировки может привлечь внимание к отдельным элементам в первичном тексте, а также к количеству предложений и слов. По окончании записи учащиеся подсчитывают количество синтаксических и лексических единиц в своих текстах. Для подробного пересказа количественное соответствие – достаточно важный компонент работы, свидетельствующий о полноте изложения.

          При подготовке к экзаменационному изложению важна мысль о том, что надо быть чутким к художественной специфике разных писателей. Целесообразен поэтому и такой вариант работы, когда предлагаются тексты для сопоставления стиля разных авторов. Работа с текстами или фрагментами произведений, изучаемых на уроках литературы, помогает развить межпредметные связи и вырабатывает «зоркость» читателя, умение отличать стили разных авторов.

          В исходном тексте вполне возможны различные синтаксические конструкции. Для того чтобы у учащихся вырабатывалось умение ориентироваться в них, можно потренировать школьников, предлагая на рабочих уроках русского языка (в начале или в конце урока) небольшие, в 2-6 предложений (40-50 слов в среднем) тексты для тренировки (на 10 минут учебного времени). Лучше, если это будут не фрагменты текста, а самостоятельные произведения. В этом случае легче уловить идею, понять общую тональность, запомнить структуру и лексику текста, осознать синтаксический строй речи, целесообразно использованный автором для выражения основной мысли. Если используется фрагмент, он должен иметь достаточно законченный смысловой и стилистический характер.

        Перед тренировочными сжатыми изложениями на уроках предлагаем учащимся работу по анализу текста.

Даем текст и задания к нему (можно как раздатку или проецируем на экран):

Дмитрий Сергеевич Лихачев – единственное и неповторимое явление русской истории и культуры. Судьба провела его почти через весь ХХ век, сквозь все его эпохи и сломы. На этом пути его не миновала, пожалуй, ни одна из бед, выпавших нашему народу: тюрьма, лагерь, ленинградская блокада, безвременные утраты близких. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.

Но значение Д.С. Лихачева шире даже его научного подвига. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволили поведать людям о своем веке.

Задания

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему Дмитрий Сергеевич Лихачев – единственное и неповторимое явление русской истории и культуры?»
  2. Найдите и выпишите ключевые слова и словосочетания.
  3. В предложениях 3 и 4 замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.
  4. Напишите сжатое изложение, продолжив текст

Дмитрий Сергеевич Лихачев…

Совесть, вера и нравственная сила помогли ему пережить…

Однако он не только не сломился, но и совершил предназначенное… и поведал людям о своем веке.

        Упражнения на восстановление текста ( даются разрозненные предложения текста и нужно восстановить их последовательность) способствуют обучению распознавать структуру и содержание текста.

        Анализ « псевдотекстов» помогает тренировке практического умения учеников определять типы и стили речи. Термин «псевдотекст» предложен Е.С. Антоновой. В нем дается текст, составленный из разных источников. Части объединены или темой, или случайными деталями текстопостроения. Задача ученика – проанализировать его, пользуясь всеми освоенными техниками работы с текстом, выделить смысловые и стилистически единые части текстов и тем самым обнаружить первоисточники, из которых был создан псевдотекст.

        Данный фрагмент урока направлен на углубление знаний учащихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.

         Проверка домашнего задания. На дом было задано вспомнить типы речи и их особенности (повествование, описание, рассуждение) По вариантам подобрать тексты (5-10 предложений) разных типов речи и доказать принадлежность к данному типу. Свои примеры приводят 1-2 ученика  каждого варианта.

       На доске проецируется текст. Задание: выделить в тексте тезисы и примеры и разбить его на абзацы. Фронтальная работа с классом.

       В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа -золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Вставьте в текст  слова, которые:

- соединят примеры с тезисами;

- точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству древних историков. Составьте логическую схему текста.

В тексте два абзаца, так как основных мыслей – две:

из-за полезных ископаемых народы переселяются на новые территории;

в древних мифах отразились истории походов за полезными ископаемыми.

Каждый тезис иллюстрируется примером:

в поисках месторождений металлов греки заселяли побережье Черного моря;

миф о золотом руне.

Каждый пример разъясняется:

в Крыму есть железо, а на Кавказе – золото;

золото в кавказских реках добывали с помощью бараньих шкур.

Учащиеся записывают тезисы в тетрадь.

        В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, особенно металлов. Именно богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки, например, испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Поэтому они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, а в реках Кавказа - золотой песок.

История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, например, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. По свидетельству древних историков, «золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

       Такая работа подготавливает учеников к умению разбивать текст на микротемы.

        На уроках после изучения и освоения способов сжатия текста предлагаем такую работу. Исходный текст читается учителем, дается задание: написать его сжато. После чтения полученного некоторыми учащимися, проецируем или читаем сжатый вариант для сравнения с работами учащихся

Самостоятельная работа.

      По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.

      Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

Сжатый текст:

        В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой.

       Пушкин владел многими языками. Поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных стран и эпох.

      В заключение хотелось сказать, что исходный текст изложения осваивается учащимися как эталонный, даёт им целостную ориентацию, обогащает их человеческий опыт. Поэтому так важно адекватное восприятие первичного текста и его отражение в изложении. При этом происходит неформальное освоение существенных  сторон содержания и структуры образца. Работа по обучению написанию сжатого текста должна проводиться систематически на уроках 5 – 9 классов.

Список использованной литературы:

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. Москва. Просвещение.2006.

Н. А. Шапиро, А. В. Волкова, Е. В. Кузнецова, Е. Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Москва. Педагогический университет «Первое сентября».

Хаутова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА. Москва. Экзамен, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА"

Данный урок может быть проведен при обучении школьников написанию сжатого изложения....

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА

На уроке повторяются способы компрессии текста, в качестве практического задания - работа с текстом Б.Челышева "Он был един и многолик...". Урок сопровождается презентацией....

Текстоориентированный подход при обучении написанию сжатого изложения в 9 классе.

Разработка урока содержит подготовку к ГИА в 9 классе, сжатому изложению. Отрабатываются речеведческие понятия (тема, идея, тип речи, микротема и др.), приёмы компрессии и анализа текста....

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....