Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Волкова Лариса Павловна

Материал презентации позволит организовать эффективную подготовку к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiyattmicrosoft_office_powerpoint.ppt208 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ №9 г.Аткарска Волковой Л.П.

Слайд 2

Речевая компетентность обучающегося – это уровень его речевой грамотности, речевой культуры и, возможно, успешности в жизни. Формирование речевой компетентности школьника завершается в 11 классе, на этапе подготовки к ЕГЭ. Однако, как показывает опыт, большинство ребят ещё находятся в состоянии «языкового конфликта». Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы, грамматические ошибки, тропы, фигуры… «Узкие темы». Эффективность организации на уроке работы над языковыми задачами зависит от четкой постановки целей; системности занятий; дидактического обеспечения.

Слайд 3

Приёмы работы над заданиями контрольно-измерительных материалов по русскому языку Задание А1. (Орфоэпия.)

Слайд 4

Орфоэпический диктант №1 Августовский, агент, алкоголь, алфавит, арахис, арест. Боязнь, бытие, бюрократия, благовест, бряцать оружием, булава. Валовой, вандалы, верба, вчистую, вероисповедание, вдовство, всенощная, тайная вечеря Газопровод, гастрономия, гербовый, гусеница, гербы, граблей, гала-концерт, генезис, глашатай. Деспот, дефис, диспансер, договор, досуг, донельзя, досыта, доцент, дремота. Еретик. Жалюзи. Завидно, закупорить, занявший, запломбировать, звонит, зубчатый, запорошить, запорошенный, заключит договор. Избаловать, ивовый, изваяние, иконопись, иначе, инсульт. Камбала, каталог, квартал, кедровый, коклюш, колосс, корысть, красивее, кремень, кухонный. Ломоть, ломота. Медикаменты, мельком, мусоропровод, мещанин, мастерски. Начавший, некролог, немота, ненадолго.

Слайд 5

Орфоэпический диктант №2 / На 1-й слог / На 2-й слог / На 3-й слог Багрить броня на билеты банты вечеря генезис грушевый заговор знамение ивовый искра исповедь кашляни набело памятуя петелька плесневеть Анатом афера балованный броня танка бряцание бряцать включит гренки ( 1,2 ) давнишний джинсовый донельзя дремота закупорить заплесневевший засахарить зубчатый Агрономия апостроф баловать валовой гастрономия госпитальный исповедание каталог кладовая обеспечение облегчить позвонишь цеховой языковый (паштет)

Слайд 6

Орфоэпический диктант №3 /Исправь ошибки!/ / На 1-й слог / На 2-й слог / На 3-й слог Багрить броня танка бряцать ветеринария вечеря грушевый джинсовый заговор зубчатый ивовый искра исповедь кашляни корысть кремень набело Анатом афера балованный банты броня на билеты бряцание включит генезис гренки ( 1,2 ) давнишний донельзя дремота закупорить заплесневевший знамение исчерпать Апостроф баловать валовой гастрономия госпитальный засахарить исповедание каталог кладовая красивее обеспечение облегчить пережитое танцовщица цеховой языковый (паштет)

Слайд 7

Орфоэпическое чтение Красивейшая танцовщица опустила жалюзи, мастерски избавилась от шарфа, туфли и пуловера, перелистала каталог и, несмотря на зевоту и ломоту, передала бармену заказ, решив этим августовским вечером побаловать себя салатом из щавеля и свеклы, украинским борщом, сливовым и грушевым соком, отказавшись от тортов, алкоголя – уже откупоренного шампанского.

Слайд 8

Задание А3. А4. А5. Грамматические ошибки 1.Ошибки в образовании форм слов. Нет время, из коттеджев, за городом Львовым, с Михаилом Кац, пять килограмм баклажан, по-волчьему, подскользнуться. 2. Ошибки в согласовании. Я видел тропинку, ведущею к морю, три интересных книги, замечательная педагог, мое день рождения. 3. Ошибки в управлении. У меня появилась уверенность в себя, по приезду ,согласно приказа. 4. Ошибка в употреблении причастного оборота. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног, Обращения, встречаемые в повседневной жизни, На картине изображена девочка, только что вставшая, И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под деревом. 5. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Глядя на ветку сирени ,мне вспомнилась моя молодость; Поступив в продажу, книга будет оценена; Прочитав текст, захотелось подумать над затронутой в нем проблемой. 6. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Библиотекой выдано 101 книга; Все, кто пришли на юбилей, не знали о планах…; Те, кто пришел на юбилей, знал…; по возвращению домой, заведующий кафедры, оплатить за проезд.

Слайд 9

Задание В8. Анализ языковых средств. Ночь хочет поскорее спрятаться в расщелинах скал. Мечта вернуться домой греет сердце. Для берегов отчизны дальней ты покидала отчий край. Вот идёт мужичок с ноготок. Ты и убогая, Ты и обильная… Вы, сударь, поистине скупой рыцарь. Задание. Охарактеризовать грамматические основы предложений. Найти соответствия. А. антитеза Б. литота В. оксюморон Г. олицетворение Д. метафора Е. инверсия

Слайд 10

Задание В8. Анализ текста (морфологический, морфемный, словообразовательный, фонетический, стилистический - при повторении норм пунктуации). Возьмем такой пример: талант человека может процветать как в одной области деятельности, так и в другой. Скажем, Пушкин – великий художник. Лермонтов – художник тоже. Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. Музыка, педагогика, рисование – все открыто Толстому. Гениальные талантливы во всем, бездари – ни в чем. Задание. 1. Метафора, антитеза, эпитеты. 2. Метафора, сравнительный оборот, инверсия, литота. 3. Синтаксический параллелизм, лексический повтор, синонимы. 4. Синтаксический параллелизм, гипербола, ряд однородных членов предложения, антонимы.

Слайд 11

Задания такого типа могут быть использованы не только в рамках уроков русского языка в 11 классе. Формирование речевой компетентности школьников должно начинаться раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование речевой компетентности школьников на уроках английского языка"

Под речевой компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими языка для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на ф...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне ...

Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)

Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...