Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

    Вацковская Антонина Петровна

    Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи

    5 класс

    Сочинение-описание предмета (игрушки)

    Цель:

    учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

    Оборудование:

    классная доска, рисунки, тетради, черновики, игрушки(матрешка, ванька-встанька, щенок и другие, которые принесли дети).

    Ход урока.

    1.Слово учителя.

    - Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые  с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

    -  О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке.

     2. Объявление темы и цели урока.

    - В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

    - На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

    3. Беседа:

    - Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).

    - Какие типы речи вы знаете? (описание)

    - Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

    - Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)

    - Какой тип речи и стиль мы будем использовать?

    - Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

    4. Слово учителя.

    - Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

    Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная.

    - Соответствует ли это описание нашей теме? ( Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).

    5. Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

    - Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

    А если мы скажем так… (на партах образцы описания данной игрушки)

    Учащиеся читают:

         Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.

     Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые.

        Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.

        Щенок просто как живой!  Мне он очень нравится. А вам?

    6. Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

    Лимоны кислые, а сахар…

    Собака лает, а кошка…

    Трава зеленая, а небо…

    У человека две ноги, а у собаки…

    Птицы живут в гнездах, а люди …

    Певец поет, а строитель…

    7. Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки.

    Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

    Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

    На доске записан план описания и опорные слова.

    План.

    1. Название игрушки.

    2. Материал, из которого сделана игрушка.

    3. Внешний вид игрушки.

    4. Отношение к игрушке.

    5. Роль игрушки в вашей жизни.

    Опорные слова:

    Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико,   розовые  лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

     Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

      8.  Письменная работа в черновиках.

      9.Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках (Стихи Агнии Барто дети читают наизусть).

     10. Слово учителя.

    - А может ли игрушка рассказать о хозяине?

    - А может ли игрушка рассказать о целом народе?

    - Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа -  свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька.

    Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам  из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке».

    - У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки:

    Начнут они Ваньку укладывать спать,

    А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

    Уляжется снова и встанет опять.

    Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

    11. Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    открытый урок в 5 классе по русскому языку. Тема "Письмо"

    Данный материал можно использовать при проведении урока русского языка в 5 классе...

    Урманда

    Презентация...

    Планирование по истории России, 10 класс

    Планирование на 46 часов по учебникуСахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века / А. Н. Сахаро...

    разное

    результативность деятельности учителя представлена в графиках, диаграммах и таблице.   ...

    э/презентация о музыкальной группе Rammstein

    Материал подготовила Кузнецова Лаура, для урока в 10 классе немецкие музыкальные группы....

    Рейтинговые контрольные работы. 5 класс. УМК Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.

    Комплект из 11 рейтинговых конторльных работ, включая  полугодовую и итоговую работы....

    Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

    Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерн...

    Творческое занятие "Семья снеговиков"

    Занятие по изобразительному творчеству для старших дошкольников. Работа с разным материалом....

    Народные движения 17 века

    Конспект открытого урока...

    презентация урока по геометрии в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"

    Презентация к уроку повторения и обобщения по геометрии в 8 классе "Удивительный мир симметрии"...