методика написания сжатого изложения
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

методика написания сжатого изложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы написания сжатого изложения.

   Ни для кого не секрет , что многие учащиеся , оканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Из-за тотального нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается языковая культура.

На протяжении нескольких веков изложение остается одним из самых распространенных видов работы( в XIX веке оно носило название переложение), без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приемов, который используется не только для развития речи, но и для определения уровня речевого развития человека.

       Изложение - обобщенное название одного из видов связной речи(в письменной или устной форме). В школьных условиях изложение - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста.

В отечественной методике широко распространены три типа изложений-подробное, сжатое и изложение с элементами сочинения.

         В  течение многих лет прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку занимало изложение с элементами сочинения. В течение последних лет государственная(итоговая) аттестация по русскому языку в 9-х классах  общеобразовательных учреждений Российской Федерации проходила как в традиционной форме( изложение с элементами сочинения по открытому сборнику), так и в новой ( пакетное тестирование). Новая форма экзамена позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и в лингвистической компетенцией.

         Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы жизненно важно коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

• извлекать информацию при аудировании и чтении ; адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

• создавать в письменной форме высказывания  по заданным параметрам ,  в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости( компрессии);

•соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные,  стилистические).

          Выбор в качестве итогового экзамена сжатого изложения понятен: с каждым годом увеличивается поток информации , в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

         Анализ специальной литературы и ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, свидетельствуют о  том, что в педагогической практике еще существует нерешенные вопросы в обучении сжатому изложению. Школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Кроме того, в сжатых  изложениях выпускников достаточно много ошибок , связанных с неточностью употребления слов, неоправданным  повтором слов и многословием .

          Итак, первая часть - сжатое изложение - направлена на проверку понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста.

При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать многие умения и навыки:

•верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

•правильно выделять макро — и микротомы;

•владеть навыками компрессии (сжатия) текста;

•логично , стройно , без искажений передавать  в собственном высказывании содержание  исходного текста, используя способы компрессии;

•выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;

•строить высказывание , учитывая отношение автора к проблеме.

В отличие от подробного пересказа, характеризующегося как близкий к исходному тексту, когда сохраняются подробности и детали, сжатое изложение представляет собой пересказ  основного содержания исходного текста. Сжатый пересказ требует отбора существенной  информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Сжатое изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное  и  существенной передачи содержания. Сжатое изложение , несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно для учеников, поэтому к данному виду работы их необходимо тщательно готовить.

          Излагая текст сжато , ученики должны обнаружить важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать  подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные  микротемы. При написании сжатого изложения перед выпускником  не ставится задача сохранения авторского стиля, однако учащийся должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

       В основе  изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание , изложение активизирует как производящее, так и творческое мышление,проявляющееся, в частности, в умении сокращать исходный текст. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать , синтезировать, выделять главное , сосредоточиваясь на основных явлениях.

При работе над изложением на экзамене учащийся следует правилам его написания, которые он усвоил за годы обучения , поэтому технология написания изложения должна быть  хорошо известна старшекласснику и доведена до автоматизма.

Опыт показывает, что немаловажной проблемой при подготовке учеников к изложению является способность правильно определять тему, основную мысль текста. Большинство детей не может правильно это сделать сразу, поэтому, готовя их на протяжении нескольких лет к такому виду изложения , словесник должен  учить детей грамотно задавать вопросы к тексту. Часто дети не могут после прослушивания текста ответить на вопрос «О чем этот текст?» . Этот вид работы активизирует внимание учеников при прослушивании.

        Большую роль при подготовке к изложению играет словарная работа. Из-за малого объема чтения учащиеся плохо усваивают даже специально вводимую на уроках развития речи лексику. Слово должно закрепиться в сознании, т. е.быть полезным, активным участником речевой коммуникации. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные  оттенки значения или значений, особенности сочетаемости слова.

         Словеснику необходимо обращать внимание учащихся на яркие  слова и выражения , которые автор использует в тексте.

                                  • Почему автор выбрал  именно их?

                                  • Какой колорит они придали тексту?

                                  • Попробуйте заменить эти слова нейтральными.

                                  • Подберите синонимы к слову и т. д.

       Так у учеников вырабатывается внимание к слову , формируется ценностное отношение к нему. Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах в соответствии с их назначением.

Работа с образцами художественных текстов благотворно влияет на эмоциональную  сферу ребенка, учит чувствовать образ. Изложение формирует навыки разных видов речевой деятельности: с одной стороны, воспринимать текст на слух ( аудирование), с другой - умение пересказывать  текст. Экзаменационные изложения — это не только показатель усвоения учениками знаний и навыков работы с текстом, но и оценка труда учителя по обучению восприятию текста, вниманию к слову, стилю, композиции(такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы).

          Если схема работы с текстом  не была хорошо усвоена, выпускник  тратит много ценного экзаменационного времени «на раскачку», выбирая , с чего начать работу. Структуру организации работы с определением времени на каждый ее вид  необходимо напомнить ученикам на консультации перед экзаменом.

         С процедурой экзамена девятиклассников  нужно  знакомить не за день до него. Было бы целесообразно несколько раз провести репетиционный экзамен. Администрация обычно идет навстречу  пожеланиям учителя и оказывает необходимую  помощь по изменению расписания  в день организации репетиционного изложения.

                 На репетиции учитель должен создать условия , максимально приближенные  к экзаменационным. Учащийся должен знать не только правила работы с текстом , организации времени на экзамене, но и правила поведения в той или иной  ситуации (можно ли разговаривать с ассистентами , переспрашивать, громко задавать вопросы, как отпроситься выйти, сколько времени можно отсутствовать  в классе и те. де.). Нужно в соответствии с требованиями  по проведению экзамена для прочтения текста пригласить другого учителя - словесника ( не обязательно того , кого планирует администрация), чтобы дети смогли психологически адаптироваться  к экзаменатору. Однако «человеческий фактор» на этом  этапе экзаменационной работы вытесняется электронным: появились уже CD-диски с аудиозаписями текста для изложения, которые ставят в классе для прослушивания. Можно попросить коллег, свободных в данный момент, присутствовать в кабинете, чтобы учащиеся привыкли к мысли , что на экзамене в аудитории будут находиться незнакомые им учителя.

     В день проведения экзамена очень важным для детей является эмоциональный настрой взрослых — учителей, тестологов. Выпускники интуитивно ищут поддержки у них.  Улыбка, доброе слово («у вас все получится», «вы все знаете», «не волнуйтесь») должны настроить девятиклассников на позитивную волну. Это является если не определяющим, то очень важным фактором успешной сдачи экзамена.

                     

Важно! Организатором экзамена ни  в коем случае нельзя перед его проведением выяснить                     отношения с учениками, выказывать  своё раздражение в момент заполнения титульных литов, если выпускник  вдруг ошибется в оформлении. Если есть свободное  время до начала экзамена, нужно  предположить  ребенку переписать титульный лист , если нет - лучше  сделать эту работу в конце экзамена.

                                              Методика чтения текста изложения

Текст дважды читается учителем , не ведущим в этом классе русский язык, или включается аудиозапись.

       

Первое чтение нужно проводить в обычном темпе, хорошо интонируя речь. Учащиеся должны воспринять текст как целое, выделить главное и второстепенное в содержании, усвоить основную тему и сюжетную линию и в конечном счете получить эмоциональный посыл, который и поможет написать сжатое изложение.

      После первого чтения текста учитель должен объяснить некоторые слова и выражения, которые непонятны ученикам, записать не доске имена собственные и даты.

      В промежутке между чтениями учащиеся должны набросать элементарный план, зафиксировать основные микротемы.

       Некоторые учащиеся при первом прослушивании бросаются записывать все подряд, не заботясь о структуре исходного текста, не слыша «ключевых» слов, основных микротем, особенностей языка автора , и время , которое дается на упорядочение первичной информации, уходит на разбирательство собственного  почерка, соотнесение слов  с предложениями и т. д.

       

       Второе чтение должно  быть в более медленном темпе, позволяющем  учащемуся зафиксировать  главные смысловые опоры текста.

При  возможном третьем чтении (при обучающем изложении) текст вновь читается в обычном темпе. Ученики в это время более детально следят за строением  текста, последовательностью микротем в структуре микротемы, восстанавливают недостающие звенья в цепи повествования. Кроме того, они обязательно обращают внимание на языковые и грамматические особенности текста.

     

         На написание изложения  рекомендуется отвести 100 минут.

№ п/п

Действия организатора

Действия экзаменуемого

Рекомендуемое время

                                1 часть                                                                                          

 работы

1

 Первое чтение текста

Слушание текста

10 минут

2

Осмысление прочитанного текста

5 минут

3

Второе чтение текста

Слушание текста

10 минут

4

Написание сжатого изложения прочитанного текста

   Из времени , выделенного на создание оригинального текста (сжатого изложения), надо вычесть еще 15-20 минут для переписывания его на чистовик. Во время испытаний при выполнении всех частей работы учащиеся имеют право пользоваться орфографическим словарем.

    На основании предварительных записей учение составляет план, который помогает ему логически выстроить работу. Составление плана — чрезвычайно важный прием подготовки к изложению, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. После составления плана в его окончательном варианте (не более 5 минут) ученики приступают к написанию текста изложения. Учащиеся обычно интересуются, когда переписывать изложение на чистовик. Наиболее целесообразной представляется рекомендация переходить к переписыванию на чистовик после выполнения всех экзаменационных заданий на черновике, чтобы можно было еще раз все перечитать, проверить, внести окончательные изменения и исправления.

                 Методика подготовки к написанию сжатого изложения.

 Сжатое изложение рассматривается как письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания, Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над созданием нового текста.

    Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию(сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной подготовки. Учитель при обучении сжатому изложению должен формировать следующие коммуникативно-речевые умения: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, находить в тексте и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

      Независимо от того, какие способы выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, предъявленного для прослушивания, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

  1. сохранение последовательности в развитии событий;
  2. наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
  3. установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
  4. использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Итак, при обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

  1. умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  2. умение сокращать текст разными способами;
  3. умение правильно и логично излагать свои мысли

      -    умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

                                                     Приёмы компрессии текста

Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной. Важна не степень сжатия текста, важно то, может ли экзаменуемый передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

 Напомним, что сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимые искажения при передаче характера действующих лиц и обстановки.

  Для того чтобы недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к компрессии исходного текста.

  Важно! Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. А вот количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте.

  Наиболее распространены 3 способа сжатия текста:

  1. исключение подробностей, деталей;
  2. обобщение однородных явлений;
  3. упрощение (упрощение синтаксических конструкций, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.п.)

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали ( подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

 При обобщении материала вычленяемым единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

 К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся следующие:

  1. Замены:

 • замена однородных членов обобщающим наименованием;

 • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

 • замена предложения или его части указательным местоимением;

 • замена предложения или его части определительным  или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

 • замена сложноподчинённого предложения простым;

 • замена прямой речи косвенной.

  1. Исключения:

 • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

 • исключение повторов;

 • исключение фрагментов предложения, имеющего менее существенное значение;

 • исключение одного или нескольких синонимов;

 • исключение предложений, содержащих описание или рассуждение, представленные слишком широко и полно.

  1. Слияния:

 • образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической ассиметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессий исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть разной: от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

  Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенности  текста и подготовленности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки к написанию сжатого изложения

Презентация описывает организацию учебной деятельности для подготовки к написанию сжатого изложения...

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Готовимся к ОГЭ: Методика написания сжатого изложения

Методический материал для учащихся и учителей при подготовке к написанию сжатого изложения....

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"...