Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении».
элективный курс (русский язык, 11 класс) по теме

Соболькова Наталья Владимировна

Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа.

    Актуальность  данной программы обусловлена тем, что даёт возможность овладеть секретами пунктуационной грамотности и достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа элективного курса по русскому языку

в 11  классе

«Употребление тире в простом и сложном предложении».

                                                                          Составитель:

                                                                                      Соболькова Наталья Владимировна,

                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                                      МКОУ « Могильно-Посельская СОШ»

Большереченского района  

Омской области

Содержание

 I.      Пояснительная записка.                                             Стр. 3

II.    Содержание программы.                                               Стр. 5

III.     Учебно- тематический план.                                       Стр. 6

 IV.    Список литературы.                                                    Стр.7

Программа

Элективного курса  по русскому языку ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  11  класса  «Употребление тире в простом и сложном предложении»

Пояснительная записка.

      Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа.

      Согласно концепции профильного обучения в старшей школе элективные курсы предполагают углубление, систематизацию теоретических знаний, расширение возможности социализации учащихся.

    У каждого пишущего есть свои "любимые" правила пунктуации. Но по опыту работы  известно, что употребление тире относится к наиболее сложным и, если можно так выразиться, ошибкоопасным правилам пунктуации. Связано это, как нам кажется, с ошибочными представлениями большинства школьников о факультативности тире, его практически полной идентичности с запятой. Запомнив, как правило, несколько наиболее хорошо изложенных в школьных учебниках и пособиях для поступающих в вузы правил  , не все школьники способны обобщить в сознании случаи возможного употребления тире в русском языке. Учебные пособия редко предлагают сводные главы, посвященные этому вопросу, традиция составления справочных и учебных пособий – по группам правил, а не по знакам.

 .

     В век компьютерных технологий, в связи с развитием печатной продукции, когда речь стремится к краткости, образности, лаконичности важно научить учащихся строить и употреблять в речи предложения, где ставится тире.

    Актуальность  данной программы обусловлена тем, что даёт возможность овладеть секретами пунктуационной грамотности и достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.  

     

     Цели курса:

Обобщить  и систематизировать знания по данной теме.

Научить учащихся использовать в речи предложения различных конструкций.

Развивать у школьников коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую  компетентность.

 Задачи курса:

 - Углубить и расширить знания учащихся по пунктуации русского языка.

 - Выработать умение опознавать пунктограмму.

 - Развить навыки постановки  знаков препинания.

 - Развивать навыки исследовательской работы с текстом.

 - Развить навык работы со справочной литературой.

Исходя из задач курса, программа элективного курса   предусматривает формирование следующих умений и навыков :

 - соблюдение норм современного русского языка;

 - умение обобщать теоретический материал;

 - научиться на практике использовать теоретические знания.

Данный  элективный курс связан с разделами грамматики:«Морфология», «Синтаксис», «Стилистика», «Культура речи».

Формы, методы  работы и виды деятельности учащихся:

-самостоятельные и контрольные работы;

-тренировочные упражнения;

-конспект лекций;

-наблюдения над текстом;

-работа по карточкам;

-работа со справочниками;

-тесты;

-творческие задания;

-пунктуационный разбор;

-создание презентаций.

Ожидаемые результаты изучения курса:

- Утвердиться в готовности и способности к изучению языка на повышенном уровне;

- Проводить исследовательскую деятельность;

- В процессе обучения проявить активную жизненную позицию в вопросах использования учащимися языка в разных областях и ситуациях общения.

Содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ.  В первую очередь необходимо вспомнить, что существуют два разных типа тире. Одиночное тире – знак из группы отделяющих .Такое тире употребляется как знак, разделяющий предложение на две части (к примеру, тире может ставиться между подлежащим и сказуемым в простом предложении или между двумя частями сложного), или как знак препинания, аналогичный по своей функции запятой, но привносящий дополнительный смысловой оттенок в предложение. Отделяющее тире в простом предложении, кроме того, употребляется при однородных членах с обобщающим словом. Наряду с этим в правилах, связанных с обособлением членов предложения и вводных слов, употребляется парное тире, как выделяющий знак, который во многом аналогичен двум запятым.

1. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым связана с пропуском вспомогательной части в составных типах сказуемого. В ряде случаев постановка тире связана только с формой главных членов, в других есть дополнительные формальные причины, указывающие на необходимость поставить тире.

2. ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Неполным называется предложение"с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста" (Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. Ч.2. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. /Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. – М., МГУ, 2000 – С. 132)". Неполнота часто обусловлена пропуском сказуемого, причем этот пропуск связан либо с названностью сказуемого ранее по контексту, либо с особой структурой предложения, когда сказуемое не нужно (такое предложение называется эллиптическим). Именно такой пропуск сказуемого на письме обозначается постановкой тире.

3. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

4. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ КАК ВЫДЕЛЯЮЩИЙ ЗНАК

В предыдущих разделах речь шла  об одиночном тире, употребляемом как отделяющий знак. Теперь речь пойдет о правилах постановки парного тире. Мы посмотрим правила на обособление приложений, вводных  и вставных конструкций. В некоторых перечисленных ниже случаях парное тире аналогично по своим функциям двум запятым, но есть случаи, когда парное тире – единственный возможный знак.

5.ТИРЕ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

6. ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ КАК ЕДИНЫЙ ЗНАК В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

7. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

8. ТИРЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ОТДЕЛЕНИЕ ДРУГ ОТ ДРУГА РЕПЛИК В ДИАЛОГЕ.

Учебно – тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Введение. Задачи и цели элективного курса

1

 Вводная лекция с элементами беседы.

2

Функции знаков препинания.

1

Лекция с элементами беседы

3-5

Тире между подлежащим и сказуемым

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

6-8

Тире в неполном предложение

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

9-11

Тире в простом предложение при однородных членах

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

12-14

Тире в простом предложение как выделяющий знак

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

15-18

Тире в сложносочинённом и сложноподчинённом предложение

4

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

19-21

Запятая и тире как единый знак в сложноподчинённом предложение

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

22-25

Тире в бессоюзном сложном предложение

4

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

26-28

Тире между частями предложений с прямой речью.Отделение друг от друга реплик в диалоге.

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

29-30

Практическое занятие

2

 Создание презентаций.

31-32

Итоговая контрольная работа

2

33-34

Итоговое занятие

Круглый стол.

2

Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся.

Итого :

34 часа

 Список литературы:

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000

Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.-М., 1979.

Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.

Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. – М. 2003

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. 2003

Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Справочник по пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо- Пресс, 1998

Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование.- М., 1988.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс

Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...

Программа элективного курса по английскому языку для 8 класса «Английская грамматика: просто о сложном»

Данная программа составлена в рамках внеурочной деятельности основной школы является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса,  направленная на развитие  иноязы...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...