Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»
элективный курс по русскому языку на тему

Соболькова Наталья Владимировна

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в трёх направлениях: экономическом,  экологическом и культурно-историческом.

    При этом в своей основе это лингвистический курс, построенный с учётом текстоцентрического принципа обучения: в качестве важнейшей дидактической и речевой единицы отбираются тексты по истории, культуре, экономике, экологии Омской области (региона) и предлагаются для всестороннего изучения, творческой переработки. Ведущими методиками анализа текстов являются разные виды лингвистического анализа, в первую очередь лингвостилистический, риторический, правописный, комплексный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа элективного курса по русскому языку

  9-11  класс

«От истории края к словесности»

                                              Составитель:

  Соболькова Наталья Владимировна,

                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                                      МКОУ « Могильно-Посельская СОШ»

Большереченского района  

Омской области

 

Содержание

       I.      Пояснительная записка.                                             Стр. 3

      II.    Содержание программы.                                               Стр. 5

      III.     Учебно- тематический план.                                       Стр. 9

      IV.   Требования к уровню подготовки учащихся по курсу   Стр. 11

«От истории края к словесности»

  1. Список литературы.                                                    Стр. 12

Пояснительная записка

    Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в трёх направлениях: экономическом,  экологическом и культурно-историческом. По существу «От истории края к словесности» представляет собой интегрированный курс, включающий все названные аспекты. Он позволит учащимся постепенно развивать лингвистическое, историческое, экологическое, экономическое, художественное мышление, поскольку отражает логику исторического процесса, позволяет установить причинно-следственные связи в изучаемом материале, запомнить наиболее важные даты-вехи, имена выдающихся деятелей в истории Сибири, проявить креативность.

    При этом в своей основе это лингвистический курс, построенный с учётом текстоцентрического принципа обучения: в качестве важнейшей дидактической и речевой единицы отбираются тексты по истории, культуре, экономике, экологии Омской области (региона) и предлагаются для всестороннего изучения, творческой переработки. Ведущими методиками анализа текстов являются разные виды лингвистического анализа, в первую очередь лингвостилистический, риторический, правописный, комплексный.

   Содержание и структура программы отражают коммуникативную направленность курса, т.е. последовательное и целенаправленное совершенствование речевой  деятельности во всех её разновидностях (говорении, слушании, чтении, письме), и учитывают межпредметный характер этой проблемы. Предполагается, что понимание основных закономерностей речевого взаимодействия, знание набора речевых действий и способов создаст условия для совершенствования ведущих компетенций: социальной, культуроведческой, предметной (языковой) и будет способствовать освоению современных форм и итоговой аттестации учащихся.

   Интегральным результатом такой направленности, как и требует государственный стандарт общего образования, будет становление человека, «самостоятельно решающего различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.»

      Таким образом, цель курса – развитие основных коммуникативно-речевых умений учащихся как важнейшее условие совершенствования языковой личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края.

      Задачи курса:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине; сознательного отношения к языку как первоэлементу истории и культуры региона; воспитание осознанной любви к родному языку, выразительности народной речи, истории и культуре народов родного края и наукам, их изучающим.
  2. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с культуроведческим (национально-региогнальным) компонентом, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстами разных стилей по истории и культуре родного края, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из текстов о родном крае.
  3. Развивать творческие способности, познавательную самостоятельность учащихся, совершенствовать общеучебные, интеллектуальные, организационные, информационные умения и навыки.
  4.  Влиять на осознание русской  языковой картины мира, отрабатывать навыки межкультурного взаимодействия.

     Программа строится линейно- концентрическим способом. В каждом блоке программы предполагается  повторение и углубление следующих разделов: речь как способ общения людей; требования к речи ; текст как продукт речевой деятельности и его организация; стили речи; особенности текстов различных типов и жанров.

Содержание программы

9-11 классы  (34 часа)

Слушаем себя и другого

  1. Коммуникативный блок

   Язык и культура. Язык и речь. Основные функции языка: коммуникативная, мыслительная, функция хранения и передачи информации. Язык – речь – словесность.

     Общение, единство двух сторон: передача и восприятие смысла. Виды речевой деятельности, связанные с восприятием чужой речи  (слушание и чтение) и связанные с созданием собственного высказывания (говорение и письмо). Сферы и ситуации речевого общения. Речевая ситуация, её компоненты. Участники общения . цели и задачи общения. Обстановка общения.

      Виды общения: межличностное (1-1), групповое (1-группа), коллективное (1- много), вербальное – невербальное.

     Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

      Слушание и говорение как взаимообусловленные виды устной речевой деятельности. Понимание как важнейшая цель слушания. Способы слушания, их зависимость от речевой ситуации. Рефлексивное слушание. Виды слушания. Глобальное и детальное слушание. Вербальные и невербальные средства общения при слушании. Поведение слушающего.

   Культура речи как наука о качествах хорошей речи. Качества хорошей речи: правильность, точность. Фактическая точность речи.

  1. Текст

    Текст как единица речи. Текст и речевая ситуация. Свойства и признаки текста. Структура и значимые части текста. Информативность текста. Тема, ключевые слова, основная мысль текста. Средства смысловой связи в тексте. Завершённость текста, её признаки: заголовок, начало, конец текста.

   Вторичные тексты, пересказ полный и сжатый. Требования к письменному пересказу.

Читаем для себя и других

  1. Коммуникативный блок

   Чтение как вид речевой деятельности. Функции языка и их связь с функциями чтения: познавательная (читаю, чтобы знать), регулятивная (читаю, чтобы научиться что-либо делать, регулировать свою деятельность), эстетическая или ценностно- ориентационная (читаю, чтобы получить удовольствие и научиться ориентироваться в мире эстетических и нравственных ценностей).

      Виды чтения: чтение с установкой (определить тип, стиль речи, жанр и т.п.).

       Стилистически значимая речевая ситуация (адресант, адресат; информация; коммуникативная задача; коммуникативное намерение; способы выражения, обстановка: официальная/ неофициальная, знакомая/ незнакомая, время общения).

    Качества хорошей речи. Богатство и выразительность речи.

  1. Текст

   Основные признаки текста. Тема и основная мысль, тема и микротема, развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложения в тексте: данная и новая информация. Деление текста на абзацы, строение абзаца.

   Сильные позиции текста: заголовок, эпиграф, посвящение, начало, концовка текста, ключевые (опорные) слова.

      Уровни организации текста: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. Звуковая организация художественного текста: аллитерация, ассонансы, звукопись, звукосимволизм,  фоносемантика. Графический образ текста: фигурное расположение, шрифты, курсив. Словообразовательный повтор, ложная этимология, слова с суффиксами оценки, окказионализмы. Лексические средства выразительности: тропы (метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, гипербола, ирония, аллегория, перифраза), стилистически  маркированные и эмоционально-оценочные слова.

      Способы выражения субъективной модальности (авторской, рассказчика, персонажей) в тексте (на материале художественных произведений).

  1. Типы речи

   Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности: в статистике – описание, динамике – повествование, в причинно-следственных связях – рассуждение и оценка. Описание предмета (на материале художественных и научно-популярных текстов по истории края).

  1. Стили речи

   Разговорный – книжные стили (художественный, деловой). Их основные признаки, сфера употребления в речи, характерные языковые особенности (на разных уровнях).

Говорим себе и другому

  1. Коммуникативный блок

    Говорение как вид речевой деятельности. Речь говоримая и речь озвученная.

     Качества хорошей речи: уместность, доступность, выразительность. Принцип коммуникативного сотрудничества. Принцип гармонизирующего диалога в общении.

  1. Текст

  Изобретение идей. «Размножение» идей по ассоциативным рядам и смысловым моделям (части – целое, определение и т.д.).

  1. Типы речи

       Расположение идей. Повествование. Как рассказать сказку, историю? Рекомендации рассказчику. Этапы повествования и их последовательность.

  1. Функциональные стили и жанры

    Украшение речи: тропы и фигуры речи. Публицистический стиль. Похвальное слово. Речевой этикет. Похвала и комплимент. Требования к поведению говорящего. Интервью. Беседа и спор. Диалог и монолог в беседе. Способы, помогающие избежать непродуктивных моделей беседы.

Пишем для себя и для других

  1. Коммуникативный блок

  Письменная речь как речь фиксированная, с постоянными зрительно-воспринимаемыми  знаками на бумаге, коже, ткани и других материалах. Общая характеристика письменной формы речи, её значение как средства сохранения и передачи человеческих знаний. Сведения о происхождении письма как средства общения, о возникновении и развитии русской графики.

       Культура письменной речи. Понятие правильной и хорошей речи. Соблюдение норм литературного языка – основной признак правильной речи. Коммуникативная целесообразность – основное свойство хорошей речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, богатство, выразительность, уместность. Понятие нормы и отклонения от неё. Виды ошибок. Ошибки и недочёты.

  Речевые (нестилистические) ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, искажение значения и структуры фразеологизма, неоправданное словотворчество.

   Стилистические недочёты:1) связанные со слабым владением ресурсами родного языка, 2) обнаруживающие недостаточно развитое стилистическое чутьё.

      Роль орфографии в письменном общении. Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи. Систематизация орфографических написаний.

     Редактирование написанного. Требования к пишущему. Приёмы правки черновика. Требования к оформлению рукописи.

  1. Текст

          Письменная речь как процесс.

           Переработка исходного текста: 1) сжатое, подробное, выборочное произведение исходного текста, 2) интерпретация:  комментарий, анализ, критика.

   Создание первичного текста. Монологическое высказывание как текст. Диалог как разновидность текста. Признаки диалогической речи. Основные свойства и признаки текста. Микротема. Абзац и его  строение.  Типы зачинов: повествовательный, зачин с временными словами (раз, как-то, однажды), с обобщением в первом предложении, с вопросительным предложением, со словом это, со словом есть, с выделительным оборотом, динамический зачин. Типы концовок: итоговая концовка, оценочная, с изменением временного плана, призывная, в виде последнего действия или сообщения, с открытой перспективой, проблемная концовка. Виды заголовков: 10 по форме выражения (цитатный, нецитатный), 20 по целевой установке и стилистической принадлежности текста  (тематический, сообщающий, эмоционально-оценочный, парадоксальный, проблемный, побудительный). План простой и сложный.

   Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.

  1. Типы речи

         Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности. Способы разграничения типов речи. Семантические разновидности типов речи и их строение: описание места, состояние окружающей среды, состояние человека, героев литературных произведений; повествование о действиях и меняющихся состояниях; рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление, дискуссионное рассуждение с доказательством   «от противного».

      Ведущие и сопутствующие типы речи. Соединение в тексте фрагментов  с разным типовым значением: описание + оценка, повествование + описание, рассуждение + оценка + описание + повествование и др.

      Абзац в текстах разных функционально-смысловых типов речи.

  1. Стили и жанры речи

     Основные понятия функциональной стилистики: стилистические ресурсы языка и стили речи (обобщение). Характеристика стилей: обстановка общения, сфера применения, функции речи, характерные языковые и речевые средства.

      Стили речи и речевые жанры: заявление, объявление, биография, аннотация, отзыв, рецензия, научный доклад, зарисовка и др.

        Виды сочинений: на основе понятия, на основе прочитанного, на основе произведения живописи и музыкального впечатления и т.д. (на краеведческом материале).

    Многоаспектовый анализ текста.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Часы

Форма урока.

Виды деятельности.

1.

Учимся слушать: язык и речь,

Общение, речевая ситуация.

1

Слушание лекции учителя и её запись. Работа с текстовым материалом краеведческого характера.

2.

Учимся слушать: диалог и монолог. Слушание и говорение как взаимообусловленные виды устной речевой деятельности.

1

Слушание лекции учителя и её запись. Работа с текстовым материалом краеведческого характера.

3.

Вторичные тексты. Виды пересказа.

1

Слушание лекции учителя и её запись. Устный пересказ.

4.

Обучающее изложение.

1

Практикум (написание изложения по краеведческому тексту).

5.

Учимся читать: чтение как вид речевой деятельности.

1

Лекция. Беседа. Чтение текстов по истории родного края.

6.

Учимся читать: виды чтения, чтение с установкой.

1

Лекция. Беседа. Чтение текстов с определённой установкой.

7.

Текст. Основные признаки текста.

1

Лекция учителя и её запись: составление плана, опорных таблиц. Работа с текстами краеведческого характера.

8-9.

Уровни организации текста.

2

Лекция учителя и её запись. Практикум: анализ текстов с различным уровнем организации. (на  краеведческом материале)

10.

Позиция автора, рассказчика, персонажа в тексте.

1

Отбор фактического материала. Работа с текстами: отмечаются способы выражения субъективной модальности.

11.

Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности.

1

Описание предмета (на материале художественных и научно-популярных текстов по истории края).

12.

Стили речи: признаки, сфера употребления, языковые особенности.

1

Сообщение учащихся иллюстрированные самостоятельно подобранными текстами.

13.

Учимся говорить: речь говоримая и речь озвученная.

1

Сообщения учащихся. Дискуссия: качества хорошей речи.

14.

Изобретение идей.

1

Изучить рекомендации  для изобретения идей к выступлениям, сочинениям, обычному общению. Проведение игры «Бином фантазии».

15-16

Как рассказывать историю?

2

Беседа. Конкурс на самую удачную концовку истории с возможным началом. Сочинение фантастической истории.

17.

Похвальное слово и комплимент.

1

Лекция . Работа с текстами. Составление похвального слова  И. Бухольцу.

18.

Беседа и спор.

1

Создание схемы, отражающей суть общения. Беседа о важности предмета  «От истории края к словесности».

19.

Учимся писать: письменная речь, её характеристика, её значение

1

Лекция учителя, её запись: составление опорных таблиц.

20

Культура письменной речи.

1

Доклады учащихся, иллюстрируемые примерами.

21.

Норма. Речевые и стилистические ошибки.

1

Лекция учителя и её запись. Практическая работа: поиск ошибок в текстах.

22.

Роль орфографии в письменном общении.

1

 Лекция.

23.

Редактирование текста.

1

 Анализ ошибок, правка готовых работ.

24-25.

Переработка исходного текста.

2

Практическое занятие.

26.

Изложение.

1

Написание изложения по краеведческому тексту.

27.

Создание первичного текста

1

Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, составление планов.

28.

Сочинение.

1

Написание сочинения.

29-30

Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности.

2

Лекция учителя и её запись. Отбор и систематизация фактического материала (тексты по истории краеведения).

31.

Соединение в тексте фрагментов с разным типовым значением.

1

Практикум: создание текста, в котором должны быть соединены фрагменты с разным типовым значением.

32.

Основные понятия функциональной стилистики.

1

Лекция. Сообщения. Характеристика стилей.

33.

Стили речи и речевые жанры.

1

Подбор фактического материала. Создание текстов определённых речевых жанров.

34.

Многоаспектный анализ текста.

1

Практическое занятие: анализ текста по нескольким аспектам.

       

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «От истории края к словесности»

   Учащиеся должны знать и понимать:

 - основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов России, проживающих на территории Омской области;

 - смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты; литературный язык; языковая норма и её типы;

 - свойства и признаки текста как речевого произведения, закономерности его построения;

 - основные особенности функциональных стилей языка.

   Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):

 - анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, функционально-стилевой целостности;

 - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в научном, официально-деловом, публицистическом стилях;

 - создавать тексты разных стилей, типов речи, жанров;

 - извлекать необходимую информацию из разных источников и передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде ключевых слов, плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

 - владеть приёмами редактирования текста.

  Мониторинг качества лингвистического образования, полученного в данном курсе, проводится с помощью измерителей, представленных в образовательных стандартах по русскому языку, на историко-краеведческом материале.

Литература

Научная литература

  1. Аношин В.Г. Где шумит артынский бор. – Омск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1986.
  2. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачёва Н.М. Омский историко-краеведческий словарь.    - Омск,1994
  3. Долгушин А.П. Сказание о Большеречье. – Омск, 1998.
  4. Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. – Омск, 2002.
  5. Гончаренко А.А. Наш край, Природа. Народы. Первобытная история. Культура. – Омск, 2001.
  6. Города Омской области. – Омск, 1995.
  7. Коников Б. Тайны древних курганов. – Омск, 1990.
  8. Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области.

- Омск, 1967.

Учебная литература

  1. Омск и история Сибири на уроках развития речи. – Омск, 1999.
  2. История края в словесности: Учебная хрестоматия, 5кл./ под редакцией М.А.Булавиной.

- Омск: ООИПКРО, 2006.

        3. История края в словесности: Учебная хрестоматия, 5кл./ под редакцией М.А.Булавиной.

               - Омск: ООИПКРО, 2006.

        4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980

        5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.

        6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 2001.

        7. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. – м., 1999.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении».

Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса

Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Рассуждаем. Пишем.» 9 класс

Элективный курс русского языка «Рассуждаем. Пишем (Содержание и языковой анализ текста)» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенци...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...