Написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Барзенкова Екатерина Ивановна

Данная методическая разработка (конспект урока) знакомит учащихся 7 классов с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирует умения отличать эти союзы от омонимичных частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_soyuzov.doc22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе

 по теме « Написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

                               

(1-й урок)

                                                                             (05.03.2011)

Цель: знакомство с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирование умения отличать эти союзы от омонимичных частей речи; повторение лексики; развитие речи учащихся.

Оборудование: доска, учебник, словари, таблица

Ход урока:

Разминка.

Записать по памяти: 1-в. - считалку «Подчинительные союзы»,

 2-в. - «Союзные слова», все - формулу «Хамелеон».

Считалка «Подчинительные союзы»:

 Что, чтобы,

Если, будто, как будто,

Оттого что, потому что, так как,

Хотя, пока, когда.

Считалка «Союзные слова»:

Кто, что,

Какой, который, чей,

Где, куда, откуда,

Как, отчего, почему, зачем.

Формула «Хамелеон»:

Хамелеон меняет окраску, чтобы его не съели хищники.

    Хамелеон, чтобы его не съели хищники, меняет окраску.

      Чтобы его не съели хищники, хамелеон меняет окраску.

Сверяем написанное с доской (задействованы «крылья» доски).

Обсуждаем условия постановки знаков препинания вСПП,  разницу между союзами и союзными словами.

Проверка домашнего задания - схематический диктант с обязательным указанием разряда и группы союза.

Ударил мороз, и лужи покрылись пузырьками.

Чтобы быть образованным человеком, нужно много трудиться.

Войска всё шли и шли, хотя уже опустилась ночь.

В кроссе участвовали не только юноши, но и девушки.

Слышится то шёпот, то осторожный шелест.

Она подошла к окну и прислонилась к стеклу.

Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

Мы поняли, что противник слабеет, и решили пойти в атаку.

Читатели меня часто спрашивают, как я стал писателем.

Он рассказывал, что даже издали видно, какая чёрная вода в Поганом озере.

Взаимопроверка схематического диктанта, разбор ошибок, выставление оценок (выборочно).

Фронтальный опрос.

-Что называется союзом?

- Какими могут быть союзы по составу?

-Что называется сочинительными союзами?

-На какие группы делятся сочинительные союзы по значению?

-Что называется подчинительными союзами?

- Перечислите значения подчинительных союзов.

        4.Работа по повторению и по развитию речи.

Какие слова называются ОМОНИМАМИ? Приведите примеры.

Найдите омонимы в предложенном примере: Моя страна все страны мира к миру призывает. Докажите.

Кто сможет вспомнить этимологию слова? (омос - одинаковый, онима - имя, из греческого; т.е. буквально «одинаковые слова»). Можно воспользоваться Этимологическим словарём.

Как найти омонимы в Толковом словаре? Работа со словарём учебника.

На основании всего вышесказанного закончите фразу: ОМОНОМИЯ -это ... (сходство слов в звуковом отношении при различии значений) И запишите её в тетрадь.

       5.Объяснение нового материала:

         -Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному.

       Отец также учился в институте.

       Сын учился так же хорошо, как и отец.

         -Как вы определили, где наречие, а где союз? (По их роли в предложении, по  вопросу).

       - Каким союзом мы можем заменить союз также?

Работа с учебником (стр. 162);

коллективное составление сравнительной таблицы на основании материала учебника и с помощью учителя. (Таблица составляется на заранее подготовленных листах цветными ручками или карандашами).

                                                                  Таблица.

    Написание союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО и омонимичных сочетаний слов.

СОЮЗЫ

МЕСТОИМЕНИЯ (НАРЕЧИЯ) с ЧАСТИЦАМИ

ЧТОБЫ -соединяет части в составе спп, не является членом предложения.

      ЧТОБЫ= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

 Приехал, чтобы сдать экзамены.

ЧТО БЫ - мест, с частицей; подлежащее, дополнение или сказуемое.

ЧТО БЫ нам предпринять? (БЫ можно изъять или переставить)

ТОЖЕ = И= ТАКЖЕ

Все решили остаться.

Я тоже остался (= и я остался).

ТО ЖЕ ( = ТО ЖЕ САМОЕ = ЭТО ЖЕ) - указ. мест, с част; подлежащее, определение. Пишет он ТО (ЭТО) ЖЕ, что и в прошлый раз.

(ЖЕ можно изъять)

ТАКЖЕ = И= ТОЖЕ

Все решили остаться. Я также остался (= и я остался).

ТАК ЖЕ - наречие с част.; обстоятельство образа действия. Сделай ТАК ЖЕ, как в прошлый раз. (КАК?)

ЗАТО =НО

Обязательно ставлю зпт, как перед но. Встретиться не удалось, зато (= но) переписка шла интенсивная.

ЗА ТО (=ЗА ЭТО - ЗА КАКОЕ) - предлог с указ. мест.

 ЗА ТО время, что я отсутствовал, многое изменилось. (ЗА КАКОЕ?)

6.Физкульминутка.

7. Закрепление материала:

- упр. 344, 346  (выписать только те предложения, в которых есть изучаемая орфограмма, подписать карандашом возможные замены, обязательно пользоваться таблицей). Упражнение проверяем «по горячим следам».

         8.Самостоятельная работа в форме свободного диктанта.

На маленькой доске заранее выписаны изучаемые на уроке союзы и омонимичные слова, встречающиеся в диктанте, которые обязательно следует употребить в своём тексте (см. подчёркнутые словосочетания). Текст читаю 2 раза, ребята записывают свой вариант. После написания читаю ещё раз, можно исправлять и дописывать. Тетради собираю на проверку.

                                               Свободный диктант.

                                           Как дрессировать кошку.

Дрессировка должна начинаться в раннем возрасте, чтобы у кошки не сформировались дурные привычки. Если вы позволите доминировать кошке, то потом пожалеете об этом. Всегда используйте одно и то же слово для одного и того же действия. Нежелательное поведение необходимо корректировать сразу же. как только появились его первые признаки. Если вы видите, что кошка игнорирует ваши команды, важно немедленно прореагировать, чтобы не возникла такая же ситуация, какая бывает с непослушным ребёнком. Если кошка ведёт себя неподобающе, бросьте какой-нибудь шумный предмет, чтобы он упал рядом с животным.

(«Юный натуралист.)

         9.Подведение итогов урока. Беседа по таблице:

что сегодня выучили на уроке?

как отличить союз ЧТОБЫ от местоимения ЧТО и частицы БЫ?

как отличить союз ТОЖЕ от местоимения ТО и частицы ЖЕ?

как отличить союз ТАКЖЕ от наречия ТАК и частицы ЖЕ?

как отличить союз ЗАТО от предлога ЗА и местоимения ТО?

что повторили?

         10. Домашнее задание.

таблицу учить;

инд. зад. - «По следам таблицы»

  (придумать и записать в тетрадь свои примеры с полным объяснением, как в таблице).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»

Урок русского языка в 7 классе.Цели урока:1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.3. совершенствовать ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"

Разработка урока русского языка по теме «Правописание союзов тоже, также, зато»   предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.Целью методической разработ...

НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

Презентация к уроку русского языка в 7 классе...

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса  по теме: «Слитное написание союзов     ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»...

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Презентация предназначена для урока русского языка в 7 классе. Составлена в соответствии с ФГОС....