Урок русского языка в 7 классе «Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Алена Георгиевна Югушева

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yayazyk._7_klass.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Правописание  союзов  ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств и эмоций, совершенствование орфографической зоркости, формирование интереса к творческой деятельности, к изучению нового.

Метапредметные: формирование умения анализировать и выделять общее, находить наиболее оптимальный алгоритм действия, организовывать и планировать учебное сотрудничество, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи, делать выводы, обобщать и осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять понятия, создавать обобщения.

Предметные: знать основную характеристику союза как служебной части речи, уметь отличать союзы от других частей речи, правильно писать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ (ЧТОБ).

Ход урока

  1. Мотивация  

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!  

 Над какой большой темой мы работали вот уже несколько уроков?

- Служебные части речи. Предлог, союз.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о служебной части речи союзе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, мне хотелось бы  поговорить о лексических значениях  слова СОЮЗ.  Дайте лексическое значение этому слову.

(Индивидуальная работа со словарями Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка и В.В.Даля «Словарь живого великорусского языка»)

- СОЮЗ – это единение, связь групп, отдельных лиц.

Вот и мне хотелось бы, чтобы между нами тоже произошло такое единение, которое бы помогло нам в работе. А объединение людей возможно тогда, когда вы чувствуете себя уютно в классе, когда вам хочется идти в школу, когда учителя ставят вам только хорошие оценки, когда в классе царят дружба и взаимопонимание, когда вы просто счастливы.

Вот и сегодня на уроке  хотелось бы, чтобы между нами тоже произошло такое единение, которое бы помогло в работе.

- А что такое союз как часть речи?  

II. Актуализация знаний. (слайд № 2- 3)

Найдите  верные утверждения.

  1. Союз – самостоятельная часть речи.

  2.  Союз – это служебная часть речи.

  3. Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

4.Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

5.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

6.По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

7.Союзы изменяются по числам.

8.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный, союз ЧТОБЫ – подчинительный.

9. По составу союзы бывают сложные и простые.

10. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения.        

Слайд № 4 (обучающиеся делают вывод, что такое союз как часть речи).

Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

III. Постановка проблемы.

- Время, ребята,  идет,  и вам, может быть,  предстоит сдать  ЕГЭ по русскому языку. Знания, полученные вами в 7 классе,  могут пригодиться в будущем.

  1. Побуждение к осознанию противоречия

Из заданий ЕГЭ. Задание № 14 (слайд № 5)

Определите  предложение,  в  котором  оба  выделенных  слова  пишутся. СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. Мой друг ТАК(ЖЕ), как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
  2. Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.
  3. От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.
  4. Розовеют брусничные ягоды, черника ТО(ЖЕ) созрела, ЗА(ТО) малина все ещё зеленая.

- Прочитайте предложения.

- Найдите и назовите союзы. Как мы их напишем?

Побуждающий диалог

- Можно ли задать к этому слову вопрос?

- А каким членом предложения может быть это слово?

-Является ли союз членом предложения?

- Можно ли к нему задать вопрос?

- Почему у нас получились разные ответы?  

- Что общего между этими словами?

 Грамматические омонимы - одинаково звучащие слова разных частей.

- Какими частями речи являются одинаково звучащие слова?

Слайд № 6

СОЮЗЫ                                ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ЗАТО                                       ЗА  ТО        (предлог + местоимение )

ТАКЖЕ                              ТАК   ЖЕ    (наречие и частица)

ТОЖЕ                                  ТО   ЖЕ      (местоимение и частица)

ЧТОБЫ                              ЧТО   БЫ    (местоимение + частица)

-  Как их отличить от союзов?

- Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

- Значит,  мы ещё  не все знаем о союзах.

2. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока.

- Какой у вас возникает вопрос?

Когда слова зато,  также,  тоже,  чтобы являются союзами и пишутся слитно, а когда омонимичными частями речи и пишутся раздельно.

  - Какова будет тема нашего урока?  

Слайд № 7

Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

- Что нам надо узнать, чтобы решить эту проблему, чему мы должны научиться? (формулируют цели урока).

- знать морфологические признаки союзов и омонимичных частей речи;

- уметь определять роль этих частей речи в предложении;

- научиться отличать союзы и омонимичные части речи и правильно их писать.

- Сегодня на уроке мы, ребята,  попытаемся с позиции  исследователей  взглянуть на эти слова и выяснить, как отличать  союзы от омонимичных им слов.

IV. «Открытие» детьми нового знания

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися .  Работа в парах  (7-10 минут)

Задание : Сравните 3 правила. Какие общие положения есть в том и другом правиле? Есть отличия? Сформулируйте общее правило правописания союзов и их омонимов.

Приемы, которые помогут различать союзы и самостоятельные части речи. Работа с образцом .

СОЮЗЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

  1. Нельзя поставить  вопрос.

  1. Можно поставить вопрос.

Берись за (какое?) то  дело, что тебе по душе.

  1. Не являются членами  предложения.
  1. Являются членами предложения.

Не делай ( что?) ТО ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

  1. Нельзя опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется.  

  1. Можно опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Почаще задумывайся, ЧТО БЫ  хорошее сделать людям. - Почаще задумывайся, ЧТО   хорошее сделать  людям. - Почаще задумывайся, ЧТО  хорошее сделать БЫ людям.

  1. Можно заменить синонимичным союзом.

ЧТОБЫ=ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И

ЗАТО=НО=ОДНАКО

ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

   

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется. И умелый  ошибается, да скоро поправляется.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова?

 Когда они пишутся слитно, а когда раздельно?

Как проверить, какая перед нами часть речи?

По каким признакам вы отличали союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от омонимичных частей речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ.

Распределите данные предложения в две колонки: «Союзы» и «Омонимичные части речи  ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ».

1. Корень ученья горек, ЗА(ТО) плод сладок.   Берись ЗА(ТО), что тебе по душе.

2. Умелый ТО(ЖЕ) ошибается, да скоро поправляется.  Не делай ТО(ЖЕ), что и все, если все делают плохо.

3. В дружбе доверие нужно ТАК(ЖЕ), как надежность.   Путники устали, а ТАК(ЖЕ) замерзли.

4. ЧТО(БЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться.    Почаще задумывайся, ЧТО(БЫ) хорошее сделать людям.

2. Выступление каждой группы.

Учащиеся распределяют данные предложения в две колонки на доску. Объясняют, как они отличали союзы от самостоятельных частей речи.

3. Сличение с образцом

«Союзы»

«Омонимичные части речи  ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ».

Корень ученья горек, ЗАТО плод сладок.  

 Берись ЗА ТО, что тебе по душе.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется.  

Не делай ТО  ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

Путники устали, а ТАКЖЕ замерзли.

В дружбе доверие нужно ТАК  ЖЕ, как надежность.  

ЧТОБЫ получить хороший урожай, нужно много трудиться.    

Почаще задумывайся, ЧТО  БЫ хорошее сделать людям.

 -  Назовите признаки, по которым вы отличали союзы от омонимичных частей речи.

- Вернемся к заданию ЕГЭ 2022 года. Сможете ли вы сейчас объяснить написание омонимичных слов?

Обучающиеся объясняют правописание выделенных слов, используя приемы, которые помогают отличить союзы от омонимичных частей речи.

«Соединялки»

 Перед вами таблица с примерами . Укажите стрелочками, как следует писать выделенные слова: слитно или  раздельно?

Слитно  _________________________________________________Раздельно

  1. Все народы мира хотят, что(бы) не было войны.
  1. Не подскажите, что(бы) мне прочитать о космосе?
  1. Мы обнаружили в горах то(же) озеро, что и геологи.
  1. В этом году наш класс так(же) принимал участие в туристом сборе.
  1. Так(же) свистел ветер ,как и час назад.
  1. Я то(же) хочу стать знаменитым лётчиком-испытателем.
  1. Я жизнью своей готов заплатить за(то), что ты сделал для меня.
  1. Похолодало, за(то) дождь закончился.
  1. За(то) сочинение меня похвалили и учитель, и родители.
  1. Что(бы) ни говорили о тебе люди , умей всегда сохранять своё <<Я>>

Поменялись тетрадями и проводим взаимопроверку.

Слитно: 1, 4, 6, 8.

Раздельно: 2, 3, 5, 7, 9, 10.

«Считалки»

Определите , как пишутся слова в скобках , и запишите рядом цифры: 1 – если слитно , 2- если раздельно .

1) Спальня так(же),  как и детская , была оклеена розовыми обоями в мелкий цветочек.

2) Неужели вы простили меня за(то) ,что я вам тогда сказала в сердцах ?

3) Зима длилась бесконечно долго , за(то) весна пришла  внезапно и стремительно.

4) Для человека с интеллектом в мире нет ничего , что(бы) он не смог постичь .

5) Мне хотелось петь то(же) , но  мама торопилась домой , и мы ушли с репетиции.

Сложите сначала сумму из <<2>> , затем из <<1>>. Разделите большее число на меньшее. К полученному числу прибавьте сумму << единичек>>. У вас получилось ………

  1. 2
  2. 2
  3. 1
  4. 2
  5. 1

2+2+2=6

1+1=2

6: 2=3

3+2=5

VI. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

- Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

Сегодня я узнал...

Было интересно...

 Было трудно...

Я понял(а), что…

А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка:

http://festival.1september.ru/articles/212922/img2.gif

Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке?

V. Домашнее задание:

1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи.

2). Упражнение 387, 389 (упражнение на выбор).

3). создание текста из 10 предложений с использованием в предложениях союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных им частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...