Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Масленникова Елена Петровна

Разработка урока русского языка по теме «Правописание союзов тоже, также, зато»   предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.

Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению правописания союзов, умению отличать их от слов самостоятельных частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_my_pochti_omonimy.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Открытый урок по русскому языку

 Мы почти омонимы: слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

7 класс

Автор Масленникова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы

Михайловка

2015

Тема: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато»

Тип урока: исследование

Класс: 7

Цели урока:

Целеполагание для учителя

Целеполагание для ученика

1) обеспечить восприятие, осмысление и усвоение правописания  союзов;

2) создать условия для усвоения знаний по правописанию союзов

3) способствовать развитию мыслительных и коммуникативных  способностей учащихся при выполнении практических заданий;

4) прививать интерес к русскому языку.

1) знать правило написания союзов;

2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи;

3) правильно писать союзы и омонимичные им слова

Задачи урока:

  1. Организовать  проблемную ситуацию для постановки цели урока
  2. Организовать практическую отработку умения работать по алгоритму при выборе правильного написания
  3. Организовать  работу в творческих группах  
  4. Рефлексия  урока.

Оборудование: мультимедиа, презентация, маркеры, листы А3, приложения

Ход урока.

1.Организационный этап урока.

- Приветствие, учащиеся занимают свои места по группам ( в группе должно быть не более 5 человек)

Начинаем наш урок с Аукциона вопросов (каждая группа задает вопросы другой)

Примерные вопросы

-Союз- это…(служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения или частей сложного предложения)

-По структуре союзы делятся на …(простые и составные)

-На какие группы по значению делятся союзы?(Сочинительные и подчинительные)

-Сочинительные союзы делятся на …(соединительные, разделительные, противительные)

-Подчинительные союзы делятся на…(обстоятельственные и  изъяснительные)

-Что соединяют сочинительные союзы?(Однородные члены и части сложносочинённого предложения)

-Подчинительные?(Части сложноподчинённого предложения)          5мин

2.Мотивационный этап урока ( встреча с проблемой)

 

Приём «Мозговой штурм».

 - Создание проблемной ситуации (на слайде написаны предложения):

Отец также учился в институте. – Сын учился так же хорошо, как и отец.

Формулируется проблема:

-«Почему выделенные слова одинаковые при произношении пишутся по-разному?»

-Найдите разницу. Что командует написанием? Выдвигайте гипотезы.

Учащимися выдвигаются  разные гипотезы: «Эти слова отвечают на разные вопросы», «эти слова являются разными частями речи», «написание выделенных слов зависит от их синтаксической  роли в предложении» и др.

Учитель помогает определить общую гипотезу («выделенные слова являются разными частями речи»), которую впоследствии нужно будет доказать или опровергнуть.

- Сегодня у нас урок-исследование, на котором будем изучать явление «Мы почти омонимы»

- Вспомните, какие слова называем омонимами?

- Предположите, о каких почти омонимах пойдет речь? (функциональные)

- Уточняю: тема исследования и урока «Написание союзов тоже, также, чтобы, зато»

-Откройте тетради, запишите число, тему урока

3.Этап построения новых знаний.

Для того, чтобы решить обозначенную проблему, доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы, ученики  вместе с учителем определяют план работы:

«Что для этого нужно знать, уметь? Признаки служебных и самостоятельных частей речи

Как и где будут добывать информацию?»

Учитель предлагает каждой группе  провести своё исследование:  на столах лежат карточки с заданием «Приложение 1», которые нужно будет заполнить, а полученные результаты  каждая группа представит и оформит в таблицу;

на столах также лежит карточка с распределением обязанностей в группе «Приложение 2»

и правила работы в группе «Приложение 3».

                                                                        На эту работу отводится 10 минут.

4.Этап обмена информацией.

Прежде, чем будет выступать каждая группа (или представители от групп), надосообщить ученикам, что все полученные результаты необходимо заполнить в таблицу (это и будет являться продуктом исследования).

После выступления каждая группа делает вывод: подтверждены гипотезы или опровергнуты, достигнута поставленная цель или нет, какая работа была проделана и тут же руководитель группы ставит и комментирует отметку каждому участнику исследования.

                                                        На эту работу отводится 10 минут.

                 

Продукт исследования 1 группы

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Чтобы (союз)

   Что бы (местоимение с частицей)

Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны.

Что бы мне рассказать вам интересного?

 1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.

1. Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:
Что мне рассказать бы вам интересного?

2. Союз чтобы можно заменить союзами:
  чтобы – для того чтобы
чтобы – с тем чтобы.

2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что рассказать? Историю, интересный случай.

Продукт исследования 2  группы

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Тоже (союз) (=и)

   То же (местоимение с частицей)

Серёжа выполнил задание, Катя тоже его сделала.

Серёжа выполнил то же задание, что и я.

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2. Тоже, как служебная часть речи, не отвечает на вопросы, не являются членом предложения.

Серёжа выполнил задание, Катя тоже его сделала.

(Ср. Серёжа выполнил задание, и Катя его сделала).

Тоже (союзы)
(тоже  = и)

2.  Местоимение то отвечает на вопросы, является членом предложения.

3
. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим.

4.
Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.

Серёжа выполнил то же (какое?) задание, что и я.

Продукт исследования 3  группы

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Зато (союз) (=но)

За то (местоимение с предлогом)

Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая.

Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока. (премию получил за что?)

1. За  нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2.Зато - служебные части речи, поэтому не отвечает на вопросы, не являются членом предложения.

3. Может заменить союзом НО

Подъём на гору здесь крутой, но дорога красивая.

2.  Местоимение  отвечает на вопросы, является членом предложения.

3
. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим.

Продукт исследования 4 группы

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Также  (союзы) (также = и)

Так  же (наречие с частицей)

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2.  Также, как служебная часть речи, не отвечает на вопросы, не являются членом предложения.
также (союз)
(также = и)

Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет. (Ср.: Оля легко решает задачи и сочинения хорошо пишет).

2. Наречие отвечает на вопросы, является членом предложения – обстоятельством.

3
.  Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?


Оля (как?) так же решила задачу, как и все остальные.

5.Этап организации информации (тесно связан с предыдущим этапом, поэтому отдельно его можно не выделять).

6. Этап связывания информации, обобщение полученных результатов.

- А теперь сделайте общий вывод.

В данном случае ученики формулируют правило: «Союзы также, тоже, чтобы, зато пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимение с частицами), за то (предлог с местоимением)».

7.Этап применения новых знаний (тест «Приложение 5»)   5 мин

- А сейчас проведем диагностический тест   (взаимопроверка)

8.Этап подведения итогов, рефлексия.                   5 мин

На этом этапе возвращаемся к выдвинутым гипотезам (какие из них были подтверждены, а какие нет), к цели урока (достигнута или нет), к задачам.

На этом этапе каждый ученик оценивает и личный результат.

- Какое открытие сделали сегодня?

Оцените свою деятельность на уроке.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…

9. Домашнее задание дифференцированное:

1. Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является союзом, а не омонимичной ему частью речи

2. По выбору:

- упр. 332 (Задание: спишите, подчеркните члены предложения);

- творческое задание: составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные им сочетания слов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 ГРУППА

Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. – Что бы мне рассказать вам интересного?

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной – какой? или служебной – какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком  предложении к выделенному слову можно задать вопрос, а в каком – соединяет простые предложения в составе сложного?
  2. В каком предложении выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов?
  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным союзом? Каким?
  4. Какие действия помогают разобраться?
  5. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Таким образом, в предложении  ________________________________

«_____________»  является самостоятельной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой  части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В предложении ________________________________

«____________________»  является служебной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

6. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):_____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:_____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2 ГРУППА

Сережа выполнил задание, Катя тоже его сделала. – Серёжа выполнил то же задание, что и я.

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной – какой? или служебной – какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком  предложении к выделенному слову можно задать вопрос, а в каком – соединяет простые предложения в составе сложного?
  2. В каком предложении выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов?
  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным союзом? Каким?
  4. Какие действия помогают разобраться?
  5. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Таким образом, в предложении  ________________________________

«_____________»  является самостоятельной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой  части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В предложении ________________________________

«____________________»  является служебной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

6. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):_____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:_____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3  ГРУППА

Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая. – Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока.

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной – какой? или служебной – какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком  предложении к выделенному слову можно задать вопрос, а в каком – соединяет простые предложения в составе сложного?
  2. В каком предложении выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов?
  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным союзом? Каким?
  4. Какие действия помогают разобраться?
  5. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Таким образом, в предложении  ________________________________

«_____________»  является самостоятельной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой  части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В предложении ________________________________

«____________________»  является служебной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

6. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):_____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:_____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

4  ГРУППА 

Оля легко решает задачи, сочинения также  хорошо пишет. – Оля так же решила задачу, как и все остальные.

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной – какой? или служебной – какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком  предложении к выделенному слову можно задать вопрос, а в каком – связывает однородные члены предложения?
  2. В каком предложении выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов?
  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным союзом? Каким?
  4. Какие действия помогают разобраться?
  5. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Таким образом, в предложении  ________________________________

«_____________»  является самостоятельной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой  части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В предложении ________________________________

«____________________»  является служебной частью речи  (укажите –какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли  определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

6. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):_____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:_____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязанности в группе № ____

Обязанности

Содержание

Ф.И.О.

Оценка

  1

Командир группы

Отвечает за работу группы в целом

  2

Секретарь

Записывает высказанные идеи и мысли

3

Докладчик

Выступает перед классом с готовым решением группы

4

Хронолог

Контролирует время, отведенное на работу

  5

Техник

Вывешивает и закрепляет материалы на доске

Обязанности в группе № ____

Обязанности

Содержание

Ф.И.О.

Оценка

  1

Командир группы

Отвечает за работу группы в целом

  2

Секретарь

Записывает высказанные идеи и мысли

3

Докладчик

Выступает перед классом с готовым решением группы

4

Хронолог

Контролирует время, отведенное на работу

  5

Техник

Вывешивает и закрепляет материалы на доске

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.
  2. Когда говорит один – другие слушают.
  3. Говори кратко.
  4. Говори только по теме.
  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.
  2. Когда говорит один – другие слушают.
  3. Говори кратко.
  4. Говори только по теме.
  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.
  2. Когда говорит один – другие слушают.
  3. Говори кратко.
  4. Говори только по теме.
  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.
  2. Когда говорит один – другие слушают.
  3. Говори кратко.
  4. Говори только по теме.
  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Чтобы (союз)

   Что бы (местоимение с частицей)

Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны.

Что бы мне рассказать вам интересного?

 1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.

1. Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:
Что мне рассказать бы вам интересного?

2. Союз чтобы можно заменить союзами:
  чтобы – для того чтобы
чтобы – с тем чтобы.

2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что рассказать? Историю, интересный случай.

Тоже (союз) (=и)

   То же (местоимение с частицей)

Серёжа выполнил задание, Катя тоже его сделала.

Серёжа выполнил то же задание, что и я.

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2. Тоже, как служебная часть речи, не отвечает на вопросы, не являются членом предложения.

Серёжа выполнил задание, Катя тоже его сделала.

(Ср. Серёжа выполнил задание, и Катя его сделала).

Тоже (союзы)
(тоже  = и)

2.  Местоимение то отвечает на вопросы, является членом предложения.

3
. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим.

4.
Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.

Серёжа выполнил то же (какое?) задание, что и я.

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Также  (союзы) (также = и)

Так  же (наречие с частицей)

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2.  Также, как служебная часть речи, не отвечает на вопросы, не являются членом предложения.
также (союз)
(также = и)

Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет. (Ср.: Оля легко решает задачи и сочинения хорошо пишет).

2. Наречие отвечает на вопросы, является членом предложения – обстоятельством.

3
.  Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?


Оля (как?) так же решила задачу, как и все остальные.

СОЮЗЫ        

  ОМОНИМИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Зато (союз) (=но)

За то (местоимение с предлогом)

Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая.

Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока. (премию получил за что?)

1. За  нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2.Зато - служебные части речи, поэтому не отвечает на вопросы, не являются членом предложения.

3. Может заменить союзом НО

Подъём на гору здесь крутой, но дорога красивая.

2.  Местоимение  отвечает на вопросы, является членом предложения.

3
. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Выполнить тест.

1. Какой союз является простым?

а) как только

б) если

в) так как

г) потому что

2. Какой союз является сочинительным?

а) или

б) чтобы

в) пока

г) с тех пор как

3. Укажите правильное объяснение написания выделенного слова:Ты, наверное, тоже устал.

а) тоже – всегда пишется слитно;

б) тоже – здесь союз, поэтому пишется слитно.

4. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

а) Не делай то(же), что и все, если все делают плохо.

б) В дружбе доверие нужно так(же), как надежность.

в) Зайдешь (за)то серое здание и повернешь направо.

г) Журналисты собрались в студии, что(бы) обсудить проблему.

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Чтобы выделить ячейку, щелкните по ней мышью.

б) Рисунок и цвет обоев могут не только, изменить внешний вид помещения, но и смягчить недостатки.

в) День пасмурный, и Москва в тумане.

г) Костер тлел неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

Данная методическая разработка (конспект урока) знакомит учащихся 7 классов с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирует умения отличать эти союзы от омонимичных частей речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Отличие союзов также, тоже, чтобы от сочетаний так же, то же, что бы".

Данный урок знакомит с правописанием союзов также, тоже, чтобы,  формируя умение отличать союзы от сочетаний так же, то же,  что бы. Учит  пользоваться приёмами проверки слитного написа...

НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

Презентация к уроку русского языка в 7 классе...

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса  по теме: «Слитное написание союзов     ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»...

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Презентация предназначена для урока русского языка в 7 классе. Составлена в соответствии с ФГОС....