Урок русского языка в 5 классе. Тема "Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

В материале представлена схема-конспекта урока "Фонетика" и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_fonetika.doc149 КБ
Office presentation icon moya_fonetika.ppt802.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Схема конспекта урока

учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ №3  Байбарова Анна Ивановна

Предмет: русский язык                 Класс:

Тема урока: «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Цель урока: 

- создать условия для усвоения обучающимися  теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв.

Задачи урока:

- дать общее понятие о фонетике как науке о языке, показать  роль звуков в словах, их образование;

- развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес  к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: блок-схемы, карточки для групповой  работы,  мультимедийное оборудование, схемы, «Фонетическое лото».

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки  к изучению новой темы)

.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


2 Повторение пройденного материа-

ла. Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить орфог-

рамму «Безударные глас-

ные» Задачи: уметь подбирать проверочные слова

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.










4. Объяснение нового материала.

1) Речевой аппарат человека.

2) Исследовательская работа в группах.   Цель для учителя: показать функцию звуков Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать  умение работать в группе; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы,обобщать.

3)Итоги работы групп. Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  

5. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

6. Систематизация и обобщение знаний. Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

7. Подведение итогов. Выставление оценок .Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

8.Задание на дом. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.


Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения







Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

















Личностные: стремятся развивать внимание.


Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.







Коммуникативные: сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний.





















Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни

чают в паре. Личностные: развивают навыки сотрудничества.




Коммуникативные: сотрудничество в паре.Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.








Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Организует работу, объясняет цели. Задание: вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово

-Почему мы можем ошибиться в написании этих слов?







- А сейчас закройте глаза.  Послушайте внимательно.  (Раздаются звуки колокольчика)   Что вы услышали?  (Услышали звуки)

Совершенно верно.  Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас . Звуки  бывают разные. Какие?   Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их.( Телефоны) Найдите другие слова с частью слова фон.

- Что общего?  Что их объединяет? ( часть слова - фон)

      - Фон – это греческое слово.  Как вы думаете, что оно обозначает?(  Звук.)

- В русском  языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова  фон.  Назовите этот раздел. ( Фонетика)

- Что он изучает?

-На какие группы делятся звуки речи?

Сообщение темы, постановка целей.

Учитель рассказывает о речевом аппарате человека.


-Постановка познавательных задач.

-Инструктаж.

-Раздача технологических карт.









-Зафиксируем наши выводы в блок-схемах.








Контролирует выполнение правильности упражнений.










Упражнения.

1.Произношение пословиц.

2.Обозначение выделенных звуков в словах.

3. Изменение звука в словах.

4. Работа в карточках.






Игра «Фонетическое лото».

-Достигли ли мы целей урока?











-Теория & 50, упр. 258

1 человек у доски, остальные в тетради.


-При произношении слышится другой звук.







-Услышали звуки




Магнитофон – аппарат для магнитной записи  и воспроизведении  звука, микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния

- часть слова – фон

-Звук.




-Фонетика

-( Звуки речи)

-Гласные и согласные.

-Как образуются звуки, какие они бывают, -уметь различать звуки и буквы, -знать роль звуков в словах.

Слушание.



Работа в группах.

Знакомство с картой, распределение заданий, обсуждение, подведение итогов работы.









Заполнение блок-схем.












Выполнение упражнений.













Устное проговаривание пословиц.

1 человек у доски, остальные в тетради.(Самопроверка)

Коллективная работа.

Индивидуальная работа (Самопроверка)





Работа в паре, 2 человека у доски.














Записывают задание.

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.














- А сейчас закройте глаза.  Послушайте внимательно.  (Раздаются звуки колокольчика)   Что вы услышали?  (Услышали звуки)

Совершенно верно.  Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас . Звуки  бывают разные. Какие?   Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их.( Телефоны) Найдите другие слова с частью слова фон.

( Магнитофон – аппарат для магнитной записи  и воспроизведении  звука, микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния.)

 - Что общего?  Что их объединяет? ( часть слова - фон)

      - Фон – это греческое слово.  Как вы думаете, что оно обозначает?(  Звук.)

- В русском  языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова  фон.  Назовите этот раздел. ( Фонетика)

- Что он изучает? ( Звуки речи)

-На какие группы делятся звуки речи?

Сообщение темы, постановка целей.


-Звуки.



-Звуки природы, окружающего мира.


-Магнитофон, микрофон.



-Часть слова – фон.


Фон- звук.

-Фонетика                          --Звуки речи.

-Согласные и гласные.


4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и  осмысление нового материала.(Лингвисти

ческий эксперимент)






Методы:  беседа, частично-поисковый, работа с текстом.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку.(см.Приложение)  Цель для учителя: показать функцию союза в тексте. Цели для учеников: сделать выводы о роли союза в тексте. Задачи: формировать  умение работать с текстом; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы .Результат: понимание функций союза в тексте.


Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, заполните пропуски союзами 2. сделайте вывод по наблюдениям

















Наблюдают над текстом, делают выводы о роли союзов: соединяют однородные члены и части сложного предложения.

( Работа с листком самоконтроля).





5. Систематизация знаний.








Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: пустые блок-схемы(см.Приложение). Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  Результат: заполненная блок-схема.


Организует обсуждение информации, полученной при анализе предложений, предлагает представить в виде схемы, обращает внимание на содержание материала учебника, консультирует, корректирует.

-Ребята, давайте наши выводы запишем в блок-схему.- Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем?





Обсуждают информацию, делают выводы, знакомятся с содержанием материала учебника,  заполняют схему. (Самоконтроль по учебнику).

- Союз- служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.



6.Закрепление учебного материала












Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль

Форма организации урока: фронтальная

Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку(см.Приложение).  Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся  по данной теме, развивать умение находить грамматическую основу, определять роль союза.. Цели для учеников: уметь применить знания на практике, уметь выделять грамматическую основу предложения, делать схемы предложений.  Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, составлять схемы .Результат: понимание роли союза.

(см.приложение)


Организует работу учащихся по применению знаний. Даны предложения, предлагается составить схемы, определить роль союза. – Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении?










Читают предложения, выделяют грамматические основы, делают схемы. Самопроверка.

 (Работа с листком самоконтроля).







7. . Физкультминутка






8. Применение знаний и умений на практике.








9. Тестирование.




10. . Подведение итогов, рефлексия.








 11.Задание на дом


Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.



Методы: практический  Форма организации урока:парная

Средства обучения: раздаточный материал (см.приложение) Цель для учителя: проверить умения и навыки учащихся по теме, умение делать комплексный анализ текста. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.  Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, развивать умение работать со словарём, конструировать предложения. Результат: понимание роли союза в тексте.




Форма: индивидуальная

Метод письменного контроля. Средства обучения: мультимедиапроектор;

презентация Power Point к уроку.(см.Приложение) Цель для учителя : выявить  качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи:   проверить  полученные знания, умения, навыки.

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Контролирует выполнение правильности упражнений.








1.Предлагает дидактический материал  (текст) для парной работы. Во время работы индивидуально консультирует.

2.Дополнительное задание (для сильных учеников): творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами.





Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений  по теме урока «Проверь себя»




Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Своё настроение предлагает изобразить на смайлике.




Задаёт домашнее задание: стр. 147 (правило), упр.315

Физминутку проводит ученик.





Выполняют  упражнения. Оценивание:  отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка.






Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске.



Оценивание  обучающихся с комментированием по листу самоконтроля. Оформление смайликов.




Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Слайд «Морфологическая путаница». Задание: распутай путаницу, распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
  2. Текст для лингвистического эксперимента.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали …  рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне Прогулка удалась.

  1. Заполнение блок-схемы.

  1. Предложения для составления схем. –Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.

                                                                              -Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.

                                                                             - Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.

5. Физкультминутка.

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Левое крыло отвёл, поглядел.

Я мотор завожу и внимательно слежу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

6 Текст для работы в паре.

   Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В реальном мире вещей и явлений нет ничего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как техническое средство для выражения логической связи между  отдельными высказываниями. В этом легко убедиться при непосредственном наблюдении различных реальных ситуаций. Если вы видите. Что молния ударила в дерево и оно сломалось, вы не нуждаетесь в каких-либо связующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщается об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».

Задания: 1Выразительно прочитайте текст.

2 Озаглавьте его.

3 Определите его главную мысль.

4 Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, а какие- простые  предложения в составе сложного?

Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)

5 Как вы понимаете слова реальный, ситуация? (Запись в словарик трудных слов)

7.Тестирование.

- Найди союз А) и, а, но, зато, однако.   Б) в, к, из-за        В) не, ни, же

- Какое предложение соответствует схеме                         и

 А) Свет быстро вспыхнул и исчез.

Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.

В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.

Лист самоконтроля

Этап урока

оценка

(+ или -)

1.

Игра «Морфологическая путаница»

2.

Постановка цели урока

3.

Лингвистический эксперимент

4.

Составление блок-схемы

5.

Игра «Найди лишнее»

6.

Работа с текстом  (в паре)

7.

Творческая работа по конструированию предложений

8.

Тест

9.

Подведение итогов

Итоговое количество плюсов:

Оценка:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Орфографическая работа Л..сная тропинка, п..хучие травы, уд..литься от берега, уд..виться успехам, объед..нить усилия, д..ждливый день, ш..птать слова.

Слайд 4

Тема урока: Фонетика. Гласные и согласные звуки. . Цели урока: - узнать как образуются звуки, какие бывают звуки; -уметь различать буквы и звуки; -знать роль звуков в словах.

Слайд 5

Исследовательская работа в группах. 1.Постановка задач. 2. Инструктаж. 3. Раздача технологических карт. 4.Работа: знакомство с материалом, распреде- ление заданий, выполнение, обсуждение. 5.Сообщение о результатах работы.

Слайд 6

ЗВУКИ РЕЧИ Гласные УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ Согласные ТВЁРДЫЕ-МЯГКИЕ ГЛУХИЕ-ЗВОНКИЕ

Слайд 7

Следи глазками и отгадывай буквы

Слайд 11

Важно правильно произносить гласные и согласные звуки. Овладеть правильным произношением нам помогают скороговорки, построенные на труднопроизносимых сочетаниях звуков ВОРОБЕЙ ПРОСИЛ ВОРОНУ ВЫЗВАТЬ ВОЛКА К ТЕЛЕФОНУ .

Слайд 12

Закрепление. СПИШИТЕ, ОБОЗНАЧЬТЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ ЗВУКИ В СЛОВАХ. Добрая п о словица не в бро в ь, а в гла з . Умный надее тс я на с е бя, а глупый- на сч а ст ливый случай.

Слайд 13

Работа в карточках. Сеня [С ' ] [Э] [Н ' ] [А] Саня [С] [А] [Н ' ] [А] Сом [С] [О] [М] –сон [С] [О] [Н] Сотый [С] [О] [Т] [Ы] [Й]- Сытый [С] [Ы] [Т] [Ы] [Й]

Слайд 14

Итоги работы: Цели урока: - узнать как образуются звуки, какие бывают звуки; -уметь различать буквы и звуки; -знать роль звуков в словах.

Слайд 15

Работа с «Фонетическим лото» в парах.

Слайд 16

Домашнее задание & 50-52 Упр. 258 Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...