Урок русского языка в 5 классе. Тема "Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В материале представлена схема-конспекта урока "Фонетика" и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_konspekta_fonetika.doc | 149 КБ |
moya_fonetika.ppt | 802.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Байбарова Анна Ивановна
Предмет: русский язык Класс: 5а
Тема урока: «Фонетика. Гласные и согласные звуки»
Цель урока:
- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв.
Задачи урока:
- дать общее понятие о фонетике как науке о языке, показать роль звуков в словах, их образование;
- развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;
- воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: блок-схемы, карточки для групповой работы, мультимедийное оборудование, схемы, «Фонетическое лото».
Этапы урока | Формируемые УУД | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент Цель для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку. Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм. | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой. (включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы) . | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2 Повторение пройденного материа- ла. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить орфог- рамму «Безударные глас- ные» Задачи: уметь подбирать проверочные слова 3. Сообщение темы урока, постановка цели урока Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока. Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока. 4. Объяснение нового материала. 1) Речевой аппарат человека. 2) Исследовательская работа в группах. Цель для учителя: показать функцию звуков Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы,обобщать. 3)Итоги работы групп. Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему. Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы 5. Физкультминутка Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз. Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение. 6. Систематизация и обобщение знаний. Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. 7. Подведение итогов. Выставление оценок .Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы. 8.Задание на дом. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке. Задачи: закрепление изученного материала, контроль. | Регулятивные: коррекция, оценивание Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания. Личностные: стремятся развивать внимание. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив- ные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний. Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни чают в паре. Личностные: развивают навыки сотрудничества. Коммуникативные: сотрудничество в паре.Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | Организует работу, объясняет цели. Задание: вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово -Почему мы можем ошибиться в написании этих слов? - А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки колокольчика) Что вы услышали? (Услышали звуки) Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас . Звуки бывают разные. Какие? Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их.( Телефоны) Найдите другие слова с частью слова фон. - Что общего? Что их объединяет? ( часть слова - фон) - Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.) - В русском языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова фон. Назовите этот раздел. ( Фонетика) - Что он изучает? -На какие группы делятся звуки речи? Сообщение темы, постановка целей. Учитель рассказывает о речевом аппарате человека. -Постановка познавательных задач. -Инструктаж. -Раздача технологических карт. -Зафиксируем наши выводы в блок-схемах. Контролирует выполнение правильности упражнений. Упражнения. 1.Произношение пословиц. 2.Обозначение выделенных звуков в словах. 3. Изменение звука в словах. 4. Работа в карточках. Игра «Фонетическое лото». -Достигли ли мы целей урока? -Теория & 50, упр. 258 | 1 человек у доски, остальные в тетради. -При произношении слышится другой звук. -Услышали звуки Магнитофон – аппарат для магнитной записи и воспроизведении звука, микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния - часть слова – фон -Звук. -Фонетика -( Звуки речи) -Гласные и согласные. -Как образуются звуки, какие они бывают, -уметь различать звуки и буквы, -знать роль звуков в словах. Слушание. Работа в группах. Знакомство с картой, распределение заданий, обсуждение, подведение итогов работы. Заполнение блок-схем. Выполнение упражнений. Устное проговаривание пословиц. 1 человек у доски, остальные в тетради.(Самопроверка) Коллективная работа. Индивидуальная работа (Самопроверка) Работа в паре, 2 человека у доски. Записывают задание. |
3. Сообщение темы урока, постановка цели урока Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока. Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока. | - А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки колокольчика) Что вы услышали? (Услышали звуки) Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас . Звуки бывают разные. Какие? Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их.( Телефоны) Найдите другие слова с частью слова фон. ( Магнитофон – аппарат для магнитной записи и воспроизведении звука, микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния.) - Что общего? Что их объединяет? ( часть слова - фон) - Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.) - В русском языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова фон. Назовите этот раздел. ( Фонетика) - Что он изучает? ( Звуки речи) -На какие группы делятся звуки речи? Сообщение темы, постановка целей. | -Звуки. -Звуки природы, окружающего мира. -Магнитофон, микрофон. -Часть слова – фон. Фон- звук. -Фонетика --Звуки речи. -Согласные и гласные. |
4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.(Лингвисти ческий эксперимент) | Методы: беседа, частично-поисковый, работа с текстом. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку.(см.Приложение) Цель для учителя: показать функцию союза в тексте. Цели для учеников: сделать выводы о роли союза в тексте. Задачи: формировать умение работать с текстом; отрабатывать навык анализировать и делать выводы .Результат: понимание функций союза в тексте. | Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, заполните пропуски союзами 2. сделайте вывод по наблюдениям | Наблюдают над текстом, делают выводы о роли союзов: соединяют однородные члены и части сложного предложения. ( Работа с листком самоконтроля). |
5. Систематизация знаний. | Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная Средства обучения: пустые блок-схемы(см.Приложение). Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему. Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы Результат: заполненная блок-схема. | Организует обсуждение информации, полученной при анализе предложений, предлагает представить в виде схемы, обращает внимание на содержание материала учебника, консультирует, корректирует. -Ребята, давайте наши выводы запишем в блок-схему.- Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем? | Обсуждают информацию, делают выводы, знакомятся с содержанием материала учебника, заполняют схему. (Самоконтроль по учебнику). - Союз- служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные. |
6.Закрепление учебного материала | Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль Форма организации урока: фронтальная Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку(см.Приложение). Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по данной теме, развивать умение находить грамматическую основу, определять роль союза.. Цели для учеников: уметь применить знания на практике, уметь выделять грамматическую основу предложения, делать схемы предложений. Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, составлять схемы .Результат: понимание роли союза. (см.приложение) | Организует работу учащихся по применению знаний. Даны предложения, предлагается составить схемы, определить роль союза. – Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении? | Читают предложения, выделяют грамматические основы, делают схемы. Самопроверка. (Работа с листком самоконтроля). |
7. . Физкультминутка 8. Применение знаний и умений на практике. 9. Тестирование. 10. . Подведение итогов, рефлексия. 11.Задание на дом | Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз. Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение. Методы: практический Форма организации урока:парная Средства обучения: раздаточный материал (см.приложение) Цель для учителя: проверить умения и навыки учащихся по теме, умение делать комплексный анализ текста. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, развивать умение работать со словарём, конструировать предложения. Результат: понимание роли союза в тексте. Форма: индивидуальная Метод письменного контроля. Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку.(см.Приложение) Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала. Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки. Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы. Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке. Задачи: закрепление изученного материала, контроль. | Контролирует выполнение правильности упражнений. 1.Предлагает дидактический материал (текст) для парной работы. Во время работы индивидуально консультирует. 2.Дополнительное задание (для сильных учеников): творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами. Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений по теме урока «Проверь себя» Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Своё настроение предлагает изобразить на смайлике. Задаёт домашнее задание: стр. 147 (правило), упр.315 | Физминутку проводит ученик. Выполняют упражнения. Оценивание: отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка. Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске. Оценивание обучающихся с комментированием по листу самоконтроля. Оформление смайликов. Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- Слайд «Морфологическая путаница». Задание: распутай путаницу, распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
- Текст для лингвистического эксперимента.
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне Прогулка удалась.
- Заполнение блок-схемы.
- Предложения для составления схем. –Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.
-Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.
- Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.
5. Физкультминутка.
Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Левое крыло отвёл, поглядел.
Я мотор завожу и внимательно слежу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
6 Текст для работы в паре.
Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В реальном мире вещей и явлений нет ничего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как техническое средство для выражения логической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убедиться при непосредственном наблюдении различных реальных ситуаций. Если вы видите. Что молния ударила в дерево и оно сломалось, вы не нуждаетесь в каких-либо связующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщается об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».
Задания: 1Выразительно прочитайте текст.
2 Озаглавьте его.
3 Определите его главную мысль.
4 Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, а какие- простые предложения в составе сложного?
Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)
5 Как вы понимаете слова реальный, ситуация? (Запись в словарик трудных слов)
7.Тестирование.
- Найди союз А) и, а, но, зато, однако. Б) в, к, из-за В) не, ни, же
- Какое предложение соответствует схеме и
А) Свет быстро вспыхнул и исчез.
Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.
В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.
Лист самоконтроля
№ | Этап урока | оценка (+ или -) |
1. | Игра «Морфологическая путаница» |
2. | Постановка цели урока |
3. | Лингвистический эксперимент |
4. | Составление блок-схемы |
5. | Игра «Найди лишнее» |
6. | Работа с текстом (в паре) |
7. | Творческая работа по конструированию предложений |
8. | Тест |
9. | Подведение итогов |
Итоговое количество плюсов: |
Оценка: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая работа Л..сная тропинка, п..хучие травы, уд..литься от берега, уд..виться успехам, объед..нить усилия, д..ждливый день, ш..птать слова.
Тема урока: Фонетика. Гласные и согласные звуки. . Цели урока: - узнать как образуются звуки, какие бывают звуки; -уметь различать буквы и звуки; -знать роль звуков в словах.
Исследовательская работа в группах. 1.Постановка задач. 2. Инструктаж. 3. Раздача технологических карт. 4.Работа: знакомство с материалом, распреде- ление заданий, выполнение, обсуждение. 5.Сообщение о результатах работы.
ЗВУКИ РЕЧИ Гласные УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ Согласные ТВЁРДЫЕ-МЯГКИЕ ГЛУХИЕ-ЗВОНКИЕ
Следи глазками и отгадывай буквы
Важно правильно произносить гласные и согласные звуки. Овладеть правильным произношением нам помогают скороговорки, построенные на труднопроизносимых сочетаниях звуков ВОРОБЕЙ ПРОСИЛ ВОРОНУ ВЫЗВАТЬ ВОЛКА К ТЕЛЕФОНУ .
Закрепление. СПИШИТЕ, ОБОЗНАЧЬТЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ ЗВУКИ В СЛОВАХ. Добрая п о словица не в бро в ь, а в гла з . Умный надее тс я на с е бя, а глупый- на сч а ст ливый случай.
Работа в карточках. Сеня [С ' ] [Э] [Н ' ] [А] Саня [С] [А] [Н ' ] [А] Сом [С] [О] [М] –сон [С] [О] [Н] Сотый [С] [О] [Т] [Ы] [Й]- Сытый [С] [Ы] [Т] [Ы] [Й]
Итоги работы: Цели урока: - узнать как образуются звуки, какие бывают звуки; -уметь различать буквы и звуки; -знать роль звуков в словах.
Работа с «Фонетическим лото» в парах.
Домашнее задание & 50-52 Упр. 258 Спасибо за урок! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....