Описание состояния окружающей среды.6 кл
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Медведева Людмила Григорьевна

Урок развития речи по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской, 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

учебник: М.М. Разумовская, 6 класс

Тема урока:  Описание состояния окружающей среды.

Тип урока: развитие речи.

Форма работы: групповая (с материалами ДМК), коллективная (диалог)

Используемые технологии: т.развивающего обучения (метод «Мозговой штурм»); коммуникативно-диалоговые; т. личностно ориентированного обучения: обучение в сотрудничестве(метод «Пила»), образно-эмоционального обучения; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие.

Целеполагание: - дать понятие о структуре текста описания окружающей среды;

-обогатить речь учащихся нужными средствами языка;

 -учить создавать фрагменты текста со значением состояния   окружающей среды;

-приобщать обучаемых к наблюдению за действительностью;

-развивать творческое воображение.

Целеполагание для детей:

  1. знать способы выражения ДАННОГО и НОВОГО в тексте описании состояния окружающей среды;
  2. уметь добывать информацию из разных источников;
  3. учиться создавать тексты описания окружающей среды, опираясь на личные впечатления.

Оборудование и ТСО: компьютер, медиапроектор или интерактивная доска, презентация учителя, ДМК учителя, карточки 2-х цветов со смайлами (красный, жёлтый), 4толковых словаря Ожегова, цветные стикеры

Методы преподавания: ассоциативный, визуально-графический, рефлексивный.

 Понятия: состояние- положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится,

среда- пространство существования, окружающий мир, окружение,

 этюд - сочинение небольшого объёма, набросок

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Какое счастье жить среди людей!

Любить, творить, смеяться, просто слушать,

И с каждым днём, богаче становясь,

Частичку отдавать души своей.

Какое счастье жить среди людей.

-И вот сегодня, ребята, я хочу отдать вам частичку своих знаний, чтобы вы стали чуточку богаче.

  1. Введение в тему.

2.1-Если мы посмотрим в окно, то увидим с вами деревья, дома, яркое солнце (идёт дождь), одним словом природу.

-А где мы ещё можем увидеть природу?

2.2. Показ учителем репродукций картин

-Посмотрите репродукции картин и скажите, к какому жанру они относятся? (Пейзаж)

2.3 Рассказ учителя о художнике Эммануиле Христофоровиче Аладжалове. (1862 - 1934)

-Все эти полотна одного мастера,  Эммануила Христофоровича Аладжалова.

-Он жил вблизи Ростова-на-Дону, Нахичевани. Получил начальное образование в художественном училище города Ростова-на-Дону.

Многочисленные холсты Аладжалова были посвящены природе средней полосы России различных времен года. Его работы охотно раскупали, и  поэтому они присутствуют во многих музеях страны.

-А какой тип речи можно использовать, говоря об этих полотнах?

(ОПИСАНИЕ)

-Сегодня мы поговорим  об описании состояния окружающей среды.

-Посмотрите внимательно на тему и попробуйте сказать, что вы уже знаете (что такое описание) ( уч-ся выбирают на слайде правильное определение)

ОПИСАНИЕ – тип речи, в котором говорится об одновременных признаках, автор описывает предмет, называя его признаки. Содержание высказывания можно передать на одном снимке.

- А что вы не знаете и хоте ли бы узнать?

 (Лексическое значение слов «состояние», «среда». Чем отличается описание состояния природы от др.видов описания)

-Чему бы вы хотели научиться на этом занятии? (Писать небольшие сочинения, наброски – этюды)

ЦЕЛИ  УРОКА на слайде

  1.  Изучение нового материала.

3.1.Деление на группы.

- Повернитесь, посмотрите в глаза соседа, улыбнитесь и рассчитайтесь на

1-ый, 2-ой,3-ий.

  1. 2. У вас на столе находятся листы с заданиями, возьмите те, которые соответствуют вашему номеру, и прочитайте задание. Я вам даю 1 мин. на ознакомление задания.

  1. 3. А теперь попрошу вас каждого сесть за тот стол, на котором стоит цветной треугольник с вашим порядковым номером.

- Сейчас каждая группа будет выполнять одно задание, которое соответствует вашему порядковому номеру, а потом вы опять сядете так, как сидели в начале занятия и поделитесь своими наблюдениями со своими соседями.

Я  даю вам на выполнение вашего задания 5 мин.

3.4.  Работа в группах.

1 группа. Работа со словарями.

ПРИМЕЧАНИЕ: Распределите задания внутри группы.

1.–Найдите в толковом словаре Ожегова лексическое значение слов «состояние» и «среда».

2. - Найдите в интернете лексическое значение слов «состояние» и «среда».

Выберите нужное.

3. Сравните со статьёй  в словаре. (ПАМЯТКА 1 Пользование интернетом )

СРЕДА – многозначное слово, сре-да́, существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение

Значение- пространство существования, окружающий мир, окружение

СОСТОЯНИЕ – многозначное слово, со-сто-я́-ни·е, существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение

Значение – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.

2группа.   Прочитайте теоретический материал Составьте  схему, заполнив пропуски в  прямоугольниках (приложение №2). Подготовьте защиту вашего кластера «Описание состояния окружающей среды».

данное        новое

говориться о состоянии природы,        глаголы личные - безличные

о состоянии среды в помещении                                                                              наречия на -О,

                                                                                            со значением состояния

чаще всего «данное» отсутствует                                          

                    называет элементы природы                                    существительные, передающие

                                                                                                                                      состояние                                                                                                                                                                                                 

                                                                 

3 группа.  «Понаблюдайте» Прочитайте теоретический материал. Сравните тексты.

   1. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой

      деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.

 

2. Тишина. Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно.


  1. Что вы увидели общего?
  2. Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.

 

                                                                           

Как хорошо пахнет(личный гл.) из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой

      деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.(наречия на –О, -Е со значением состояния)

 

Тишина.(сущ., перед.состояние)  Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно. (наречия на –О,  со значением состояния)

  1. -Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого? (Сказуемое предшествует подлежащему).

  1. – Что можно сказать о способе связи предложений? (Параллельное.) (см. памятку 3 СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ)

  1. Закрепление изученного.

4.1. Закрепление теоретического материала.

-Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

-А теперь давайте послушаем одного из вас. Повернитесь и посмотрите, у кого на спинке стула прикреплён стикер.

  1. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ, ДЕМОНСТРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ.

-Ребята, мы с вами ставили ещё одну цель : научиться писать небольшие тексты – этюды  - описания состояния окружающей среды.

Я вам предлагаю посмотреть фотографии и выступить в роли творцов, после просмотра назовите, желательно последовательно, существительные –образы.

                                                                                                       из-под  «СНЕГ»

сияет «НЕБО» лазурное                      выглядывают первые «ПОДСНЕЖНИКИ»

 капают «СОСУЛЬКИ»                                                        «РЕКА»,  тронулся«ЛЁД»

«ВЕРБА», распускаются «ПОЧКИ»  

запели «ПТИЦЫ» перелётные

-А теперь давайте составим текст описание состояния окружающей среды, используя  те знания, которые вы получили на уроке, взяв за основу сущ.-образы, если  вы считаете нужным, то украсьте существительные эпитетами.

  1. Рефлексия.

-Ребята, а теперь попробуйте оценить свои действия, продолжив одно из предложений:

  1. Я  узнал(а)…
  2. Я  научился (научилась)…
  3. Я  понял(а) …
  4. Мне было трудно…
  5. Я хочу …

–Ребята, я попрошу вас выбрать смайлик красного или жёлтого  цвета, в зависимости от того, какое настроение у вас оставило наше занятие и насколько оно вам стало полезным. (Красный – было неинтересно, жёлтое – понравилось, узнал что-то  нового)

-Каждому из вас я дарю БУКЛЕТЫ, в одном находятся все ПАМЯТКИ, которыми вы пользовались сегодня на занятии, а в другом  «Как создать текст описание состояния окружающей среды  и словарик с опорной лексикой, чтобы вы самостоятельно смогли писать этюды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Работа со словарями.

ПРИМЕЧАНИЕ: Распределите задания внутри группы.

  1. Найдите в толковом словаре Ожегова лексическое значение слов «состояние» и «среда».Выберите нужное.

  1. Найдите в интернете лексическое значение слов «состояние» и «среда».Выберите нужное.

  1.  Сравните со статьёй  в словаре. (ПАМЯТКА 1 Пользование интернетом )



Предварительный просмотр:

2. Прочитайте теоретический материал.(     ) Составьте  схему, заполнив пропуски в  прямоугольниках. Подготовьте защиту вашего кластера   «Описание состояния окружающей среды».

«Описание состояния окружающей среды».

  1. В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
  2. Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи «описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.

  1. «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет и т.д.); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина и т.д.). 


Предварительный просмотр:

3. «Понаблюдайте» Прочитайте теоретический материал (      ). Сравните тексты.

   1. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой

      деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.

 

2. Тишина. Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно.


  1. Что вы увидели общего? Запишите ответ _____________________________________________________________________
  2. Какой вопрос можно задать к данным текстам: Какой? Что здесь находится? Как? (подчеркните)
  3. Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.

_____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого? 
  2. Что можно сказать о способе связи предложений? (см. памятку3  СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ)

  1. В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
  2. Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи «описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.

  1. «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина).

ПАМЯТКА 3

                             СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Различают два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный.

При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения.

НАПРИМЕР. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому.

При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же данное.

НАПРИМЕР. Молния висела совсем низко над травой. Она излучала свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Педагогический проект «Влияние состояния окружающей среды на здоровье горожан»

Цели проектаИзучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.Воспитание экологической культуры учащихсяРазвитие познавательных спос...

«Описание состояния окружающей среды»

УрокРусского языка. 6 класс.Тема «Описание состояния окружающей среды».(по учебнику «Русский язык» 6 классПод ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 14-е изд.Москва. Дрофа. 2010г.)...

Описание состояния окружающей среды

Данный урок можно использовать на уроках развития речи при изучении темы " Описание состояния окружающей среды"...

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс...