«Описание состояния окружающей среды»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Подковырина Нина Михайловна

 

Урок

Русского языка. 6 класс.

Тема «Описание состояния окружающей среды».

(по учебнику «Русский язык» 6 класс

Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 14-е изд.

Москва. Дрофа. 2010г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_opisanie_stepi.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Русского языка. 6 класс.

Тема «Описание состояния окружающей среды».

(по учебнику «Русский язык» 6 класс

Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 14-е изд.

Москва. Дрофа. 2010г.)

Автор

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №45 г. Нижнего Новгорода

Подковырина Нина Михайловна.

Нижний Новгород 2015г.

Анализ текста.

Степь (фрагмент из повести

Н. Гоголя «Тарас Бульба»).

Цель. Закрепление знаний раздела лингвистики «текстоведение»;

Работа с речеведческими понятиями: стиль и тип речи.

Задача: отработка умения распознавать языковое явление, анализировать его и употреблять в речи.

Оформление доски: Портрет Н.В.Гоголя, картина «Степь».

Ход урока.

- Сообщение цели.

- Перед нами фрагмент повести «Тарас Бульба», с которым мы сегодня будем работать.

Степь.

    Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг  не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…

Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

- Выразительное чтение текста (заранее подготовленный ученик).

- Какая картина предстает в вашем воображении. Общее впечатление от текста.

- Красивое высказывание? Выразительное? Мы сегодня с вами попытаемся увидеть те языковые средства, которые использовал автор для создания выразительности.

- А сейчас с этим высказыванием поработаем в группах. (Задания на интерактивной доске. Тексты у каждого на парте).

1 группа. Перед нами текст? Доказать. Определить основную мысль.

2 группа. Определить стиль и доказать.

3 группа. Определить тип речи и доказать.

4 группа. Озаглавить текст, разделить на абзацы, составить план.

(при работе пользуйтесь памятками, карандашом).

- Ответы групп. Рецензирование ответов.( План на доске)

План.

1.Полнота и правильность ответа.

2.Доказательность.

3.Речевое оформление высказывания.

- На доске проецируется текст в соответствии с абзацным членением.

- В тетради записывается основная мысль текста. («Ничто в природе не могло быть лучше» степи).

- План текста на доске.

1. Необозримая зеленая пустыня.

2. «Миллионы разных цветов».

3. «Тысяча разных птичьих свистов».

- Итак, мы доказали, что это художественный текст, что это описание состояния окружающей среды.

- Н. Гоголь – мастер цветописи. Есть ли она в этом описании? Какова ее роль?

- Найти слова, передающие зрительное восприятие, цвет. Подчеркните их в тексте.

- Действительно, во второй части цветовое господство. Здесь автор не пишет, а рисует. Степь дышит живыми, яркими, свежими красками.

 А какие выразительные средства ему в этом помогают? (Метафоры, эпитеты).

Объясните значение эпитета «зелено-золотой океан». (Необъятное пространство колышется как океанские волны, преобладание зеленого и золотистого цвета)

- Какую картину помогает нарисовать метафора «брызнули миллионы разных цветов»? (Наряду с преувеличением – гиперболой-  это многообразие как бы разом, неожиданно, стремительно бросается в глаза. И как разноцветные брызги заполняет всю поверхность).

- Давайте проведем лингвистический эксперимент. Заменим метафоры в этом предложении прямым значением слов. Что изменилось? (Исчезла изобразительность, образность).

- Прочитаем следующее предложение. Какие растения здесь перечислены?

(Волошки, дрок, кашка, колос пшеницы). На первый взгляд, обычные растения, и не так уж их много; а Гоголь говорит о миллионах и у нас тоже создается подобное впечатление. В чем же секрет? Почему же в нашем сознании возникла картина яркая и многообразная? Стебли какие? Волошки какие? (голубые, синие и лиловые). Многообразие создается подбором близких друг к другу цветов (синонимов). Это придает тексту выразительность. В сочетании с определениями, конкретизирующими предметный ряд, получается картина яркая и многоцветная.

- Колос пшеницы. А почему здесь нет определения? (Да потому что это продукт деятельности человека и появился он здесь случайно, поэтому и употреблен в единственном числе.)

- Еще ярче и полнее становится картина от изображения формы цветка (кашка пестрела зонтикообразными шапками; дрок выскакивал пирамидальной верхушкой

- А какие глаголы (конктекстуальные синонимы) использует Гоголь в этом предложении, заменяя слово росли? (сквозили, выскакивал, пестрела, наливался). Эти глаголы также участвуют в создании многообразной яркой картины.

- Итак, мы проанализировали 2 абзац. Какие лексические и синтаксические изобразительно-выразительные средства использовал здесь автор? (Метафора, эпитет, гипербола, синонимы, однородные члены предложения с использованием конкретизирующих словосочетаний).

- А сейчас обратимся к 1 абзацу.

- Как вы понимаете выражение «зеленая девственная пустыня»? (Дикая природа, роскошная, цветущая, первозданная, здесь нет людей. И это хорошо. Люди еще не успели нарушить гармонию природы).

- В 3 части найдите слова в переносном значении. Какую картину они помогают нарисовать? («тучи диких гусей», «купалась в синих волнах воздуха»). Как автор подчеркивает величие чайки? (Поднималась мерными взмахами – т.е. без суеты, с достоинством; используется эмоционально-оценочная лексика – роскошно купалась, повтор частицы «вон» показывают действия чайки вдалеке («вон она пропала… вон она перевернулась крылами и блеснула»).

- Зачем автор повторяет наречие «неподвижно»? (Лексический повтор используется здесь как средство усиления, чтобы мы обратили на это внимание).

- Это описание – гимн природе, ее красоте и величию. А каково авторское отношение к степи и как оно выражено? (Восторг, восхищение передается через эмоционально-оценочную лексику.( Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..) Это и есть основная мысль текста. Она повторяется трижды, по мере возрастания восторга. Такой прием называется градацией.

- Итак, анализируя текст, над какими лингвистическими понятиями мы работали? (Текст, тема, основная мысль, стиль, тип речи, абзац, микротема, изобразительно-выразительные средства языка).

А сейчас поработаем над орфографией.

- Выписать из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и написать проверочные слова.

- Подведение итогов.

- Получили ли вы удовольствие, работая с таким красивым текстом?

- А зачем мы анализируем тексты таких мастеров слова как Гоголь? (Чтобы учиться создавать свои красивые тексты).

- Вот и попробуйте дома написать сочинение «Сказка зимнего леса», опираясь на тот материал, который мы повторили на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Описание состояния окружающей среды.6 кл

Урок развития речи по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской, 6 класс...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Педагогический проект «Влияние состояния окружающей среды на здоровье горожан»

Цели проектаИзучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.Воспитание экологической культуры учащихсяРазвитие познавательных спос...

Описание состояния окружающей среды

Данный урок можно использовать на уроках развития речи при изучении темы " Описание состояния окружающей среды"...

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс...