Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Дранова Людмила Петровна

 

дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы

- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа

- познакомить с ролью прилагательных в описании природы

- научить понимать роль описания в повествовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar10.68 КБ

Предварительный просмотр:

Описание природы

(работа над сочинением)

Обучающие цели:

- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы

- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа

- познакомить с ролью прилагательных в описании природы

- научить понимать роль описания в повествовании

Развивающие:  развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение

Воспитательные:  воспитывать чувство прекрасного

Оборудование: учебник, дидактический материал, иллюстрации разных видов пейзажа

Ход урока:

  1. Введение понятия «пейзаж».

–Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.

Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

Зима всю землю в снег одела,

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями елки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.

- Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике (упр. №  253)

- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?

   Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?

- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?

  Прослушайте стих З.Александровой и подумайте, почему у человека бывает

   только одна родина?

    2.   Если скажут слова «родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь: от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  1. Наблюдение над употреблением прилагательных в художественном описании природы (упр. № 254, 255).

- Прослушайте отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты». Чем отличается описание зимнего дня в этом отрывке от тех описаний, над которыми мы работали при выполнении упр. № 254, 255?

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, уголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…

        Никита повернул направо, к речке, и и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, - Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

        На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

        Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.

- Выпишите из текста прилагательные, эпитеты + существительные.

- Зачем писатель ввел описание природы в рассказ о зимних забавах Никиты?

  1. Редактирование сочинения «Танькина калоша». (Дидактич. мат. , к № 407).

- Прочитайте рассказ ученицы, определите основную мысль. Соответствует ли название рассказа основной мысли?  Как следовало назвать этот рассказ?

- К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему?

- Найдите в рассказе описание природы. Какую роль играет это описание для выражения основной мысли?

-Отредактируйте сочинение.

V. Подведение итогов урока.

- Что такое пейзаж? Какие виды описания природы вы знаете?

- Какую роль играют прилагательные в художественном описании природы?

- Какова роль описания природы в повествовании?

        

II – вариант.

Онегин и Печорин – «герои своего времени»

  1. Причины появления «лишних» людей в русской литературе XIX в.
  2. Онегин и Печорин – «герои своего времени».
  1. Черты сходства:

- дворянское происхождение;

- светское образование и воспитание;

- праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;

- понимание людей;

- неудовлетворенность жизнью.

      2)   Различия между ними:

            - глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;

            - пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;

            - безмолвие Онегинаи сила воли у Печорина;

            - противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий,

              охлажденный ум» Онегина.

  1. Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX в.

III- вариант.

  1. Прочитать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и подготовить сообщение, опираясь на вопросы:

- Какова основная мысль романа?

- О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем

  объясняет их появление?

- Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?

- В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?

- Каковы особенности композиции романа?

- Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?

Задание к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

I – вариант.

Подготовить сообщение по плану.

Печорин – герой своего времени.

  1. Печорин – герой переходного времени («Печорин – представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта исторического периода»).
  2. Трагизм судьбы и жизни Печорина.
  3. Происхождение и общественное положение.
  4. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

- незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;

- жажда действий и постоянные поиски применения своих сил – отличительная черта Печорина;

 - противоречивость его и разлад с самим собой;

5.  Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х г. XIX в.:

- близость его людям 30-х г. и Лермонтову;

- черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6.  Причины гибели Печорина:

- отсутствие общественных запросов и чувства родины;

- воспитание и влияние света.

7.  Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)

Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особе...

Презентация к уроку. Сочинение-описание по картине Герасимова `После дождя`. 6 класс

Презентация может быть исользована при подготовке к написанию сочинения. Содержит материал о художнике, примерный план сочинения и словарный материал. Помогает создать эмоциональный настрой....

Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс

Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной....

План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку

Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...

Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс.

Урок русского языка. Сочинение-описание натюрморта  П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения. Подготовка к сочинению" на основе виртуальной экскурсии в музей-усадьбу "Ясная Поляна"

Урок на основе системно-деятельностного подхода предполагает изучение темы с включением виртуальной экскурсии в музей писателя. Используются элементы технологий проблемного обучения....