Рабочая программа и КТП по речевому этикету 7 класс
элективный курс по русскому языку (7 класс) по теме

Черепова Марина Валентиновна

      Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для

учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова Мнемозина. 2009)

          Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета , обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также  других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

    Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_7_klass.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край       г.Курганинск____

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______2010   года

Председатель педсовета

                                                                                         _____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ            

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    факультативному курсу  «Речевой этикет»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ________7      класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              базовый____________

(базовый, профильный)

Учитель        Черепова Марина Валентиновна____________________

Программа разработана на основе

авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова).- 3-е изд.,- М.: Мнемозина.  2009.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

      Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова Мнемозина. 2009), рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и полностью совпадает с примерной авторской по курсу.

     Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета , обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также  других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

    Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…

      Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости  в различных её проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность… Именно поэтому курс имеет большое воспитательное значение.

       Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические  навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.

      В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по курсу.

1 раздел.   Роль речевого этикета в общении.        

Речевое общение: единство двух его сторон. Формы общения.

Сферы речевого общения.

Культура речевого общения.

Этикет как совокупность правил речевого поведения.

Речевой этикет как правила речевого этикета

Общая характеристика норм речевого этикета.

Речевая ситуация; её основные характеристики.

Языковые средства выражения речевого этикета.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого  поведения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.

2 раздел. Основные формулы речевого этикета.

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения.

Основные виды речевых ситуаций.

Богатство и разнообразие этикетных формул.

Речевая ситуация обращения и её разновидности.

Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы.

Из истории русских имён и фамилий. Варианты личного имени.

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Речевая ситуация выражения  просьбы.

Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.

Речевая ситуация извинения. Способы его выражения.

Виды комплимента.

Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона , в том числе и мобильного.

Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг., отношение к нему.

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

       Для учащихся

Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов КН., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.

Львова СИ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова СИ. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.

Львова СИ. Язык и речь: Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.   г

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?  — М., 1983.

Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения, — М., 1989.

Словари

Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд.,  — М., 1984.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.

Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 1998.

Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения.  М., 1986.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                         заместитель директора по УВР

Протокол № __ от____ 2010г.                                    _____________Л.М.Проценко

Руководитель МО                                                       «    »__________2010 года

_________         М.В.Черепова

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По           факультативному курсу  «Речевой этикет»       

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        7    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2010 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Уро

ка

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

1

Роль речевого этикета в общении

14

Презента

ция по теме

2

Речевое общение: единство двух его сторон. Формы общения.

1

3

Сферы речевого общения.

1

Презента

ция по теме

4

Культура речевого общения.

1

5

Этикет как совокупность правил речевого поведения.

2

Презента

ция по теме

6

Речевой этикет как правила речевого этикета

1

7

Общая характеристика норм речевого этикета.

2

8

Речевая ситуация; её основные характеристики.

1

Презента

ция по теме

9

Языковые средства выражения речевого этикета.

1

10

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

1

11

Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого  поведения.

1

Аудио учебник

12

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

13

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.

1

14

Основные формулы речевого этикета.

20

15

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения.

1

16

Основные виды речевых ситуаций.

2

17

Богатство и разнообразие этикетных формул.

1

Презента

ция по теме

18

Речевая ситуация обращения и её разновидности.

1

19

Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы.

1

20

Из истории русских имён и фамилий. Варианты личного имени.

1

21

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

1

Аудио

учебник

22

Речевая ситуация выражения  просьбы.

1

23

Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.

1

24

Речевая ситуация извинения. Способы его выражения.

1

25

Виды комплимента.

1

26

Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения.

2

Презента

ция по теме

27

Основные речевые правила общения посредством телефона , в том числе и мобильного.

1

28

Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг., отношение к нему.

1

29

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.

2

Аудио

учебник

30

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

31

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

1

32

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива "Культура поведения. Речевой этикет"

Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники  вспомогательных школ будут проявлять  степень своей воспитанности. Умение обратиться  с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войт...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Речевой этикет»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Речевой этикет»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»

рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Живой этикет"

Разработаны  специальные методики обучения детей школьного возраста правилам этикета....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...

Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"

Программа внеурочной деятельности кружка  "Речевой этикет"...