Урок русского языка с использованием ЦОР (9 класс.)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Панкратова Екатерина Витальевна

План-конспект урока русского языка с использованием ЦОР. 9 класс. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_s_ispolzovaniem_cor.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием ЦОР (9 класс.)
Знаки препинания в СПП.

ФИО (полностью)

Панкратова Екатерина Витальевна

Место работы

МБОУ Уршельская СОШ

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. (второй урок по теме «Сложноподчиненные предложения)

Базовый учебник

Базовый учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, « Русский язык» 9 класс, М:. Просвещение 2010 года и др.

8. Цель  урока: организовать деятельность учащихся по определению места придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении; создать условия по совершенствованию  языковедческих навыков (в том числе и  через использование ЭОР).

9. Задачи:

 - обучающие

понимать смысловые отношения между частями СПП через анализ предложений; 

освоить содержание пунктуационного правила и алгоритма его использования,

уметь правильно ставить знаки препинания в СПП на основе работы с материалом учебника и интерактивными тестами.

-развивающие:

развивать способность анализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях,

обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную и грамматическую характеристику предложений,

развивать аналитическое мышление учащихся и способность                систематизировать знания, самостоятельно делать выводы,

умение использовать словари и справочники,

развивать специальные технические умения работы с компьютером и ресурсами сети Интернет.

-воспитательные

воспитание осознания эстетической ценности русского языка через работу с текстом;

воспитание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

формирование навыков контроля и самоконтроля;

воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению других людей в условиях    работы в группах.

  1. Тип урока  урок формирования новых знаний
  2. Формы работы учащихся индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер (у всех учеников или 2-3 для работы в группах), доступ в интернет, мультимедийный проектор, экран.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент (мотивация)

Приветствие и проверка присутствующих. Сообщение темы урока. Учитель предлагает ученикам сформулировать цели урока.

Ученики определяют цели урока, могут предположить, каким образом будут достигнуты эти цели.

2 мин

2

Актуализация знаний

Терминологический диктант


Учитель ориентирует учеников на актуализацию знаний (читает определения по теме «синтаксис», не называя их).

Учащиеся вспоминают определения и лингвистические термины, необходимые на уроке, записывают термины по определениям.

5 мин

3

Самопроверка диктанта с использованием лингвистического словаря

1.

Словарь лингвистических терминов


Единая коллекция ЦОР


Информационно-практический

(Гипертекст с иллюстрациями)

Учитель с помощью проектора воспроизводит на экране определения и организует работу с электронным словарем.

Организует мини рефлексию.

Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполненной работы, оценивают ее.

3 мин

4

Освоение новых знаний

2. Интерактивная таблица


Информационный


ФЦИОР

Учитель побуждает учеников к анализу информации, предложенной в интерактивной таблице.


-Посмотрите внимательно на слайд и ответьте, почему такие предложения называются сложноподчиненными.




Учитель ставит проблемный вопрос.


Скажите, а всегда ли в СПП будет только одно придаточное?


Расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.












Внимательно посмотрите на предложения и сделайте вывод о постановке знаков препинания в СПП.

Учащиеся анализируют информацию слайда.




Ученики делают вывод о том, что части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное.


Дети выдвигают свои версии и доказывают свою точку зрения.


Говорят о том, что придаточное может занимать любое место в предложении.


Записывают примеры в тетрадь. Чертят стрелочки с вопросами от главного предложения к придаточному.


Ученики делают вывод о постановке запятых в СПП.

9 мин

5


Закрепление изученного.

3

Интерактивный тест



Практический


ФЦИОР


Учитель организует работу ребят в группах с упражнением учебника и интерактивным тестом

(1- с интерактивным тестом П1

2- с интерактивным тестом П1

3- с упражнением 87);

проверяет выполненное упражнение, выставляет оценки с учетом оценки группы.


Ученики самостоятельно выполняют задания на компьютерах ИЛИ выполняют упражнение 87.

Определяют степень участияработы каждого ученика в группе.

15 мин

6

Физкультминутка

4

Музыка для гимнастики


Единая коллекция ЦОР

Учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз

Ученики выполняют гимнастику.

1 мин

7

Подведение итогов урока

Учитель задает вопросы, которые помогают ребятам сформулировать выводы.


-Ребята, что нового о СПП вы узнали на этом уроке?


Сформулируйте самое главное, что вы «унесете» с нашего урока.


Как определить место придаточного предложения по отношению к главному?


Как ставятся знаки препинания в СПП?


 Сможете ли вы объяснить другому то, чему вы научились сами?


Как вы личностно изменились за этот урок?

Ученики анализируют, обобщают и делают собственные выводы.

3 мин

8

Информация о домашнем задании

Рекомендации по выполнению домашнего задания

§19, упражнение 88 или 89 (по выбору).

Задают вопросы по выполнению домашнего задания, записывают домашнее задание в дневники.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания в СПП.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Единая коллекция ЦОР Словарь лингвистических терминов (N 188005)

Информационно-практический

(Гипертекст с иллюстрациями)

Теория и примеры

Словарь лингвистических терминов

2

Сложноподчинённое предложение 

ФЦИОР

И (653)

Информационный

Электронный учебный модуль информационного типа

Интерактивная таблица

3

Сложноподчинённые предложения. П1

В данном модуле содержится практикум по теме "Сложноподчинённые предложения". Успешно освоить материал помогают подсказки 

ФЦИОР.

П (5123)

Практический

Задание

Интерактивный тест

4

Единая коллекция ЦОР

Музыка для гимнастики(N 22198)

Аудио фрагмент

Музыка для гимнастики

Приложение.

Терминологический диктант.

Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис), минимальная единица синтаксиса (словосочетание),

 предложение, состоящее из нескольких предикативных основ (сложное),

сложное предложение, состоящее из главного и зависимого предложения (сложноподчиненное),

сложное предложение, состоящее из равноправных предложений (сложносочиненное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...