Урок по теме "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Урок содержит материал к уроку в 6 классе по изучению темы "Действительные и страдательные причастия", включает разные виду деятельности учащихся и формы аботы, помогающие легче усвоить тему урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга

Тема: Действительные и страдательные причастия

Цели: 1) образоват. - дать понятия о действительном и страдательном залоге причастий, их лексическом и грамматическом значении

2) развив. - развиватьумение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот; правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, определять залог причастий и их суффиксы; а также развивать воображение, образное мышление и речь учащихся

3) воспит. – воспитывать интерес к русскому языку, празднованию новогодних праздников

Ход урока:

Этапы:

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся

I. Орг.момент

= Приветствие! Запись числа в тетради.

II. Повторение изученного

-Какую часть речи мы начали изучать несколько уроков назад?

-Вспомним, что нам известно о причастии, но необычным образом. Прослушайте стихотворение вашего одноклассника и сформулируйте основные признаки причастия как части речи. (см. приложение №1)



-Но мы не вспомнили еще одно важное правило. Посмотрите на слайд, перед вами предложения.

Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями.

За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе.

Расставьте знаки препинания и объясните.

-причастие



-устная работа (определение причастия и его признаков как части речи)







-рассказывают правило «причастный оборот»

III. Мотивация

-Чем объединены оба предложения?

Верно! Сегодня уже 18 декабря, самый долгожданный праздник уже близко. И сегодня изучение новой темы мы будем проводить, беседуя о Новом годе!

-Ребята, почему вы любите Новый год? (Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «Новый год»?)

Обобщение ответов детей.


-Конечно, одним из любимых занятий во время зимних праздников- игра в снежки, украшение елки и др. Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо.

Мальчики----------------------------снежки

Девочки-----------------------------елка

Дети---------------------------------снеговик

Снежки-----------------------------мальчики

Елка---------------------------------девочки

Снеговик---------------------------------дети

-одной темой -Новый год






-ответы детей











Мальчики, бросающие снежки

Девочки, украшающие елку

Дети, лепившие снеговика

Снежки, брошенные мальчиками

Елка, украшенная девочками

Снеговик, вылепленный детьми

IV.Объяснение нового материала

-В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие, а в каком испытывает воздействие другого предмета на себе?



-Правильно определили. Предположите, как можно назвать причастие, обозначающее активный признак предмета по действию?

А как определить причастие, обозначающее признак пассивного действия, которое страдает от воздействия на него?


-Эти две группы причастий объединены общим термином – ЗАЛОГ.


Обобщение определения терминов!

Запись изученного в виде кластера в портфолио

(см.приложение2)

-А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, что мы с вами не записали.

-В первых сочетаниях лицо само выполняет действие (мальчики, девочки, дети) А во - вторых предмет испытывает их воздействие со стороны


-действительное



-страдательное








-отличительные суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (запись материала в кластер)

V. Закрепление материала

1) Потренируемся в определении действительных и страдательных причастий устно (работа с сигнальными карточками Д. и С.)

-падающий снег, сверкающий новогодний шар, упакованные подарки, накрытый стол, играющие дети, праздничный ужин, зажженные свечи, бой часов, доносящийся из комнаты, мигающие гирлянды, звенящие колокольчики.

2) Принято считать, что Новый год – семейный праздник, когда вся семья собирается вместе, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки. Дома царит тепло и уют. Вспомните, какие пословицы вы знаете про семью.


На экране:

Добро по миру не рекой течет, а сплоченной семьей живет

Материнский гнев, что тающий снег.

Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.

На что найденный клад, коли в семье лад.



3) Опережающее задание

Но вы знаете, что у многих детей нет родителей, и они не могут встретить праздник в кругу родных. На уроке литературы мы с вами знакомились с рассказом  Л.Андреева «Ангелочек». Вспомните, основную мысль автора.


На карточках и на экране вы видите отрывок из этого рассказа. Прочитайте его и образуйте от глаголов в скобках причастия. Согласовав их с существительными (по наличию времени – устно или на карточках)


4) Давайте и мы с вами нарядим наши елочки, которые я вам раздала (см.приложение 3)

В ее сновании мы запишем название изучаемой части речи, а ее ветви в парах украсьте примерами действительных и страдательных причастий, относящихся к Новому году. Или зимним праздникам.


5)Доп.задание

Описать картину тремя предложениями, употребив причастия

-ученики поднимают карточки с нужной буквой для определения залога причастия

















-записываю одну-две пословицы, объясняют смыл, определяют залог и суффиксы причастий (один ученик у доски)














-работа с текстом







-работа в парах

VI. Рефлексия

-Обобщим знания, полученные сегодня на уроке и оценим свою работу.


-Закончите предложения

1.На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5. Материал урока был мне

Пассивно/активно

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Понятен /не понятен

Полезен /бесполезен

Интересен/ скучен

Легким /трудным

-обобщение материала

С помощью карточек и смайликов оценивают свою работу

VII. Дом.задание

Дифференцированно: 1) Учить определение, упражнение из учебника

2)написать обращение-поздравление Деду Морозу с Новым годом, используя причастия, обозначить суффиксы и залог

Приложения

Приложение 1 – см.презентацию

Приложение 2 –кластер

-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-                                                                                -вш-,-ш-

Настоящее время                                                                               Прошедшее время

Действительный

(действие выполняет сам предмет)

Залог причастия

Страдательный

(предмет испытывает действие со стороны)

Настоящее время                                                                     Прошедшее время

-ем-,-ом-,-им-                                                                            -нн-,-енн-,-т-

Приложение3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""

Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)

познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...

Презентация к уроку по теме: "Образование страдательных причастий прошедшего времени"

Презентация включает в себя краткую структуру урока, объяснение материала и физминутку...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...

Урок в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"

Данный урок поможет учителю подготовить нужный материал....