Урок русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное и его роль в предложении"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

На данном уроке учащиеся повторяют, обобщают, закрепляют знания и навыки, полученные в 5 классе, об  имени существительном. Урок с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Разработала: учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ ООШ с. Абашево- Адоевская Л.А.

Тема урока:   Имя существительное. Его роль в предложении.

Цели урока: 1) повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об  имени существительном:

•   общее значение;

•   морфологические признаки;

•   синтаксическая роль;

2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

    3) способствовать формированию патриотического отношения к истории народа, воспитывать бережное отношение  к хлебу, уважительное отношение к труженикам полей, способствовать сплочению детского коллектива.

    Тип урока:        урок – повторение с  применением ИКТ.

Оборудование урока, наглядный материал:  словари В.И.Даля, компьютер, интерактивная доска, проектор, слайды, учебник, распечатки с деформированным текстом, эпиграф: « Имя существительное - хлеб языка»   Л.В.Успенский,  папка-журнал с  названием страниц,  репродукции картин А.Веницианова «Гумно», И.И.Шишкина «Рожь»,  испеченный хлеб,

русская народная песня "Ах, ты степь широкая", веера с названиями падежей, колосья пшеницы из бумаги, магнитная доска.

Ход урока.

I.Организация начала занятия. Слайд №1 (запись числа). (3 минуты) I- Здравствуйте, дети!

- Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату: Восьмое сентября.

II. Вступительная беседа

- Какие части речи вы знаете? (Ответы детей)

-Отгадайте, какая  часть речи говорит о себе так:

Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей. (Имя существительное).

- Правильно. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Правильно. Тема нашего урока - «Имя существительное. Его роль в предложении» (запись темы урока в тетрадь); цель урока – доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что « имя существительное - хлеб языка».  

- К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

 Эти слова  Паустовского прежде всего относятся к именам существительным,  так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.   

III. Фронтальное повторение теоретического материала с использованием наглядности, ИКТ.  

1. Значение имени существительного. Постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль имени существительного.

 - Отгадаете загадку, узнаете, что спрятано под полотенцем.

Отгадать легко и быстро.

Мягкий, пышный он, душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.  

- Что это? Правильно, хлеб.

- О нем – его умножении, бережном к нему отношении наш урок.

Провести наш урок нам поможет папка-журнал, и первая его страничка «Хлеб – всему голова!». 

- Скажите, кому принадлежат слова “Хлеб – имя существительное, а все остальные прилагательные”? Как называется произведение и кто автор?

- Да, верно. Эти отрадные слова написал писатель Михаил Алексеев и вложил в уста одному из героев своего романа “Хлеб – имя существительное”.

(Учитель показывает книгу Михаила Алексеева  «Хлеб – имя существительное”.

-Имя существительное говорит о себе так: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам» Какие же названия предметам даёт имя существительное?  Что обозначают существительные?

Слайд №2

- конкретные предметы (дом, книга, поле,…)

 - вещества (бензин, железо, молоко, мясо,…)

  - качества и свойства ( хрупкость, верность, честность,…)

  - действие или состояние ( бег, ходьба, изумление, восхищение,…)

-живые существа и растения (пшеница, кошка, человек,…)

-явление природы (вьюга, радуга,…)

-общественные явления (праздник, олимпиада,…)

-географические названия (Чагра, Байкал,…)

 Слайд №3

Прослушайте стихотворение и устно дополните ряды существительными из стихотворения.

 (ученица в цветном платке, накинутом на плечи, с подносом в руках (хлеб и соль)

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль – это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

А.Коршун

Имя существительное –важная часть речи.

-Что мы знаем о существительном? (На магнитной доске «пшеничные» колоски, на них написаны задания. «Срывая» колосок, дети отвечают на вопросы).

1. Имена существительные отвечают на два вопроса КТО? ЧТО? Да или нет? Почему? (Бывают одушевлённые и неодушевлённые).

2. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Да или нет? Расскажите.

3.  Имена существительные  не изменяются по родам. Да или нет?

4. Имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Да или нет?

Работа с текстом. Слайд №4 (текст) 

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей. О хлебе созданы разного рода поверья, легенды, сказки, были. Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний. Хлеб – солдат, дипломат и строитель.

Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.

Комплексный анализ текста.

-Как можно озаглавить текст? (Хлеб – всему голова).

-Что означают слова  «испокон веков» (давным-давно, с давних пор)

-Ребята, что означает обычай хлеб-соль (отвечает заранее подготовленный ученик). Самое радушное, самое доброе, гостеприимное приветствие русских хлеб-соль значит следующее: раздели со мной хлеб, отведай хлеба нашего, приобщись к трапезе, столу и пусть всегда будет у тебя и хлеб, и соль, и пусть в доме твоём будет сытость, мир и радость.

-Ребята, перечитайте последний абзац. Как нужно относиться к хлебу? (Бережно, свято).

-Давайте будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.

-А какое высказывание висит на стене в школьной столовой? («Хлеба к обеду в меру бери,  хлеб-достояние, им не сори»).

Задание  по парам. ( по 2,3 слова, ставя в начальную форму)

1 пара - выписать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

2 пара - выписать собственные и нарицательные имена существительные;

3 пара – выписать существительные мужского, женского и среднего рода;

4 пара – выписать существительные 1-госкл., 2-го скл., 3-го скл.

- Какие морфологические признаки имени существительного мы повторили? (Постоянные)

2. -С помощью веера определите падеж имён существительных, выделенных красным цветом. Итак, сколько падежей? (6)

3 .-Определите число имён существительных, выделенных зелёным цветом. О каких морфологических признаках они рассказывают. (О непостоянных.  Имена существительные изменяются по падежам и числам).

4. -Какими членами предложения являются существительные, выделенные синим цветом? Какова синтаксическая роль имени существительного? 

Роль имени существительного в речи.

 -Прослушайте отрывок из стихотворения В.Маяковского. Какие картины могут «нарисовать» существительные?

Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

Слайд №5. Рассмотрите  картину И.И. Шишкина “Рожь” (звучит песня).

Учитель.  Здесь мало увидеть,

                 Здесь нужно всмотреться,

                 Чтоб ясной любовью

                 Наполнилось сердце.    Н.Рыленков.

-Какими существительными можно «нарисовать» эту картину? Напишите. (Лето. Ласково греет солнце. Поле. Колосится золотистая рожь. Дорога, убегающая вдаль. Весёлый ветерок. Ветвистые красавицы-берёзы. Светло-голубое небо. Скоро уборка урожая.

-Какова роль имён существительных?

(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)

Физминутка.

Солнце глянуло на парту…

               Раз, два, три, четыре, пять.

               Все мы делаем зарядку,

               Надо нам присесть и встать.

               Руки вытянуть пошире

               Раз, два, три, четыре, пять.

               И на месте поскакать.

               На носок, потом на пятку,

               Все мы делаем зарядку.

-Тихо сели.

IV.  Тренировочные упражнения на повторение.

Страничка вторая «Хлебороб вчера»

-Знакомо ли вам слово хлебороб? Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. А кто такой хлебопашец?

“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

-Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки:

Слайд №6

“Р…бота у крестьянина ос…нью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно п..хать, и б…ронить, и зас…вать …зимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом м…л…тить. Удары молотильных цепов с раннего утра до поз…него вечера слыш…тся осенью на гумнах”.

Задание.1) Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.  

Один ученик  за компьютером  вставляет буквы в словах и объясняет их.

- В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать значение этих слов - значит знать историю своего народа.

Словарная работа.

-Работа со словарём В.Даля в парах (по одному слову). Слайд №7.

Овин – строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная часть его – яма, в которой разводится огонь; над ямой сушило или колосники, где на решетинах надсаживаются снопы.

Рига – молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом.

Цеп – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская).

Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.

Слайд №8 (картина А. Веницианова «Гумно»)

- Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках.

Игра «Кто быстрее» (составить пословицу  из карточек)

 Учитель раздаёт по одному конверту на парту.

- У нашего господина ни ржи, ни овина.

- Хоть овин гори, молотильщиков корми.

- У богатого гумна и свинья умна.

- Кто ленив с сохой, тому и год плохой.

-Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

Страничка третья «Хлебороб сегодня»

Учитель: Хлеб, он - не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит, прежде всего, от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно.

-Труд современного земледельца воспет в стихах, песнях, пословицах, загадках. Давайте их вспомним.

Полна, красна земля родная

Людьми надежных душ и рук.

                          А.Т.Твардовский

Читают стихотворения учащиеся (Было д/з)

О труде хлебороба

Все колосья поют –

Значит, это особый,

Замечательный труд.

И живут не случайно

Среди наших друзей

Капитаны комбайнов,

Адмиралы полей.

         Ю.Чичков 

                         Страничка четвёртая «Наши хлеборобы »

Слайд №8 (Вырезки статей из газеты «Чагринские зори» о почётных хлеборобах нашего села).

-Кого по праву можно отнести к числу “адмиралов полей”, «капитанов комбайнов»?(Дети читают из газеты «Чагринские зори»  фамилии почётных хлеборобов –было д/з).

Игра «Кто быстрее» Слайд №9

-Соберите  пословицы о хлебе.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода - мужицкая еда.

“Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

-А  фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.

- Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося никакой пользы)

- Хлеб да соль! Что означает? (Приятного, хорошего аппетита)

- Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни)

-А теперь конкурс “Отгадай загадку!”

-Напишите отгадку к загадке.

Что две недели зеленится, две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?

                              (Рожь)

Железный нос в землю врос;

роет, копает, землю разрыхляет.

                                           (Плуг)

Лежит мужичок в золотом кафтане.

И комковато,

И ноздревато,

И мягко,

И ломко,

А всех милей.

                  (Хлеб)

-Какая орфограмма во всех словах? Подчеркните её.

IV. Закрепление.

Вопрос к классу:

- Почему Лев Успенский называет имя существительное хлебом языка?

-Обратимся к нашему эпиграфу.  Докажите верность этого утверждения. (Хлеб -самый важный продукт).

- Для чего нам нужен хлеб? (Для того, чтобы расти сильными и здоровыми.

Хлеб является судьбой страны, судьбой народа. Хлеб - всему голова. Ведь свой день мы начинаем  с хлеба и заканчиваем с хлебом. Как хорошо, что у нас на столе всегда белый, пушистый, свежеиспечённый хлеб! Значит, имя существительное – самая важная часть речи).

V. Подведение  итогов  урока.  Выставление и мотивировка оценок.

 Ударно поработали ребята. За такую работу  я поставлю следующие оценки:

VI. Рефлексия.

 Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью  цветных кружочков.

VII. Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию.                                                  

Слайд№10                                                 
Варианты  домашних заданий:                            

    1) написать небольшое сочинение на тему «Имя существительное – хлеб языка»;

2) подготовить сообщение «Роль существительных в предложении».

Слайд №11. Спасибо за урок.

                                                  ЛИТЕРАТУРА

1.В.И. Петрухин. Профориентация учащихся во внеклассной работе по русскому языку в сельской школе, журнал «Русский язык в школе» – 1989 г.

2. Н.Н. Ушаков, Г. И. Суворова. Внеурочная работа по русскому языку. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985 г.

3.Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. Т. 2. М., 1984 г.

4. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.Т.1, 2,4. М., 1999г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...