Общая характеристика сложного предложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Липина Мария Ивановна

 

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 11 класс

Общая характеристика сложного предложения. Виды сложного предложения.

Цель: углубление знаний о сложном предложении и его видах.

Задачи: -   повторить теорию о СП и его видах;

              -   формировать навык постановки знаков препинания в СП;

  1. развивать умение синтаксического анализа предложения;
  2. совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи акцентологическая норма).

Место урока в системе уроков:  второй урок по сложному предложению.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: практические (анализ языковых явлений, составление таблицы, конспекта), теоретические (слово учителя, чтение учебника), проблемно-поисковая деятельность (анализ сочинений по заданным критериям, разбор языкового явления).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация изученного материала.

Мы с вами закончили на прошлом уроке тему «Синтаксис простого предложения» и сегодня мы начинаем тему СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (запись в тетрадь даты и темы).

    -   Давайте вспомним, какие существуют виды предложений по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

  1. Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством ГО, объемом передаваемой информации)
  2. Дайте определение сложного предложения, приведите примеры, используя предложения домашнего задания. (текст № 53)

(СП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью; приводят пример с доказательством).

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о СП, вспомним классификацию СП и средства связи простых предложений в состав сложного, а также продолжим работу по написанию сочинения в части С ЕГЭ.

  1. Анализ языкового явления.

Прочитайте предложения на доске, обращая внимание на правильную постановку ударения, и охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.

Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала. (сложное, ССП)

Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что  необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции. (сложное, СПП)

Работа была начата задолго до назначенных сроков: занятость не позволяла ей забыть о документах даже дома. (сложное БСП)

К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками, которые обрадовались продлению договора, и ясно осознала: пришло время отдохнуть. (сложное с подчинительной и бессоюзной связью)

Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы. (простое, осложнено обособленным обстоятельством)

  1. Что вы можете сказать о видах сложного предложения и знаках препинания в нем?
  1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков.

Запись схемы:

Виды сложного предложения

                      союзные                  бессоюзное           с разными видами связи

                           

сложносочиненное   сложноподчиненное

  1. Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.))
  2. Какое предложение называется ССП? (сложное предложение, части которого равноправны по отношению к друг другу и связаны сочинительными союзами) Какой знак препинания ставим на границе простых предложений? Выпишите из текста (57)ССП, объяснив пунктуацию.
  3. Какое предложение называется СПП?
  4. БСП? (части связаны только интонационно)
  5. Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью.

Итак, мы дали общую характеристику сложному предложению, вспомнили его классификацию, общую постановку знаков препинания в сложном предложении. Следующие уроки будут посвящены каждому виду отдельно, и тогда мы остановимся на тонкостях и нюансах каждого вида.

  1.  Подготовка к ЕГЭ. Тест (прилагается).

  1. Итог урока, домашнее задание.

Изучая русский язык, мы убеждаемся ещё раз в безграничных его возможностях для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы с вами говорили о СП и использовали его при написании сочинения. С помощью СП мы можем более полно, логично выражать свои мысли; не забываем оформлять пунктуационно СП. Но мне хочется, чтобы вы осознавали, что русский язык не только свод правил правописания, а величайшее сокровище, которым мы учимся владеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Общее понятие о сложном предложении.

Цель:  систематизация знаний, умений и навыков учащихся о  простом предложении и формирование понятия о сложном предложении....

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....