Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Иванова Надежда Александровна

С развитием техники люди разучились писать письма. Легче всего позвонить или отправить смс. Задача учителей-словесников - познакомить учащихся с эпистолярным жанром, учить выражать свои мысли и чувства на бумаге. Это урок развития речи в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.01 МБ
Файл raboty_detey.docx28.05 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Здравствуй, неизвестный, но уважаемый солдат!!!

      Ты, конечно, меня не знаешь, и поэтому я сначала представлюсь. Меня зовут Юлия, и учусь я в 8 классе.

Когда нам предложили написать «Письмо солдату», девчонки нашей школы отреагировали по-разному: кому-то лень, кому-то всё «параллельно», кому –то показалось это смешным. А мне захотелось поговорить с тем, кто расстался со своим домом, родными, любимой, потому что посчитал, что это необходимо для Родины. Пусть расставание ненадолго, но всё же!.. Другая жизнь, другие люди, другие взаимоотношения. Надеюсь, что там, где ты служишь, умеют ценить дружбу и взаимопомощь, уважают в человеке человека.

     Извини, если я увлеклась рассуждениями о жизни. Просто хотелось, чтобы ты понял, что мне не нравятся те ребята, которые отсиживаются за мамиными и папиными спинами, считая себя «умнее» всех.

Немного о себе. Я живу в селе. Здесь много хороших и добрых людей,которые могут помочь в трудную минуту. Просыпаюсь утром, завтракаю и со спокойной душой иду в любимую школу. И так каждый день. Что бы ни случилось в моём селе: рождение или смерть человека, зной или мороз, ветер или тишина, -  я знаю: эту жизнь охраняешь ты, солдат! И поэтому я спокойно иду в школу, учусь и живу.

     Служба твоя, солдат, нелегка, но очень важна для всей страны. Ведь от того, как проходят твои военные будни, зависят спокойствие и мир над головами всех граждан Российской Федерации. Я знаю, что тебе тяжело, ты рискуешь своей жизнью, но помни: риск – благородное дело, значит ты, солдат, - благородный человек, чем можешь гордиться сам, и могут гордиться твои родные. Но ты не должен забывать: за тобой, сильным защитником, тысячи человеческих жизней…

   Скоро твой праздник, мужественных и сильных людей!! И хочется пожелать добра тебе и твоим друзьям, здоровья и, конечно, огромной, безграничной любви, не подвластной ни времени, ни возрасту, ни расчёту.

    Знай, что на карте нашей страны есть города  и сёла, в которых живут девчонки, искренне уважающие Вас, солдаты Российской Армии!!!

                       До свидания. Всего Вам хорошего.

 

Здравствуй, незнакомый солдат!

         Ты сейчас далеко от  родных мест, и я не знаю, какой ты, как выглядишь. Тебе нелегко нести службу, но я думаю, что ты гордишься тем, что стоишь на страже мира и охраняешь покой своих родителей, братьев, сестёр. А может, ты ведёшь сейчас бой, рискуешь своей жизнью или спасаешь своего товарища?! Тебе очень трудно, но ты мужчина, и ты всё сможешь преодолеть. Я в это верю. Ведь для тебя примером были твой отец и твой дед, которые служили в армии и защищали страну от фашистов.

     Тебе тяжело вдали от дома, родных, близких, друзей и прежней жизни. Но нужно пройти это испытание и проверить себя на прочность. Я горжусь тобой, солдат!!! Родина доверила тебе такое ответственное дело – защищать жизни других, и ты должен оправдать это доверие.

      Поздравляю тебя с Днём защитника Отечества! Желаю крепкого здоровья, успехов в дальнейшей службе, а самое главное – живым и здоровым вернуться домой.

     Я хочу побольше узнать о твоей службе и с нетерпением жду ответа.

Здравствуй, дорогой защитник Родины!!!

    Это письмо адресуется тебе от девчонок твоей любимой, родной школы.

Как ты поживаешь? Как проходит твоя служба? Мы о тебе помним, и нам очень интересно узнать твои впечатления о службе. Защищать Родину – это долг чести. Ты не должен жалеть о том, где ты сейчас находишься: в наше время армия делает из юношей мужчин. Мы считаем, что год своей жизни каждый из парней должен  отдать и посвятить защите Родины.

     В нашем любимом селе всё по-старому: зимние морозы атакуют школьников. А какая погода там, где ты служишь?

      В школе скоро состоится концерт в честь  встречи выпускников, но, увы, в это год двери родной школы не встретят тебя на нём.

    Твои друзья, одноклассники и родные помнят о тебе и гордятся тобой!! Любить солдата – это гордость, а ждать солдата – это честь. Ты помни об этом.

    Традиционно в школе 23 февраля состоится смотр строя и песни. Конечно, наш строй не сравнится с реальностью, но школьники с радостью принимают в нём участие.

    В честь праздника поздравляем тебя, Защитник, с твоим днём!!! Желаем тебе от всей души богатырского здоровья, мужской силы воли и армейского духа на всю твою будущую жизнь!!!

Привет, солдат!

     Пишут тебе девушки 8 «а» класса МБОУ СОШ с. Наровчат. Хотелось бы задать тебе несколько вопросов:

Как проходит твоя служба?

Сколько осталось дней до приказа?

Чему научила тебя армия?

    Мы гордимся тем, что остались ещё такие смелые парни, которые с оружием в руках защищают свою Родину.

    Твоя служба нелегка, но важна для всей нашей страны. Мы знаем, что тебе тяжело: ты далеко от дома, рискуешь своей жизнью, но ты, солдат, не должен забывать, что за тобой тысячи человеческих жизней.

    Спешим поздравить тебя с праздником 23 февраля – с Днём Защитника Отечества:

Защитникам Родины – Слава!

Улыбки, почёт и цветы!

Гордится Россия по праву

Такими парнями, как ты!

    Мы желаем тебе справиться со всеми трудностями, которые встретятся на твоём жизненном пути. Желаем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья, удачи, сил, стойкости и выдержки!  Скорее возвращайся домой! До свидания.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НАРОВЧАТ

Методическая разработка

урока развития речи в 8 классе

Письмо.  Сочинение эпистолярного жанра.

Души частичку письма дарят нам…

Выполнила Иванова Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Наровчат

НАРОВЧАТ - 2013

Письмо.  Сочинение эпистолярного жанра.

Урок развития речи в 8 классе. Презентация.

Души частичку письма дарят нам…

Слайд 1-2

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…

                                Н. Кузовлёва.

Слайд 3. 

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
Задачи:1)  Вспомнить, что такое письмо, определить его жанры, композицию и   правила написания. Собрать рабочие материалы для написания письма    солдату.
2) Развивать умение правильного обращения в письме, умения выразить свои чувства и мысли на бумаге. Учиться подбирать и выстраивать     содержание письма в соответствии с его жанром.
3) Воспитывать чувство такта, уважения по отношению к адресату.

Ход урока

 Организационный момент.

 Вступительное слово учителя: 

Слайд 4.

- Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром. Что это такое, мы узнаем чуть позже, а сейчас я бы хотела загадать вам загадки.

Слайд 5.

- Итак, вы поняли, что речь на сегодняшнем уроке пойдёт о письме. Назовите мне составные части письма (обращение, основная часть, подпись).

(Запись темы)

- Что такое эпистолярный жанр?

Словарная работа. Словарь иностранных слов.  Слайд 6.

Эпистола,-ы,ж.( греч. посылаю,отправляю).Письмо, послание

Эпистолярный,-ая (фр < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).

В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить. Но обратите внимание на эпиграф к уроку.

Скажите, чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?

С развитием техники люди разучились писать письма. Конечно, легче позвонить или отправить SMS или факс. Скажите, а что такое “письмо”? Давайте посмотрим словарь Ожегова и зачитаем:

  1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
  2. Умение писать.
  3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Учитель. Общение людей через письма зависит от многих условий и одно из важнейших – это служба доставки писем, т.е. почта. Сейчас мы живём в эпоху электронного письма – нажал кнопку и послание уже у тебя. А как раньше доставлялись письма? Давайте мы с вами совершим путешествие в глубь веков, а поможет нам экскурсовод.

Ученик - экскурсовод 1. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал “письмо” со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим “в письме сказано”, чем “в письме написано”.

В последней четверти IX века, почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты – одной из старейших в Европе.

 С XVII века в России начинает создаваться институт военных почтальонов. С 1773 года русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка.

Ученик – экскурсовод 2. 1782 год. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918 – 1922 годов, почтовое хозяйство пришло в упадок. С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Слайд 7.

Учитель. Я хочу показать вам письма, пришедшие с фронта и хранящиеся в краеведческом музее. Слайды 8-9.

Учитель. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.

В повести “Старые письма” автор рассказывает о старой одинокой женщине, прикованной к инвалидному креслу. Прошло много лет после войны, но единственной её отрадой было чтение писем мужа, погибшего на фронте. И здесь звучит замечательная фраза: “Что бы мне осталось от мужа, если бы в окопах стояли телефоны?”

Ребята, как вы понимаете смысл этой фразы?

Ученик читает наизусть стихотворение Константина Ваншенкина «Эти письма».

Эти письма, что в ливень и вьюгу,                                                                                                                 Перед самой войной и в войну,                                                                                                                          Вы, страдая, писали друг другу,-                                                                                                                   Нынче сложены в папку одну.

- Помнишь наши прощанья?..                                                                                                                                – Еще бы!                                                                                                                                                                         Мы с тобою и пишем о том…                                                                                                                                  - А раздельные годы учебы?..                                                                                                                           – А иные разлуки потом?..

В голосящей безмерной метели,                                                                                                                                   В грозном времени, ныне былом,                                                                                                                          - Эти встречные письма летели,                                                                                                                        Задевая друг друга крылом.

Эти письма пронзали до дрожи,                                                                                                                                            И по жгучей причине такой                                                                                                                                                              Даже почерки стали похожи,-                                                                                                                      Будто писаны той же рукой.

Средь иного, что есть на примете,                                                                                                              Средь бумаг, накопившихся тут,                                                                                                      Сохраните свидетельства эти,                                                                                                                                 Не сочтите, потомки, за труд.

Ученик-экскурсовод. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено. Почта, телеграф, телефон объединились в одно предприятие. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населённых пунктах.

Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства в 1994 году экс-президент России Б.Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников “День российской почты”, который ежегодно отмечают во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.

Учитель: Спасибо нашим экскурсоводам, благодаря ним мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдем к следующей части нашего урока. Подумайте, какие бывают письма?

Слайды 10-11.

Письмо деловое

Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

- Итак, письма бывают разные. К одному стилю речи они относятся или нет?

Ещё А.С.Пушкин писал: “Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка”. В письмах мы найдём и штампы официальной речи, и элементы публицистической речи, и образные выражения речи художественной.

- Если говорить о компонентах письма, то необходимо отметить POST SKRIPTUM (P.S.) – “после написанного” - приписка в письме после подписи.

- Почему так интересно читать переписку известных людей? Потому что она много говорит об авторе: его характер, уровень образованности, пристрастия и привычки можно узнать из писем. Прочитаем фрагмент письма А.Н.Вертинского, артиста эстрады, автора музыки и текстов ряда песен, к жене и постараемся рассказать об авторе.

“Дорогая Лиличка!

Доехал я хорошо… В Минск приехал вчера в 6.13вечера, в вагоне мы нашли минскую газету и прочли в ней, что в Опере у них танцует Уланова. “Лебединое озеро”. Я никогда её не видел и решил превозмочь свою лень и пойти. И… я был потрясён! Это какое-то чудо! Ни в России, ни за границей – никогда я не видел такой танцовщицы. Сравнить её не с кем… Как она танцует! Её тело поёт как соловей – каждый жест, каждое движение, каждый мускул!.. Это точно дух Божий!..

Со сцены она красива, молода и воздушна. В антракте мы пошли к ней за кулисы. Я сидел в первом ряду – она мне кланялась отдельно, знала, что я в театре. Мы вошли к ней в уборную. Перед нами стояла небольшая, очень худая женщина – вся в мелких капельках пота, с дрожащими руками и,  о ужас, с немолодым уже лицом и тяжело дышала. Я чуть не расплакался. Мне стало жаль и её, и себя, и это бессилие нашего проклятого искусства! Жечь себя дотла, сгорать на медленном огне на глазах у всех!

…Я выскочил из уборной, как сумасшедший. Я даже не помню, что она говорила…  Со спектакля я вернулся больным. С этой минуты я всё думаю о том, как серьёзно надо подумать, прежде чем отдавать наших девочек в балетную школу…

…Потом напишу ещё. Целуй девочек.

31 мая 1952 г. Минск. Саша.”

- Каким вы представляете автора письма?

(Человек искусства, известный в своей среде, понимающий, что путь к славе лежит через огромный труд, эмоциональный, впечатлительный, любящий свою семью и т.д.)

Летят письма из одного конца земного шара в другой:  письма от знакомых, друзей и  родных с постоянного места жительства, с воинской части, с курорта и санатория… Да мало ли откуда можно написать письмо?

А теперь устная работа с текстом. Зачитывается письмо Ваньки Жукова (хорошо читающим учеником). Слайд 12.

«Милый дедушка, Константин Макарыч!

 Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка и по нечаянности заснул.  А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейною мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, что должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барыни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки.
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку…Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
     
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил:
«Константину Макарычу»

                    А.П.Чехов. «Ванька»

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка? Почему? (отвечают)

Учитель: Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не указана.

Учитель: А кто такой “адресат”?

Словарная работа. Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради. Слайд 13.

  1. Адресат – тот, кому адресовано письмо.
  2. Адресант – тот, кто пишет письмо.

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)                                                                            Записать в тетрадь: 

  1. Сообщить, оповестить;
  2. Поздравить;
  3. Извиниться;
  4. Поделиться чувствами, впечатлениями;
  5. Поблагодарить и т. д.

Алгоритм написания письма: Слайд 14.

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  5. Подпись. Дата.

- А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить

Правила заполнения конверта. В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

Слайды 15 – 16.

Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.

Прочитайте один из советов академика Д. С. Лихачёва: Слайд 17.

«Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например)».

Слайды 18 – 19.

Ребята, скоро праздник – День Защитника Отечества. Многие учащиеся нашей школы служат в армии, стоят на страже нашей Родины. Я думаю,  им будет очень приятно получить письмо – весточку с их малой родины. Сегодня на уроке вы напишете письмо солдату, и лучшие из них будут отправлены ребятам, находящимся в армии.

Написание сочинения.

Заключительная часть урока (рефлексия). Слайд 20. Прослушивание песни «Напиши мне письмо».

Учитель: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта. Вот и подошел к концу наш урок. Письмо, как мы поняли, - это попытка рассказать людям о себе и понять самого себя. Это труд души, обращённый к другому человеку. Пишите письма, адресаты ждут ваших писем.

Домашнее задание: закончить сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"

Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Урок письма (особенности эпистолярного жанра)

«Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)».           ЦЕЛЬ: -  познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;- ...

Урок письма на тему "Письмо как эпистолярный жанр"

Учебно-методический материал предназначен для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с  письм...

Урок по развитию речи в 7 классе Особенности письма как эпистолярного жанра

Урок по развитию речи в 7 классеОсобенности письма как эпистолярного жанра Цели: ознакомление с  историей и особенностями эпистолярного жанра;выявление разницы между деловым и частным письмо...