Подготовка к ГИА
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Чанцева Татьяна Владимировна

Комплексный анализ текста, тесты, памятки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_1.doc154 КБ
Microsoft Office document icon variant2.doc152.5 КБ
Microsoft Office document icon shablon_dlya_napisaniya_sochineniya.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_gia_v_9_klasse.doc29 КБ

Предварительный просмотр:


Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) Бим долго бежал. (2) И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. (3) Надежды не оставалось никакой.(4) Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

(5) Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. (6) Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. (7) Для Бима всё было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

(8) Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. (9) Собаки умирают молча. (10) Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! (11) А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

(12) Подошла женщина. (13) Сильная, большая женщина. (14) Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мёртв, — наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим ещЁ дышал. (15) Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. (16) Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

(17) Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

— (18) Что с тобой, собачка? (19) Ты что, Чёрное ухо? (20) За кем же ты так бежал, горемыка?

(21) У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос. (22) Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. (23) Бим лизнул воду. (24) Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул ещё раз. (25) И стал лакать. (26) енщина гладила его по спине. (27) Она поняла всё: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это всё равно что хоронить живого.

(28) Она каялась Биму:

— (29) Я вот — тоже... (30) И отца, и мужа провожала на войну... (31) Видишь, Чёрное ухо, старая стала... а всё не забуду... (32) Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... (33) Пей, мой хороший, пей, горемыка...

(34) Бим выпил из рукавицы почти всю воду. (35) Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. (36) И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. (37) Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз — горошинки хозяина, теперь вот — эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные неизбывным горем.

(38) Женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:

— (39) Лежи, Черное ухо. (40) Лежи. (41) Я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.

(42) Бим смотрел ей вслед мутными глазами. (43) Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею. (44) Та оглянулась, подождала его. (45) Он приплёлся и лёг перед нею.

— (46) Хозяин бросил? — спросила она. — (47) Уехал?

(48) Бим вздохнул. (49) И она поняла.

(По Г. Троепольскому)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что поняла женщина, глядя на Бима?»

1) (41)Я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались на путях. 
2) (35)Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. 
3) (32)Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... 
4) (27)Она поняла всё: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это всё равно что хоронить живого. 

A2Укажите, в каком значении употребляется слово «дух» (предложение 2).

1) психические способности
2) бодрость
3) дыхание
4) воздух 

A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
2) У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
3) Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
4) Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. 

A4Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове ПЕРЕВОДЯ (предложение 2) все согласные мягкие.
2) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) буква Т обозначает непроизносимый звук. 
3) В слове СМОЧИВ (предложение 22) буква В обозначает звук [ф]. 
4) В слове ПОЕЗДОМ (предложение 32) звуков больше, чем букв. 

A5Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

1) умирают (предложение 5)
2) наклонилась (предложение 14)
3) блестящие (предложение 37)
4) теряют (предложение 5)

A6Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) принесла(предложение 22)
2) приплёлся (предложение 45
3) приподняла (предложение 17)
4) прислушалась (предложение 14

A7В каком слове количество букв Н определяется правилом правописания суффиксов причастий?

1) единого (предложение 8)
2) просоленные (предложение 37
3) естественно (предложение 5)
4) безрассудно (предложение 15)

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово «сперва» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

B2Замените словосочетание «в брезентовой рукавице» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B3Выпишите грамматическую основу предложения 21.

B4Среди предложений 33-36 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. 

B5В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при обращении. 

— Лежи,(1) Черное ухо. 40)Лежи. Я приду,(2) — и пошла туда,(3) где несколько женщин копались на путях. Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным усилием приподнялся и, (4) шатаясь,(5) медленно побрел за нею. Та оглянулась, (6) подождала его.

B6Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. 

Видимо,(1) она сперва подумала, (2)что Бим уже мёртв(3), — наклонилась над ним, (4)став на колени, (5) и прислушалась: Бим ещё дышал.

B8Среди предложений 7-10 с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

B9Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.




Предварительный просмотр:

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1)Дюшка стоял возле крыльца, глядел на грачей, на молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком, на старый пень посреди истоптанного двора.

(2) Неожиданно Дюшка ощутил: что–то живёт на пустой улице, что–то помимо грачей, берёзки, старого пня. (3)Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (4)Что–то есть, что–то, заполняющее всё, — невидимое, неслышимое, крадущееся по посёлку мимо Дюшки. (5)И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. (6)Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди!

(7) Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть своё хрупкое неведенье. (8)Вот–вот — и откроется. (9)Вот–вот — великая тайна, не подвластная никому. (10)Стоит лишь поднапрячься — вот–вот…

(11) Берёза... (12)Она в сквозной дымке. (13)Вчера этой дымки не было — ночью распустились почки. (14)Что–то тут, рядом, а не даётся.

(15) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. (16)Хлопанье крыльев, шум рассекаемого воздуха, сизый отлив чёрных перьев на солнце. (17)Где–то в конце улицы сердито заколотился звук работающего мотора. (18)Грачи, унося с собой шорох взбаламученного воздуха, растаяли в небе.(19)Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов, давя ребристыми скатами и без того вмятую щебёнку, прокатил лесовоз–тягач с пустым мотающимся прицепом.

(20)Он прокатил, скрылся за домами, но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов, о тёмные, маслянисто отсвечивающие окна. (21)Но и этот отзвук должен исчезнуть. (22)Непременно. (23) И он исчез.

(24)И берёза в зелёной дымке, которой вчера не было... (25) Вот–вот — тайна рядом, вот–вот — сейчас!..

(26)Пуста улица, нет грачей. (27)Улица та же, но и не та — изменилась. (28)Вот–вот… (29)Кажется, он нащупывает след того невидимого, неслышимого, что заполняет улицу, крадётся мимо.

(30)Хлопнула где–то дверь, кто–то из людей вышел из своего дома. (31)Скоро появится много прохожих. (32)И улица снова изменится. (33)Скоро, пройдет немного времени…

(34)И Дюшка задохнулся — он понял! (35)Он открыл! (36)Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое и неслышимое, крадущееся мимо: «Пройдёт немного времени...»

(37) Время! (38)Оно крадётся.

(39) Дюшка его увидел! (40) Пусть не само, пусть его следы.

(По В. Тендрякову.)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дюшка решил, что он делает открытие, раскрывает тайну?»

1) (5) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.(6)Никто никогда, ни Дюшка, ни другие люди! 
2) (34) И Дюшка задохнулся – и он понял! (35) Он открыл!
3) (31)Скоро появится много прохожих. (32)И улица снова изменится. 
4) (7) Дюшка стоял затаив дыхание, боясь спугнуть свое хрупкое неведенье. (8)Вот–вот — и откроется. 

A2Укажите, в каком значении употреблено в тексте слово ПУСТОЙ (предложение 2).

1) бессодержательный
2) безлюдный
3) свободный
4) порожний

A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 

1) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.
2) Пусть не само, пусть его следы.
3) Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки. 
4) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели. 

A4Укажите ошибочное суждение. 

1) В слове СОЛНЦЕ (предложение 3) буква Л обозначает непроизносимый звук. 
2) В слове ПОСЁЛКУ (предложение 4) все согласные образуют пары по твёрдости/ мягкости. 
3) В слове ХРУПКОЕ (предложение 7) все согласные звуки твёрдые.
4) В слове ВЧЕРА (предложение 13) первый звук [ф]. 

A5Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне. 

1) великая (предложение 9
2) пересекали (предложение 3
3) машинным(предложение 19
4) берёза(предложение 11

A6В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед глухим согласным пишется С»? 

1) спугнуть (предложение 7)
2) распустились (предложение 13)
3) рассекаемого (предложение 16)
4) истоптанного (предложение 1)

A7В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? 

1) машинным (предложение 19)
2) неожиданно (предложение 15)
3) истоптанного (предложение 1)
4) длинные (предложение 3)

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово «расхлябанных» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

B2Замените словосочетание «с тяжестью взлетели» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

B3Выпишите грамматическую основу предложения 21.

B4Среди предложений 7-14 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятые при вводном слове. 

Пуста улица,(1) нет грачей. Улица та же,(2) но и не та — изменилась. Вот–вот… Кажется, (3) он нащупывает след того невидимого, неслышимого, (4) что заполняет улицу, (5) крадётся мимо.

B6Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

B7В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

Заполняя до крыш улицу грубым машинным рыком и грохотом расхлябанных металлических суставов,(1) давя ребристыми скатами и без того вмятую щебёнку, (2) прокатил лесовоз–тягач с пустым мотающимся прицепом. Он прокатил, (3) скрылся за домами, (5) но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов,(4) о тёмные, (6) маслянисто отсвечивающие окна.

B8Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения. 

B9Среди предложений 11-14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Шаблон для написания сочинения - рассуждения

Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Над этим вопросом заставляет задуматься текст (фамилия автора текста) или Эту проблему поднимает автор текста...

Проблему...автор раскрывает на примере... (Ф.И.О. автора) заостряет внимание на ... В тексте не случайно подчёркнуто, что... Автора удивляет (автор заинтересован, взволнован; автора изумляет, поражает, угнетает, радует, оскорбляет...)... Текст заставляет задуматься над...

Автор убеждает читателя в том, что... (позиция автора такова:...; автор считает, что...)

Мне понятна такая позиция (фамилия автора) ... (я согласна с позицией...; трудно не согласиться с позицией...).

Аргументы (2:жизненный и литературный;1 логический и 1 литературный).

Таким образом, автор данного текста заставил меня задуматься над...

( Думаю, что проблема.. поднятая в тексте, актуальна и в настоящее время, так как...).

- Автор затрагивает важную проблему...

- Автора текста волнует проблема...

- Проблема, которую рассматривает автор, заключается...

- Текст... заставил меня задуматься...

- Волнующую для всех нас проблему поднимает...



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГИА В 9 КЛАССЕ

Памятка
1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.
2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).
3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.
4.Правильно употреблять личные местоимения.

5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б)снять логическое противоречие; в)исправить неточное употребление слова.

Как показывает опыт работы словесников, памятка полезна и при обучении сжатому изложению/

Основные способы сжатия текста:
Исключение:


• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.


Обобщение:
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.


Упрощение:
• разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
• замена сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением.
• формулирование мысли своими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...