Урок русского языка "Правописание приставок"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Кутыркина  Ольга Николаевна

Обобщающий урок русского языка в 10 классе  «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus._yaz._10_klass.rar153.82 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок русского языка в 10 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Тема урока: «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

Тип урока: обобщающий

Цель урока: обобщение ранее изученного  о правописании приставок,

правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ)

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное  изучение

 Ход урока:

  1. Оргмомент.  Эмоциональный настрой на восприятие материала .
  1. Устная работа с эпиграфом к уроку:                    

«Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

                                                                            Академик Л.Щерба

  1. Орфоэпическая  «минутка».

Говори правильно:

  1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя       2) каталог  3) августовский   4) пуловер

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф         2) эксперт     3) кухонный   4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех    2) на прОстынях          3)они прАвы      4) свежие тортЫ

  1. Словарная работа

          Аргумент

           Актуальный

           Эффективный

II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться

Слово проектной творческой группе

Представляют проект «Всё не так просто, как кажется» (презентация проекта)

  1. Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание

  1. Распределили приставки на группы: 

1) Неизменяемые (одновариантные)

 Оттирать-ототрёшь

Подзывать-подозвать

Взбираться-взобраться

Сдирать-содрать

2) На З и С (двухвариантные)

  1. На –з:
  2. чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
  3. На –с:
  4. бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
  5. Исключения: здесь, здание, здоровье, ни зги 

1)Лингвистическая задача:
Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить   беззвездный  расщепить

Изрезать        бессонный     расчистить

Беспечный    рассветает     расчертить

Безголосый   иссушить       бесшумный

Словарная работа:

И..рисовать,      и..черпать,

во..гораться,     во..пылать

бе..звучно ,        бе..шумно

ни..вергаться,    ни..падать

Провокационная роль  предлогов в написании приставок

  1. Из-под нависших бровей- исподлобья

2)Диктант на замену

  1. Допишите пары:
  2. Без воды –
  3. без паспорта –
  4. без смысла-
  5. без сна-
  6. без шума –
  7. без забот
  8. Без души и без сердца-

Удвоенная согласная

2)Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой  ( все слова на з-,с-)

Б.Пастернаку

Ра…тояния:  вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния:  вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

          Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

                                                                                                  24 марта 1925 г.

3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

  1. ПРИ-:
  2. 1)немного;
  3. 2)близость;
  4. 3)присоединение;
  5. 4)до конца.
  6. ПРЕ-:
  7. 1) пере-;
  8. 2)очень.

Различай:

Пре-                            При-

  1. Претворить в дело        притворить дверь
  2. Пребывать                     прибывать
  3. Презирать                      призирать
  4. Преступить                    приступить
  5. Преумножить                 приумножить
  6. Преклонить                   приклонить
  7. Предавать                      придавать
  8. Претворить                    притворить
  9. Преемник                       приёмник
  10. Преходящее                   приходящее
  11. Презреть                        призреть

Словарная работа:

  1. Превентивный – предупреждение чего-либо, предохранительный.
  2. Превалировать – преобладать, иметь перевес.
  3. Претендент – лицо, которое претендует на что-нибудь.

Приоритет – первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

6. Закрепление

Пре-при

                                     Диктант на замену

Замените данные слова  или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань).

2) Исключительное право(прерогатива)

 3) Глава государства (президент)

4) Первенство (приоритет)

5) Подарить (презентовать)

6) Граница (предел)

7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

8)Купить (приобрести)

9) Затруднение (препятствие)

10) Предисловие (преамбула)

11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

12)Льгота (привилегия)

13) Помеха (препятствие)

14)Легенда (предание)

15)Продолжатель (преемник)

16)Первое представление (премьера)

     

III. «Ы, И после приставок»

Вдруг раздался страшный рык-

Это «Ы» прогнало «И»

От приставок на согласный:

Был тут «иск» - стал «розЫск».

Ясно?!

Лишь исключение «взИмать»

С буквой «И» надо писать. 

- «ъ, ь после приставок»

Приставки –иностранки:

  1. ДЕЗ-               ИН-
  2. КОН-               КОНТР-
  3. ПАН-              ПОСТ-
  4. СУБ-                ТРАНС-
  5. СУПЕР-            РЕ-

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) -

Все дамы странные,

Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),

В «И» влюбленные!

Ты внимательно смотри:

После «иностранок» - «И»

К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-

СВЕРХИзысканнее всех!

СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо

Дружат с «И» они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется «И»:

медИнститут

госИздат

финИнспектр

санИнспекция

самИздат

Выбери Ы или И.

Пост..нфарктный –пред..нфарктный

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1)с..трудник, с..гласие, н..ладить

2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..спектор, с..грать

4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IY.Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»

 

Y.Рефлексия.

Итог урока  

Домашнее задание:

1 группа –составить  диктант «на засыпку»  на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

3 группа –подобрать пословицы, оговорки , крылатые выражения  на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....