Тема: «Учимся писать рецензию»
Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением, обучить элементам лингвистического анализа текста; сформировать навык рецензирования;
воспитать заинтересованное и бережное отношения к чувашским народным традициям, культуре родного народа.
Задачи: создать условия для
- систематизации теоретического материала, необходимого для создания рецензии;
- формирования умения использовать этот материал на практике;
- формирования умения планировать свою работу;
- развития коммуникативных навыков;
- развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
- воспитания любви к природе.
Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.
Уч./наглядный комплекс: тексты (по количеству учащихся), портрет писателя, выставка его произведений; чувашские национальные костюмы, запись песен «Уяв»; таблица-памятка для составления рецензии.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Запись даты, темы, оформление таблицы
План работы
| Рабочие материалы
|
|
|
2. Формулирование учащимися учебных задач на урок.
II. Повторение и обобщение теоретического материала.
1. Опрос:
- Что такое отзыв?
- Что такое рецензия?
2. Словарная работа по табличке.
Задание: устно составьте предложение с данными словами.
3. Составление универсального плана работы над рецензией.
- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (на доску вывешиваются магнитные полоски с пунктами плана)
План:
- Определение стиля речи с указанием характерных признаков данного стиля.
- Определение типа речи.
- Анализ средств изобразительности.
- Определение авторского отношения.
- Анализ строения текста.
- Определение вида связи между предложениями.
- Выход на микротемы, основную тему.
- Выход на проблематику.
- Выражение своего отношения к тексту.
III. Работа с текстом
- Теперь послушайте внимательно текст, на который вам предстоит составить рецензию. Текст взят из очерка русского писателя-классика Н.Г.Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни».
- Словарная работа
Все ли слова в тексте понятны? Что означает слово весталки?
(Весталка – целомудренная девушка)
А как называется оригинальный головной убор девушек, о котором говорится в тексте?
- О каком празднике говорится в тексте? Что вы знаете об этом празднике?
- Уяв, тухъя…Эти слова не переводятся на русский язык, не имеет русских аналогов. Как вы думаете, ребята, почему?
(Это говорит о своеобразии, самобытности нашей культуры.)
Н.Г.Гарин-Михайловский хорошо знал жизнь и обычаи чувашской деревни. Он своими именами называет бога некрещеных чувашей – Тура, чувашский хоровод – уяв. Откуда же русский писатель-классик так хорошо знал о жизни чувашей?
(У него было имение в Самарской губернии, рядом с чувашскими деревнями.)
- Прослушайте рассказ о Н.Г.Гарине-Михайловском.
2. Работа с текстом по плану (по ходу анализа текста учащиеся записывают необходимый материал в обе графы таблицы. Он выделен жирным шрифтом).
План работы
| Рабочие материалы
| Определение стиля речи с указанием характерных признаков данного стиля
| Текст Гарина-Михайловского относится к речи художественного стиля. В нем решается задача, характерная для художественной речи- нарисовать . изобразить, передать свое восприятие увиденного. Изображаемое конкретно (показывается не абстрактный хоровод, а хоровод чувашских девушек, с характерными для него признаками («Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное пение и зрелище, какое я никогда не видел»), образно, эмоционально(используются риторические вопросы, с помощью которых передается восторг авторатперед пением девушек).
| Определение типа речи.
| Текст представляет собой описание с элементами рассуждения.
| Анализ средств изобразитель-ности.
- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор, чтобы показать красоту хоровода?
- Обратите внимание на глагольную лексику. Какую форму глагола использует автор?
| Эпитеты («оригинальное» пение ), точная глагольная лексика (взялись за руки, составили круг, начали петь), глаголы прошедшего времени совершенного и несовершенного видов со значением повторяющихся действий.
| Определение авторского отношения.
Особенность представленного в тексте описания пения девушек в том, что оно дается глазами автора. Как же автор отнесся к увиденному?
| Увиденное вызывает у автора восхищение.
| Анализ строения текста.
В каком предложении заключена основная мысль текста?
Сколько частей можно выделить в тексте?
О чем каждая из частей?
| Основная мысль заключена в третьем предложении.
Рассказ состоит из … частей.
Композиционно текст распадается на … части.
В первой части изображается внешний вид девушек(«белые длинные рубахи», «оригинальные уборы», «металлические шапочки» …времен Владимира», «длинные застежки, все обшитые мелкой и крупной серебряной монетой»), во второй – пение, в третьей – движение по кругу, в четвертой – раздумья автора об увиденном. В пятой – восхищение зрелищем.
| Определение вида связи между предложениями
Какой связью связаны между собой предложения?
| Большинство предложений связано цепной связью, часть - параллельной
| Выход на микротемы, основную тему.
Какие микротемы можно выделить в тексте?
| В тексте можно выделить 3 микротемы:
- девушки,
- их пение,
- размышление автора о вечности.
Соответствующие микротемам части текста составляют два типа речи – описание (внешний вид девушек, их пение) и рассуждение (рассуждение о красоте и вечных ценностях).
| Выход на проблематику.
- Какую проблему поднимает автор текста?
| В тексте поднимается проблема сохранения вечных общечеловеческих ценностях – в частности, национальной культуры, традиций. Народ, сохранивший свою культуру, сохранит себя в вечности.
| Выражение своего отношения к тексту.
Выразите, пожалуйста, ваше отношение к тексту. О чем заставляет задуматься этот текст?
| Каждый человек должен внести свой посильный вклад в сохранение национальной культуры.
|
IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.
Н.Г.Гарин-Михайловский, писатель, автор очерка. Описал, рассказал, показал, изобразил, нарисовал. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.
V. Итог урока (рефлексия)
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Над чем еще надо поработать?
VI. Домашнее задание: написать рецензию на текст «Чувашский хоровод» (отрывок из очерка Н.Г.Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни»). |