Рабочая программа по русскому языку для 5 класса с календарно - тематическим планированием.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Цимбалюк Татьяна Михайловна

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа. Учебник "Русский язык"для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы:  Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yaz5_kl._programma.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Энгельса

«Согласовано»

Руководитель МО

 

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ  

 

 «__»________________200___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 18   .

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ЦИМБАЛЮК ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВНЫ,

 первой  квалификационной категории

по русскому языку в 5 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________200_ г.

2012-2013 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ СОШ № 18. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

3

1

Повторение изученного в начальных классах

21

1

       5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

1

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

13

1

5

Лексика. Культура речи.

8

1

3

Морфемика. Орфография. Культура речи.

20

1

5

Морфология. Орфография. Культура речи.

64

3

10

Повторение и систематизация изученного.

11

ИТОГО

169

8

35

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Язык - важнейшее средство общения (3+1 ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+5ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13ч + 5ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8ч + 3 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 5 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (64 ч+10ч)

Самостоятельные и служебные части речи (2 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (13 ч + 2ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (29 ч + 4 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (11 ч)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2008.

Диафильмы.

Многозначные и однозначные слова.

Помогла смекалка.

Слово о словах.

Две забавные истории.

Тема и основная мысль текста.

Медвежонок.

Среди знакомых предметов.

Рассказы о пунктуации.

Диапозитивы.

Материалы для работы по лексике в 5 классе.

Учись говорить правильно.

Имя существительное.

Как я вел репортаж.

Материалы для работы над описанием предметов и животных.

Сочинение-описание по жанровой картине А.А. Пластова.

Кинофрагменты.

Виды глагола.

Связь между предложениями в тексте.

Что обозначают суффиксы и приставки.

В зоопарке.

Если вы вежливы.

История маленького рысенка.

Берегите книгу.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

                Раздел 1. Общие сведения о языке (3 +1 час)

1

Наука о русском языке, её основные разделы.

1

Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.

Знать основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи.

Выучить наизусть высказывание о языке

2

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

Язык как основное средство общения. Устная и письменная речь.

Знать, чем отличается устная речь от письменной. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

Устное высказывание: когда и как служит нам язык.

§ 1, 2. Упр.7. Подобрать пословицы о языке, учебе.

3

Язык и его единицы.

1

Приемы слушания, нормы речевого этикета.

Знать приемы слушания, соблюдать нормы русского речевого этикета.

Упр.11. Воспроизвести услышанное.

§ 4, упр. 12 (памятка)

4

Р\Р Стили речи

1

Функциональные разновидности языка.

Знать основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы. Уметь опознавать стиль.

Карточки из дидактического материала. Определить стиль речи данных текстов.

Найти в школьных учебниках научный текст.

                                                          Раздел 2 . Повторение изученного в начальных классах (21 + 5 час.)

5

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука.


Знать, в чем заключается различие между буквой и звуком, что звуки делятся на гласные, согласные, ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие, глухие. Уметь различать буквенный и звуковой состав слова.

Фонетический разбор.

Упр.22

6

Орфограмма.

1

Орфограмма. Место орфограммы в словах. Опознавательные признаки орфограмм.

Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм. Уметь находить орфограммы.

Осложненное списывание

Упр. 27

7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова

Знать определение однокоренных слов. Уметь подбирать проверочное слово.

Словарный диктант

§ 8, упр. 33

8

Безударные непроверяемые гласные в корне слова

1

Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

Уметь писать слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями, находить нужное слово в словаре.

Распределительный диктант

Упр. 38

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

Знать слабые и сильные позиции согласных. Уметь проверять согласные, находящиеся в слабой позиции.

Объяснительный диктант

Упр. 43

10

Правописание согласных (непроверяемых и непроизносимых)

1

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных.

Уметь определять парность звонких и глухих согласных, безошибочно писать слова.

Списывание

Упр. 46

11

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Непроизносимые согласные в корне слова

Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное

Тест

§10, упр. 49, подготовиться к диктанту по памятке

12

Буквы и, у а после шипящих

1

Правописание букв и, у, а после шипящих

Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное

Осложненное списывание

Упр. 53, составить предложения

13

Разделительные Ь и Ъ

1

Части слова. Разделительные Ь и Ъ

Уметь опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, проверять написанное

Распределительный диктант

Упр. 57

14

Отличие предлога от приставки

1

Раздельное написание предлогов со словами

Уметь отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами

«Четвертое лишнее»

Упр. 61

15.

Р/Р Текст

1

Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Знать основные признаки текста, уметь отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст

Озаглавить тексты, разделить на абзацы

Упр. 65

16.

Р/Р Обучающее изложение «Хитрый заяц»

1

Текст. Тема текста. Абзац.

Уметь передавать содержание текста от 3 лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию.

Написать изложение по плану.

17.

Части речи. Наречие

1

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Знать определение частей речи. Уметь различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам. Уметь находить наречие в тексте.

Индивидуальная работа по карточкам.

Упр. 69, 72

18.

 Глагол

1

Глагол: время, лицо, число, род в прошедшем времени, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во 2 л. ед. числа

Уметь находить глагол в предложении, определять его время, лицо, число, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов.

Устное высказывание

Упр. 77

19.

-ТЬСЯ- и –ТСЯ- в глаголах

1

Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

Уметь правильно ставить вопросы к глаголу на –ТСЯ, устно объяснять выбор написания

Индивидуальная работа по карточкам

Упр. 79

20.

Р/Р Тема текста

1

Тема сочинения. Широкая и узкая тема.

Знать понятия: широкая и узкая тема, уметь соотносить тему и содержание высказывания, определять границы темы.

Редактирование и запись исправленного текста

Создать свой текст

21.

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами

1

Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов

Знать правило написания НЕ с глаголами. Уметь определить написание, спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях глаголов.

Распределительный диктант

Упр. 87

22.

Имя существительное

1

Имя существительное: 3 склонения существительных, род, число, падеж. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные

Уметь находить имя существительное в предложении и тексте, определять их род, число и падеж.

Взаимодиктант

Упр. 92

23.

Буквы е-и в окончаниях существительных

1

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Уметь безошибочно делать выбор орфограммы

Индивидуальная работа по карточкам

Упр. 97

24.

Ь после шипящих на конце существительных

1

Буква Ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения

Знать правило написания Ь после шипящих на конце существительных, уметь применять это правило на практике

Контрольный словарный диктант

Упр. 94

25.

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Знать определение имени прилагательного как части речи. Уметь задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончания прилагательных, определяя их род, число, падеж

Взаимодиктант

Задание по карточкам.

26.

Р/Р Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

1

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

Уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения.

Составить план

27.

Местоимение

1

Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. Числа, склонение личных местоимений.

Знать личные местоимения, опознавать их в тексте, уметь употреблять их с предлогами в письменной и устной речи

Упр. 111

28.

Р/Р Основная мысль текста «Памятный день»

1

Основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль».

Уметь определять основную мысль текста, знать, что обозначают понятия: широкая и узкая тема

Сочинение

«Летние радости»

Среди предложенных тем выбрать узкую и широкую тему

29.

Контрольный диктант

1

Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных окончаниях.

Уметь грамотно писать, определять изученные части речи, соотносить звук и букву.

Диктант с дополнительными заданиями

Контрольные вопросы и задания

30.

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Тест

                                                                 Раздел 3. Синтаксис и пунктуация ( 29 + 6 час.)

31.

Синтаксис как раздел грамматики

1

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания конца предложения.

Уметь видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложениях, находить грамматическую основу предложения.

Разбить текст на предложения, на абзацы, поставить знаки препинания в конце предложения

§25, упр. 120

32.

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Знать строение словосочетаний, уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы предложений

Выделить из текста словосочетания, составить их схемы

§ 26, упр. 126

33.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

1

Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании

Знать основные способы выражения грамматической связи в словосочетаниях, уметь составлять схемы словосочетаний изученных видов, устанавливать смысловую связь по вопросам

Замена словосочетания одной конструкции на другую

Упр. 130

34.

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

1

Основные признаки словосочетания

Уметь разбирать словосочетание, отличать словосочетание от предложения

Текст

Упр. 132

35.

Предложение

1

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. основные признаки предложения и его отличия от других речевых единиц

Знать определение предложения, уметь находить грамматическую основу предложения, выделять её, соблюдать верную интонацию конца предложения

Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения.

§28, упр.136

36-37.

Р/Р Сжатое изложение «Старый пень»

2

Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль

Изложение

Устное выступление на тему: «Гордость это хорошо или плохо?»

38.

Виды предложений по цели высказывания.

1

Виды предложений по цели высказывания.

Знать определение предложений по цели высказывания. Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, правильно ставить знаки препинания в конце предложений.

Устный аргументированный ответ на вопрос

§29, упр. 147

39.

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные.

Уметь правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения

Чтение предложений, расстановка логических ударений, пауз

§30, упр. 151

40.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения.

Знать определение подлежащего, основные способы его выражения, уметь находить грамматическую основу и графически выделять её.

На основе рисунка составить несколько предложений.

§33, упр.165

41.

Сказуемое

1

Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Сказуемое. Способы его выражения

Знать определение сказуемого, основные способы его выражения, уметь находить грамматическую основу с двумя главными членами

Описать объект с помощью глаголов

§31, упр. 160

42.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в И. п. Особенности связи подлежащего и сказуемого

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире

Взаимодиктант

§34, упр. 169

43.

Распространенные и нераспространенные предложения

1

Распространенные и нераспространенные предложения

Знать различия между распространенными и нераспространенными предложениями, уметь отличать друг от друга, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов

Взаимопроверка

§35, упр. 174

44.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения

Знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения, уметь находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего

Работа по карточкам

§36, 37, 38.

45.

Определение

1

Способы выражения определений

Знать способы выражения определений и графическое его обозначение. Уметь находить определение в предложении.

Сочинение по данному началу

Составить предложения по сюжетному рисунку

46.

Обстоятельство

1

Способы выражения обстоятельств.

Знать определение обстоятельства, способы его выражения.

Работа по карточкам

§39, упр. 180

47.

Обобщение по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Главные и второстепенные члены предложения

Знать главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения, уметь находить их в предложении

Работа по разноуровневым карточкам

1 вар. Упр. 182, 2 вар. Упр. 183

48.

Предложения с однородными членами

1

Предложения с однородными членами, не связанными союзами

Знать признаки однородных членов, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Диктант «Проверяю себя»

§40, 41, упр. 194

49.

Знаки препинания при однородных членах.

1

Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И

Знать признаки однородных членов, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Составить схемы предложений с однородными членами

Упр. 195

50.

Обобщающие слова при однородных членах

1

Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова

Знать, что такое обобщающее слово, уметь расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом

Графический диктант

Упр. 205

51.

Предложения с обращениями

1

Предложения, осложненные обращением

Знать, что такое обращение, уметь составлять предложения с обращениями

Из текста басен Крылова выписать 3 предложения с обращениями

Составить предложения с обращениями

52.

Р/Р Письмо

1

Письмо как одна из разновидностей текста

Знать композиционные элементы письма

Написать письмо Деду Морозу

53.

Синтаксический разбор простого предложения

1

Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора

Знать порядок разбора простого предложения, уметь разбирать предложение устно и письменно

Индивидуальная работа по карточкам

§45, упр. 217

54.

Р/Р Функционально-смысловые типы речи

1

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Понимать признаки текста и его функционально-смысловые типы

Анализ текстов разных видов

Найти тексты разных типов

55

Простые и сложны предложения

1

Простые и сложны предложения. Грамматическая основа предложений

Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматическую основу

Текст

Упр. 231

56.

Знаки препинания в сложных предложениях

1

Знаки препинания в сложных предложениях

Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации

Тест

Составить сложные предложения

57.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Сложное и простое осложненное предложения.

Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь делать синтаксический разбор сложного предложения.

Полная синтаксическая характеристика предложений

Упр. 135

58

Р/Р Заголовок и основная мысль текста

1

Заголовок и основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль текста»

Уметь определять основную мысль текста, знать, как соотносятся заголовок и основная мысль текста

Текст

Составить текст

59.

Прямая речь

1

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знать, что такое прямая речь, уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

Из высказывания сделать предложение с прямой речью

§48, упр. 238

60

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знать, что такое прямая речь, уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

Графический диктант

Упр. 241

61

Диалог

1

Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге.

Знать, что такое диалог. Уметь правильно оформлять диалог на письме

Составление диалогов

§49, упр.249

62

Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них

Знать, что изучает синтаксис и пунктуация, уметь составлять простые и сложные предложения

Комплексный анализ текста

Контрольные вопросы и задания. Упр.253

63.

Контрольный диктант

1

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них

Знать, что изучает синтаксис и пунктуация, уметь составлять простые и сложные предложения

Текст

64

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Текст

65.

Р/Р Выборочное изложение (упр. 254)

1

Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация

Уметь понимать основное содержание текста, выделять основную мысль, структурные части

Составить диалог по картинке

                                                                          Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. (13 + 5 час.)

66

Фонетика – наука о звуках. Гласные звуки.

1

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук – основная единица фонетики. Гласные ударные и безударные.

Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии, различать гласные и согласные звуки. Уметь различать звук и букву. Знать особенности образования гласных звуков.

Аргументированный ответ на вопросы.

§50, упр. 259

67.

Согласные звуки

1

Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Знать особенности образования согласных звуков. Уметь правильно произносить согласные звуки, не смешивать звуки и буквы.

Проговаривание скороговорок

§52, упр.268

68

Изменение звуков в потоке речи

1

Изменение звуков в речевом потоке. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке.

Знать об изменении звуков в речевом потоке, уметь различать сильную и слабую позиции гласных и согласных.

Устное высказывание

§53, упр. 270

69

Согласные твердые и мягкие

1

Согласные твердые и мягкие

Знать различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова, уметь различать твердые и мягкие согласные

Характеристика звуков

§54, упр. 273, 274

70

Р/Р Повествование

1

Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста.

Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера

Анализ текста

§55,  составить план

71.

Р/Р Обучающее изложение «Музыкальная шкатулка»

1

Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста.

Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить самостоятельно текст повествования, составлять план текста повествовательного характера

Изложение

72

Согласные звонкие и глухие

1

Согласные звонкие и глухие

Знать различие между звонкими и глухими согласными. Уметь различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки.

Контрольный словарный диктант

§56, упр. 282

73.

Графика. Алфавит.

1

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой.

Знать, что алфавит – это обозначение звуков на письме. Уметь правильно произносить буквы алфавита.

Записать в алфавитном порядке фамилии писателей.

§57, 58. Составить список класса

74.

Р/Р Описание предмета

1

Тип речи – описание. Особенности художественного типа речи.

Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета.

Подготовиться к сочинению-описанию предмета

75.

Р/Р Обучающее сочинение-описание предмета

1

Тип речи – описание. Особенности художественного типа речи.

Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета.

Сочинение-описание предмета

76.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости согласного.

Знать случаи использования Ь для обозначения мягкости согласного.

Словарный диктант

§60, упр. 298

77.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв.

Знать в каких позициях Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, а в каких два.

Выборочный диктант

§61, упр. 306, подготовиться к контр. словар. диктанту

78.

 Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

1

Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме.

Знать о деление слов на слоги, ударные и безударные гласные. Уметь правильно ставить ударение в слове, пользоваться орфоэпическим словарем.

Контрольный словарный диктант

§62,упр. 312

79.

Фонетический разбор.

1

Фонетическая транскрипция.

Знать, что такое фонетическая транскрипция, порядок выполнения фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слов.

Работа с фрагментами художественного текста

§63, упр. 313

80.

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика»

1

Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация.

Знать теоретические материалы по разделам, уметь производить звуко-буквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать.

Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой.

Упр. 316

81.

Контрольный диктант

1

Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация

Знать теоретические материалы по разделам, уметь производить звуко-буквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать.

Текст

82.

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Текст

83.

Р/Р Устное сочинение-описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

Тип речи – описание.

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания

Контрольные вопросы

                                                                          Раздел 5. Лексика. Культура речи (8 +3 час.)

84.

Слово и его лексическое значение. Словари

1

Лексикология как раздел лингвистики. Слово – основная единица языка и речи.

Знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова, понятие «словарный запас», виды толковых словарей. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов

Выписать из толкового словаря 5 слов, объяснить их лексическое значение

§64, упр. 328

85.

Однозначные и многозначные слова

1

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Однозначные и многозначные слова.

Знать понятие «однозначное и многозначное слово». Уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации

Творческий диктант

§65, упр. 333

86.

Прямое и переносное значение слов

1

Прямое и переносное значение слов. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении

Знать понятие «прямое значение слова» и «переносное значение слова», «метафора». Уметь различать слова, употребленные в прямом и переносном значении

Загадки

§66, 1 вар. Упр. 337, 2 вар. Упр. 341

87.

Омонимы

1

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Различные виды омонимов

Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов. Уметь находить омонимы в толковом словаре.

Указать омонимы в тексте

§67, упр. 347, 348

88.

Синонимы

1

Синонимы как слова, близкие по лексическому значению.

Знать определение синонимов, о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову.

Распределить синонимы по графам в таблице

§68, упр. 353

89-90

Р/Р Обучающее сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

2

Тип речи – описание. Описание природы.

Знать, что такое пейзаж, уметь писать сочинение – описание пейзажа, использовать синонимы в речи

Сочинение

91.

Антонимы

1

Антонимы как слова   противоположные по лексическому значению

Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль. Уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте

Привести примеры пословиц, найти антониы

Составить план рассказа по теме

92.

Повторение по теме «Лексика».

1

Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова

Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи.

Словарный диктант

Подготовиться к контрольному диктанту

93

Контрольный диктант

1

Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова

Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи.

Текст

94

Р/Р Обучающее изложение «Первый снег»

1

Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста.

Уметь составлять план текста, находить слова, употребленные в переносном значении

Написать изложение

Составить словарик по предложенной теме

                                                                   Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (20 + 5 час.)

95.

Морфемика как раздел лингвистики. Изменение и образование слов.

1

Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования.

Знать основные морфемы слова, уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.

Морфемный разбор.

§70, упр. 365

96.

Окончание и основа слова.

1

Основа слова, окончание

Знать способы словоизменения  (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи. Уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола

Определить части речи

§71, 72, упр. 373

97.

Р/Р Контрольное сочинение «Один из удачно проведенных вечеров».

1

Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части

Уметь создавать сочинение данного типа. Знать из каких структурных элементов оно состоит

Подготовить рассуждение на грамматическую тему

98.

Корень слова.

1

Корень. Однокоренные слова

Знать определение корня, однокоренных слов. Уметь находить, подбирать однокоренные слова

Выборочный диктант

§74, упр. 382

99.

Р/Р Рассуждение в повествовании

1

Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части

Уметь создавать сочинение данного типа. Знать из каких структурных элементов оно состоит

Составить текст рассуждение

100-101

Суффикс

2

Суффикс как словообразовательная  морфема.

Знать роль суффиксов в образовании новых слов. Уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова

Работа со школьным словообразовательным словарем

§76, упр. 392

102.

Приставка

1

Приставка как словообразовательная  морфема. Значение приставок

Знать, что приставка -  это значимая часть слова, служащая для образования новых слов. Уметь выделять приставки в словах, определять их значение

Составление слов по схемам

Упр. 403

103-104

Р/Р Контрольное выборочное изложение с изменением лица рассказчика

2

Выделение в тексте главной и второстепенной информации.

Владеть техникой речи, уметь выделять главную и второстепенную информации, пересказывать прочитанное, сохраняя тему

Изложение

105.

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах

1

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований.

Знать о чередовании звуков гласных и согласных. Уметь выделять корни с чередующимися звуками

Записать свои  примеры слов с чередованием

§78, упр. 409

106.

Беглые гласные

1

Беглые гласные как варианты чередования

Знать о беглости гласных как о варианте чередования

Рассмотреть таблицу, сделать вывод

§79, упр. 412

107.

Варианты морфем

1

Варианты морфем

Знать, что в результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов. Уметь определять, в какой морфеме есть чередование

Распределительный диктант

Упр. 415

108.

Морфемный разбор слов.

1

Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы

Знать порядок разбора слова по составу. Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи

Устный разбор по плану

Упр. 417

109.

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Правописание неизменяемых приставок

Знать о неизменяемых приставках. Уметь правильно писать неизменяемые приставки

Словарный диктант

§82, упр. 422

110-111

Буквы З-С на конце приставок

2

Приставки на З - С

Знать условия выбора букв в приставках на З-С, уметь пользоваться правилом

Проверочная работа

§83, упр. 423

112.

Буквы О-А в корне –лаг-лож-

1

Корни –лаг- - -лож-

Знать, от чего зависит выбор О-А в корне –

- ЛАГ- -ЛОЖ-. Уметь применять правило

 Предупредительный диктант

§84, упр. 432

113.

Буквы О-А в корне –раст-рос-

1

Корни –раст- - рос- -

-ращ-

Знать, в каких случаях происходит чередование О-А в корнях -раст- -рос- -ращ-

Тест

§85, упр. 438

114

Буквы О-Е после шипящих в корне

1

Буквы О-Е после шипящих в корне

Знать способ выбора О-Ё после шипящих в корне

Распределительный диктант

§86, упр. 445

115.

Буквы Ы-И после Ц

1

Буквы Ы-И после Ц

Знать условия выбора Ы-И в корнях слов после Ц. Уметь обосновывать этот выбор

Проверочная работа

§87, упр. 449

116.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

1

Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в корне.

Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему

Распределительный диктант

Контрольные вопросы, упр. 454

117.

Контрольный диктант

1

Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в корне.

Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему

Диктант

118

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

119.

Р/Р Устное сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Устное описание предмета

Знать, что такое натюрморт. Уметь собирать материал к сочинению

Устное описание картины

                                                                                                Раздел 7. Морфология (64 + 10 час.)

120.

Морфология как раздел грамматики.

1

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Знать, что изучает грамматика, уметь различать грамматическое и лексическое значение слова

Контрольный словарный диктант.

§88, упр. 461

121.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Самостоятельные и служебные части речи.

Знать понятия: морфология, грамматика

Работа по таблице

Упр. 462

                                                                                               Имя существительное (20 + 4 час.)

122.

Имя существительное как часть речи.

1

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении.

Знать морфологические признаки существительного. Уметь узнавать существительное среди других частей речи

Сочинение-миниатюра

§88, упр. 463

123.

Р/Р Доказательства в рассуждении

1

Строение текста- рассуждения и способы развития основной мысли. Тезис, доказательства, вывод.

Знать тему и структуру сочинения-рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты

Текст

Создать текст - рассуждение

124.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия

Знать о категории одушевленности-неодушевленности. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Распределительный диктант

Упр. 481

125

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Имена существительные собственные и нарицательные.  

Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь  правильно писать имена существительные собственные

Объяснительный диктант

§92, упр. 491

126

Морфологический разбор имени существительного

1

Морфологические признаки существительного

Знать морфологические признаки существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки существительного, соблюдать порядок разбора

Морфологический разбор

Упр. 498

127

Р/Р Обучающее сжатое изложение (упр. 496)

1

Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста.

Уметь выбирать из текста опорные слова, понимать содержание текста, сжато пересказывать его

Сжатое изложение

128.

Род имен существительных

1

Род как постоянный признак существительного

Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного

Заполнить таблицу

§94, упр.505

129.

Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа

1

Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа

Знать существительные, которые имеют форму только мн. числа, уметь употреблять эти существительные в речи  

Выборочный диктант

§95, упр. 510

130

Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа

1

Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа

Знать существительные, которые имеют форму только  ед.. числа, уметь употреблять эти существительные в речи  

Подобрать антонимы

§96, упр. 515

131

Три склонения имен существительных.

1

Типы склонений имен существительных

Знать способ определения склонения имен существительных. Уметь задавать падежные вопросы

Распределительный словарный диктант

§97, упр. 518

132

Падеж имен существительных

1

Система падежей в русском языке.

Знать падежи и падежные вопросы. Уметь задавать падежные вопросы

Творческое списывание

§98, упр. 523

133-135.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе

3

Падежные окончания имен существительных

Знать правило выбора И-Е  в безударных падежных окончаниях существительных

Зрительный диктант

§99, упр. 524

136.

Р/Р Обучающее изложение с элементами описания

1

Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание.

Уметь озаглавливать текст, подробно передавать содержание повествовательного текста от 3 лица

Изложение

137-138.

Множественное число имен существительных

2

Правильное употребление имен существительных в речи.

Знать особенности написания и употребления форм мн. числа имен сущ., уметь правильно писать и употреблять эти существительные

Работа с толковым словарем

§100, упр. 562

139

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

1

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных

Знать о способе действия при выборе написания о-ё после шипящих и ц в именах существительных, уметь правильно писать

Словарный диктант

§101, упр. 557

140-141

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

2

Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи.

Уметь опознавать существительные в тексте, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух

Анализ текста

Упр. 562

142

Контрольный диктант

1

Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи

Уметь опознавать существительные в тексте, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух

Диктант с грамматическим заданием

143.

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Текст

144

Р/Р Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

Устное описание  картины

Знать, что такое пейзаж.   Уметь собирать материал к сочинению

Устное описание картины

Составить словарный диктант

                                                                                      Имя прилагательное (13 + 2 час.)

145-147.

Имя прилагательное как часть речи.

3

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль.

Знать морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных. Уметь определять морфологические признаки, синтаксическую роль.

Сравнительный анализ текстов.

§102, упр. 574

148-149.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

Падежные окончания прилагательных.

Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных

Проверочная работа

§103, упр. 581

150.

Буквы О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных

1

Окончания имен прилагательных после шипящих и ц.

Знать условия выбора О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных. Уметь применять правило при написании

Выборочный диктант

Составить словарный диктант

151.

Р/Р Обучающее изложение –описание животного (упр. 587)

1

Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста

Уметь писать изложение, пользуясь памяткой, включать в повествование описание

Изложение

§104

152.

Имена прилагательные полные и краткие

1

Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам. Синтаксическая роль в предложении

Знать грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль. Уметь отличать полные прилагательные от кратких

Работа по карточкам

§105, упр. 594

153.

Краткие прилагательные с основой на шипящую

1

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

Знать правило о правописании кратких имен прилагательных с основой на шипящую, уметь опознавать краткие прилагательные

Распределительный диктант

Упр. 595

154

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки

Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного

Работа в парах, взаимопроверка

§106, упр. 600

155-156.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

2

Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных.

Знать морфологические признаки прилагательных, опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать

Тест, свободный диктант

Упр. 601

157

Контрольный диктант

1

Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных.

Знать морфологические признаки прилагательных, опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать

Диктант

Повторить изученные орфограммы

158.

Анализ диктанта, работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Текст

159.

Р/Р Обучающее сочинение-описание животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение»

1

Художественное описание животного. Основная мысль, конкретизация темы. Выбор заглавия. Словарно-орфографическая работа

Уметь описывать внешний вид животного, его повадки, подбирать точное название для своей работы, выражать свое отношение к предмету описания.

Сочинение

                                                                                              Глагол (29 + 4 час.)

160-161.

Глагол как часть речи

2

Глагол как часть речи. Морфологические признаки. Употребление глаголов  в речи

Знать определение глагола, опознавать его в тексте, определять время глагола, уметь использовать в речи глаголы-синонимы.

Редакторская правка

Упр. 608

162.

Не с глаголами. Контрольный словарный диктант

1

Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы-исключения

Знать правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять данное правило при написании

Составить предложения на тему «Настоящий друг»

Упр. 613

 163.

Р/Р Рассказ

1

Тип речи - повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам.

Знать, как обычно начинается рассказ, как строится повествование, составлять рассказ по картинкам. Уметь использовать в рассказе диалог и монолог.

Придумать свой рассказ

164-166.

Неопределенная форма глагола

3

Инфинитив на –ть

(-ться), -ти, -чь

Знать определение понятия неопределенной формы глагола; уметь различать неопределенную и личную форму глагола.

Составить памятку

§110, упр. 628

167-168

Правописание –ТЬСЯ- и –ТСЯ- в глаголах

2

-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Знать условия выбора написания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, уметь   находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос

Распределительный диктант

§111, упр. 642

169.

Виды глагола

1

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида

Комментированное письмо

§112, упр. 648

170

Видовые пары

1

Способы образования видовых пар.

Знать способы образования видовых пар, распознавать виды глагола, уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи

Составить по рисунку предложения

§113, упр. 650

171.

 Проверочный  диктант

1

Правописание глаголов

Уметь применять на письме изученные орфографические правила

Диктант

172.

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Текст

173-174.

Буквы Е – И в корнях с чередованием

2

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Знать виды чередований, условия выбора Е-И в корнях. Уметь применять данное правило

Объяснительный диктант

Упр. 653

175.

Р/Р Невыдуманный рассказ о себе

1

Тип речи - повествование. Особенности рассказа

Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера

Устный рассказ на тему «Как я однажды»

 Домашнее сочинение - рассказ

176

Время глагола

1

Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида

Уметь определять вид, время глагола

Предупредительный диктант

§115, подготовить устное высказывание

177

Прошедшее время

1

Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени

Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени

Осложненное списывание

§116, упр. 665

178

Настоящее время

1

Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов  настоящего времени

Знать, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Выразительное чтение текста

§117, упр. 668

179-180.

Будущее время

2

Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени

Знать о способах образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени

Устное высказывание

§118, упр. 676

181.

Спряжение глаголов

1

1 и 2 спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов

Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом.

Распределительный диктант

§119, 120, упр. 682

182-184.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

3

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом.

Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов»

Упр. 690

185.

Морфологический разбор глаголов

1

Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов.

Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный  морфологический разбор глагола

Редактирование

§121, упр. 700

186.

Р/Р Контрольное изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт»

1

Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание.

Знать типы речи, уметь передать содержание текста с изменением лица рассказчика

Изложение

187.

Правописание Ь в глаголах во 2-м лице ед. числа

1

Форма глаголов 2 лица ед. числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего

Знать правописание глаголов во 2 лице ед. числа. Уметь употреблять их  в устной и письменной речи

Выборочный диктант

§122, упр. 704

188.

Употребление времен.

1

Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого

Знать одно из важнейших стилистических средств - употребление форм настоящего и будущего времени при изображении прошлого

 Контрольный словарный диктант

§123, упр. 712

189-190.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

2

Общее значение, морфологические признаки глаголов. Правописание глаголов.

Соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, опознавать глаголы, находить орфограммы в них

Взаимодиктант

Упр. 717, подготовиться к контрольному диктанту

191.

Контрольный диктант

1

Общее значение, морфологические признаки глаголов. Правописание глаголов.

Соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, опознавать глаголы, находить орфограммы в них

Диктант с грамматическим заданием

192.

Работа над ошибками

1

 Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольном диктанте с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки,  корректировать и редактировать готовый текст

Текст

193.

Р/Р Контрольное сочинение-рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 713)

1

Тип речи - повествование. Особенности рассказа

Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера по рисунку

Сочинение

                                                                Раздел 8. Систематизация и обобщение изученного (11час.)

194.

Разделы науки о языке

1

Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Знать основные понятия лингвистики. Уметь определять изученные части речи. Обосновывать правильность выбора орфограмм при написании частей речи.

Составление обобщающей таблицы.

§124, подготовить устное сообщение

195-196.

Орфограммы в приставках и корнях слов

2

Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова.

Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне.

Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами

§125, упр. 736

197- 198.

Орфограммы в окончаниях слов

2

Орфография и морфология. Части речи. Части слова.

Опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях

Контрольное списывание

§126, упр. 740

199

Употребление букв Ъ и Ь

1

Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ

Опознавать части речи, находить в них изученные орфограммы , применять правила на письме

Распределительный диктант

§127, упр. 741

200.

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Члены предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Уметь употреблять знаки завершения, разделения, выделения в простом осложненном и сложном предложении.

Заполнение таблицы своими примерами

§128, упр. 750

201-202.

Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год

2

Уметь определять тему, основную мысль текста, его стиль, озаглавливать текст, различать звук и букву, находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи

203-204

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОБЖ 5-9 классы с календарно-тематическим планированием

Рабочая программа подготовлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа расчитана на 34 учебных часа в каждом классе и предусматри...

рабочая программа по истории для 5 классов с календарно-тематическим планированием

Авторская программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю, включая 1 час на итоговый контроль и  3 – на промежуточный. Программа конкретизирует...

рабочая программа по истории для 6 классов с календарно-тематическим планированием

Рабочая программа  рассчитана  на 68 часов в год и 2 часа в неделю. Изучение истории в 6 классе производится по модулям:История Средних веков - 32 часа (включая 2 часа на промежуточный и 1 ч...

Рабочие программы по русскому языку и литературе с календарно-тематическим планированием для 6,7,8 класов

Рабочая  программа по русскому языку в 6-8 классах разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений Русский язык. 5 – 9 классы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанск...

Рабочая программа по испанскому языку (второй иностранный) с календарно-тематическим планированием уроков в 5-8 классах

Я использовала серию учебников испанского языка для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением испанского языка А. А. Воиновой и Ю. А. Бухаровой, а затем учебник для общеобразовательных у...