Образовательная программа по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Куприна Татьяна Васильевна

Примерная рабочая программа составлена на основе  «Программы по русскому языку 10  -  11 класс  общеобразовательных учреждений» под редакцией А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой

Программа реализуется на основе   следующих нормативных документов:

1.                  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

2.                  Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

 

Программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Структура документа

 

                 Программа включает  разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценки ЗУН, содержание учебной дисциплины, практические занятия, контроль уровня обученности, источники информации и средства обучения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_11.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образование и науки РФ

МКОУ Гимназия «259»

ЗАТО г. Фокино

Приморского края

         

Согласовано                                                                     Утверждена  приказом

зам. директора по УВР                                                    директора                              

                                                                                            от «      »              2013г.

от «____» ___________ 2013 г.

     

                                                                             

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса

Составлена на основе федерального компонента государственного среднего (полного) общего образования.

(10-11 класс)

Изучение курса основано на программе авторов- составителей:

А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой

Учебник  А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

УМК С.А. Алентиковам                

Н.С. Симакова

        Разработана учителем

        высшей квалификационной

        категории

        Куприной Т.В.

                                                        2013-2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа составлена на основе  «Программы по русскому языку 10  -  11 класс  общеобразовательных учреждений» под редакцией А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой

Программа реализуется на основе   следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

   Место предмета в базисном учебном плане:                                                                                                                      

Преподавание данного предмета осуществляется по программе с использованием учебника по программе 2 час в неделю. Всего 68 ч. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательному содержанию учебного материала учебника.

Цель обучения – научить школьников практически владеть государственным языком РФ, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в ряде национальных школ на русском языке.

Основные задачи курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:

  • Закрепить и углубить знания
  • Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
  • Совершенствовать орфографическую и пунктуационную  грамотность
  • Закрепить и расширить знания учащихся  о тексте,,
  • Совершенствовать конструирование текста
  • Способствовать развитию речи на межпредметной основе
  • Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования
  • Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.

Программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Структура документа

                 Программа включает  разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценки ЗУН, содержание учебной дисциплины, практические занятия, контроль уровня обученности, источники информации и средства обучения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку
  2. Определяет лингворечевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.

В 11 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи»,»НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на  более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа

Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.

Кроме этого работа  с учащимися планируется с учетом пробелов

Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 11 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его  идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.

Преобладающие виды работы:

  • Анализ текста и его переработка
  • Составление своего авторского текста
  • Рецензирование и саморецензирование текста
  • Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием
  • Сочинения – рассуждения на заданную тему

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, возникающими в связи с окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем

Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно – политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности- докладом, выступлением в прениях. В программе  материал для повторения распределяется условно.  В 10 классе повторяется фонетика, лексика, морфемика, морфология, текст , общее понятие о стилях речи.

Художественный стиль речи  станет предметом изучения не только в 10 , но и  в11 классе.

Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на  словесном материале, тропах, но и  структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении.

Общие сведения о языке изучаются в 10 классе.

Приемы, методы и формы работы:

  • Разнообразные виды самостоятельной работы( составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста)
  • Творческие работе в жанре эссе, очерка , рассказа
  • Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим использованием по заданию учителя.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.

Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения

Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам

Федеральный компонент государственного стандарта образования

 

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Русский язык в образовательных учреждениях

с русским языком обучения

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА <*>. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

------------------------------------

<*> Прописными буквами в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка
  • По  орфографии находить с ловах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки
  • Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст
  • Владеть пунктационной зоркостью, речевой грамотностью
  • Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно – популярного стиля
  • Пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
  • Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа
  • Писать отзыв о художественном произведении
  • Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии,
  • Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

                                         Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся


п/п

Форма контроля уровня

достижений учащихся

Критерии оценки

1

Сочинение

(примерный объем

классных сочинений

3 – 4  страниц)







Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует

теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует

теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения

от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.)

или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.


2

Изложение

3

Диктант

                             ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Отметка «5» ставится, если ошибок нет совсем или имеется одна негрубая ошибка: исключения из правил.

Отметка «4» ставится за одну ошибку или за две однотипных ( написание слов подчиняется одному правилу). Если в работе встречается более трех однотипных ошибок, то четвертая и все последующие ошибки на данное правило считаются самостоятельными. Неоднотипными следует считать ошибки в словах с проверяемыми гласными и согласными в корне слова, большие буквы в собственных наименованиях, гласные в приставках пре- и при-.

Отметка «3» ставится за четыре орфографических ошибки. Ее можно ставить за шесть орфографических ошибок, если среди них есть три обычные ошибки и три однотипные ошибки.

                        ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

1. Ошибка в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия и наоборот).

2. Ошибки, связанные с употреблением сочетающихся знаков препинания.

                          ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки могут быть трех видов:

  1. словообразовательные: нарушена структура слова;
  2. морфологические: нарушена форма слова;
  3. синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения.


Оценка

Грамотность

«5»

(1 орфографич.) или ( 1 пунктуац.) или ( 1 грамматич.)


«4»

(2 орфограф. и  2 пунктац.) или (1 орфограф. и 3 пунктуац.)или (4 пунктуац.) или (2 грамматич.)

«3»

(4 орфограф. и 4 пунктуац.) или (3 орфограф. и 5 пунктуац.) или (7 пунктуац.) или (4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

 В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

4

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

     В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

     Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

     Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с  названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

     Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.

     Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

5

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа – «5»

21-18 верных ответов – «4»

17-13 верных ответов – «3»

12 и менее верных ответов - «2»

6

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

        Содержание учебной дисциплины

Календарно-тематическое планирование

№№

урока

К-во

часов

Изучаемый раздел

             Тема урока

Повторение

и разбор

заданий ЕГЭ

Цель

2

Синтаксис и пунктуация

Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания

Правописание приставок-

А16, союз И в простом и сложном предложении – А21

Обобщить и систематизировать знания,закрепить навыки постановки знаков препинания, ознакомиться с содержанием и типами заданий части А, разобрать задания А 15, А 21

2

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи

Речевые нормы – А17, тема текста и авторская позиция-А29, словосочетание и типы связи в словосочетаниях В3

Закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений. Разобрать задания ЕГЭ- А 2, В 3

2

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Речевые нормы – А 19. Знаки препинания при однородных членах предложения – А24 и обособленных членах предложения – А22

Пунктуация в простом предложении, синтаксический разбор осложнённого простого предложения. Знаки препинания в  предложениях с однородными членами, тематическая связь между подлежащим и сказуемым, задания ЕГЭ: А 22,А 24

2

Входной контроль

4

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них

А 25, А 26 А 27

 С ложные предложения с союзной и бессоюзной связью, знаки препинания в предложениях с вводными словами, задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами.

2

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

В 8

Грамматическая основа предложения, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Задания А 24, А 25, А 26. Особенности синонимии

2

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей –В 8

Особенности строения текстов публицистического и художественного стилей. ЕГЭ А 30, В 8

2

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Проверка знаний

2

Речь. Функциональные стили речи-

Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности, назначение каждого из стилей, сфера использования

А 30

Актуализация знаний о функциональных стилях речи и сфере их использования. ЕГЭ – А 3, А 17, А 19, определение стиля и типа текста – А 30

2

Официально – деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера употребления, своеобразие лексики, синтаксиса и построение текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов

А 30

Обобщить знания об официально- деловом стиле речи показать своеобразие лексики, синтаксиса. Основные требования к составлению деловых бумаг. ЕГЭ – А 15, А 17-18

2

Контроль знаний

2

Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля, устное выступление, доклад

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей -  В 8

Особенности публицистического стиля речи, лек

сические, синтаксические особенности. ЕГЭ , связанные с использованием средств художественной выразительности В 8.

2

Жанры публицистического стиля: очерк

Задания части С

( жанры сочинения – рассуждения)

Познакомить с особенностями устного выступления, доклада и очерка, дать представления о заданиях части С

2

Жанры публицистического стиля: путевой очерк,  портретный  очерк

Задания части С – анализ авторской позиции

Особенности портретного и путевого очерков, написать сочинение- рассуждение

2

Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического  характера

Задание части С – анализ языковых средств

Особенности проблемного очерка. Написать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту

2

Эссе

Задание части С – сочинение по заданному тексту в жанре эссе

Особенности жанра эссе Сочинение в жанре эссе

2

Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи»

2

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – В 8

Особенности художественного стиля, анализ изобразительных средств.ЕГЭ-А 17, А 32, В 8

2

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи

В 8

Эстетическая функция языка ЕГЭ – А 18

2

Изобразительно –выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста

А 4, В 8 задание части С

Морфологические и синтаксические средства речевой выразительности.

ЕГЭ – А 20, В 8, часть С

2

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей

Систематизация сведений о видах тропов и их использовании на материале заданий ЕГЭ, повторить ЕГЭ – А 25 -27

2

Практическая работа.

Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы

Задание части С

Языковые особенности стиля Бабеля или Платонова

2

Контрольная работа по тем е « Художественный стиль речи»

Задание части С

Проверка знаний

2

Общие сведения о языке

Культура речи и языковая норма.

Языковые нормы: А 3, А 5

Дать понятие « языковая норма». Закрепить умения различать орфоэпические и грамматические ошибки. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами

1

Функции языка.

Выдающиеся учёные - русисты

Морфология: А 11, в 2

Функции языка. Развитие лингвистики, постановка знаков препинания в сложных предложениях

1

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии

А 1, А 2, А 4 – А 19

Систематизация знаний и умений по фонетике, орфографии

2

Повторение и систематизация знаний

по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания

А 13 – А 19

Обобщить знания по теме « Морфология», употребление  частицы НЕ и НИ. ЕГЭ – А 9

 2

Трудные случаи пунктуации. Цитирование.

А 27

Постановка знаков препинания в простом осложненном и сложном многочленном предложениях. ЕГЭ –В 4 - 5

1

Лингвистический анализ текста.

В 8, С

Закрепить умения анализа текста ЕГЭ – В 2, В 7, часть фС

3

Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний

4

Резерв –

        Практические занятия по предмету

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 11 класса осуществляется по трём направлениям:

1.Учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания

2.Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка

3.Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:  виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

зачёты

тесты

11

2

2

4

3

Практические работы

Административные контрольные работы

3

1

1

1

        Контроль уровня обученности

Тренировочный тест №1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

1) бралА

2) начАтый

3) бантЫ

4) донельзЯ

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

1) цЕмент

2) прибылА

3) налИла

4) клеИть

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

1) лгАла

2) клАла

3) пролИла

4) порвАла

4. В каком слове ударение на первом слоге?

1) гражданство

2) гналась

3) черпать

4) понявший

5. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1) обеспЕчение

2) облегчИть

3) пОнявший

4) принЯться

6. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) ободрить

2) заговор

3) наотмашь

4) благовест

(Ответы на следующей странице, не подсматривайте)

Ответы:

1. 1)

2. 2)

3. 2)

4. 3)

5. 3)

6. 1)

Тренировочный тест №2

1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских медиков значимо

во всем мире.

2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления

хореографического коллектива.

3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и

ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в

производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово

ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание

духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и

ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под

водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить сл

СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?

1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.

2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на

ОТБОРНОМ региональном этапе.

3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.

4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный,находящийся в состоянии глубокого безразличия»?

1) аскетичный

2) скептический

3) хладнокровный

4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?

1) ФАСАД – тыловая сторона здания.

2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.

3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено верно

1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.

2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.

3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.

4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?

1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ –

2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.

3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.

4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, чт

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?

1) … расходы по командировке взялось издательство.

2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.

3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на

4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

Ответы на задания тренировочного

1 2 3 4 5 6 7

2 3 1 2 2 4 1

8 9 10

2 2 1

Тренировочный тест №3

1 По приезду в Петербург наша съёмочная группа сразу приступила к работе над фильмом о восстании декабристов.

2 На рубеже веков Россия находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании перемен одними из первых заговорили герои Чехова.

3 В статье «О назначении поэта» А. Блок писал, что «нельзя сопротивляться гармонии, внесённой в мир поэтом».

4 В договоре князя Игоря с византийцами упомянут особый посол княгини Ольги, занимающий третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах.

1 Самым «кровожадным хищником» считается автомобиль, превзошедший по количеству человеческих жертв всех тигров, акул и гадюк вместе взятых.

2 Овладев эллинским миром, римляне не стали подавлять его культуру, а во многом восприняли её.

3 Старые северные города России расположились среди лесов на берегах судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море.

4 Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением – это повесть для него».

1 В «Медном всаднике» сформировался особый образ столицы государства, создавший устойчивую традицию в последующей литературе.

2 Грядущее потепление представляет угрозу для человечества не непосредственно, а благодаря некоторого побочного эффекта.

3 К югу от Эвереста находится одно из самых страшных, по общему убеждению, мест на Земле, – высочайший перевал Южное седло.

4 Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава Мудрого было составление свода письменных законов, получивших название «Русская Правда».

1 В печати Толстой дебютировал повестью «Детство», построенную как воспоминания взрослого человека.

2 На первом этапе Великих географических открытий Испания и Португалия прежде других стран оказались готовыми к дальним морским путешествиям.

3 Петра неудержимо тянуло в Немецкую слободу, представлявшуюся ему маленькой Европой.

4 Изучение туманности Андромеды позволяет учёным лучше понять устройство нашей звёздной системы.

1 Все, кто изучает французский язык в нашем лицее, во время весенних каникул поехали на экскурсию в Бретань.

2 Традиционно на Руси люди знали и интересовались историей своей семьи, но сами росписи дворянских родов появились только в XVI веке.

3 Однообразно повторяются суточный путь солнца, порядок захода и восхода созвездий, лунные фазы, изменения на небе, связанные с временами года.

4 М. В. Ломоносов понял, насколько важно отыскать и освоить Северный морской путь, способный превратить страну в великую морскую державу.

1 Занятия в школе штурманов шли согласно распорядку дня.

2 Одним из упрямцев, умевших отстоять свое мнение перед преподавателем, был Дельвиг.

3 Довольно скоро с крамольной одой «Вольностью» молодого поэта познакомился и царь.

4 С мнением Карамзина согласились теперь и те, кто еще недавно критиковал его позицию.

1 Те люди, кто хоть раз в жизни видел деревянные церкви Кижей, уже никогда не смогут забыть этого потрясающего зрелища.

2 В нашем селе целебными свойствами не только обладает вода из артезианской скважины, но и из обычного колодца.

3 Благодаря многолетнему опыту компания приобрела те возможности, которые позволяют максимально соответствовать требованиям клиентов.

4 В «Преступлении и наказании» органично связаны между собой философские диспуты, пророческие сны и исповеди героев.

1 Те, кто определял политику киностудии в последнее время, были против ее реорганизации.

2 В новелле «Фаталист» Лермонтов приоткрывает внимательному читателю не иронический, а трагический подтекст заглавия своего романа.

3 Одним из альпинистов, побывавших почти на всех высочайших пиках Гималаев, был Тенцинг Норгей.

4 Благодаря наблюдений гидрологов, мы знаем теперь не только направление, но и силу основных течений Атлантического океана.

1 Благодаря самоотверженному труду дворников, весь снег удалось убрать вовремя.

2 По приезду во Флоренцию не забудьте посетить замечательную галерею Уффици.

3 Все, кто пришел на мой день рождения, были потрясены кулинарными талантами моей мамы.

4 Древнейшим из мостов, сохранившихся во Флоренции с 14 века, является Понте Веккио.

Сочинение по исходному тексту №2

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,

двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,

чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,

отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный

треугольничек.

          (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы

находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,

командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в

Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул

своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем

двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула

листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные

строки.

          (10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё

это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и

прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,

день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,

как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем

ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,

что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –

Варя перевернула страничку.

           (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша

часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во

всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет

девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить

Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической

обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,

они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –

на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять

букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я

не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что

случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной

стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –

(25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю,

Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,

сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат

оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,

затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события

истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных

самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли

её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг

прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

* Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель,

общественный деятель.

         

Сочинение №1

               Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-та!» Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

                     Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимании счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон – Томпсона «Живые герои». Я считаю её своим будильником».

             Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открывал глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночёвкой в лесу. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Это школа должна обязательно быть.

               И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

                                                                       (По В. Пескову)

        Источники информации и средства обучения

1.Программы по русскому языку 10  -  11 класс общеобразовательных учреждений

2. Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой  Русский язык 10 –11 класс»,Москва,»Просвещение», 2001 год

3. Л.А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование 11» ,Волгоград, издательство « Учитель»

4.Е.А Владовская «ЕГЭ. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ11 класс» Рекомендовано Академией образования, издательство «Экзамен», Москва,2007 год

5. Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»

6. Библиотечка газеты « Первое сентября»

7. Электронные носители:

- Репетитор Русский язык . Весь школьный курс

- Репетитор. Тесты по пунктуации

- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая образовательная программа по русскому языку в 6 классе, составленная на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Ш...

Рабочая образовательная программа по русскому языку 8 КЛАСС по УМК под редакцией М.В. Панова

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематически...

Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Русская речь" (5-9 классы)

Дополнительная образовательная программа по русскому языку...

Образовательная программа по русскому языку для учащихся 12 класса специальной( коррекционной) образовательной организации

Цели  и задачи  организации  12 классов  в специальных  ( коррекционных)  общеобразовательных  школах VIII   вида  обусловлены  интересами  ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для 8 класса по программе под редакцией В.В. Воронковой

Рецензируемая Адаптированная рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии - с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ и основной адаптированной...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, коррекционная школа

Адаптированная образовательная программа составленя для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС....

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...