Смысловые типы текстов (план-конспект урока)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Прокопов Валерий Витальевич

Урок русского языка в 5 классе.

Образовательные цели урока:

 дать общее понятие о смысловых типах текстов,

обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования,

вырабатывать навык пользования разными типами текстов в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок развития речи в 5 классе.

Разработал учитель

русского языка и литературы

Прокопов В.В.

Образовательные цели урока:

  • дать общее понятие о смысловых типах текстов,
  • обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования,
  • вырабатывать навык пользования разными типами текстов в различных ситуациях.

Оборудование:

►  медиапроектор,

► экран,

► ноутбук.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайды 1, 2 презентации)
  2. Речевая разминка.(слайд 3 презентации)
  • Прочитайте стихотворение И.Никитина:

Звёзды меркнут и гаснут. В небе облака.

Белый пар  по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

  • О чём это стихотворение? (О прекрасном летнем утре.)
  • К какому стилю речи его можно отнести? (Стиль художественной литературы - образная лексика, эпитеты, метафоры, олицетворение: дремлет, кудри лозняка, чуткий, зеркальной, серебристая. Цель автора - пробудить чувства, представить, какая это радость - оказаться летним утром на реке или озере.)
  • Как можно озаглавить текст? (У поэта И. Никитина -«Утро».)
  • Как следует читать этот текст? (Неторопливо, спокойно, с интонацией удивления, раздумья, радости, любования природой, сменой красок.)

  • В начальных классах вы знакомились с типами текста. С какими? Скажите, к какому типу можно отнести это стихотворение? (Описание.)
  • Итак, тема нашего урока - «Типы текста». Запишем ее в тетради.

  1. Работа по теме.
  1. Работа с текстами.

Давайте прочитаем тексты, которые я буду вам демонстрировать на экране (слайды 4 – 6). После прочтения ученикам раздаются все три текста.

  • О чем в них говорится? (Об облаках.)
  • В каком стиле речи говорится об облаках? (В художественном.)
  • Докажите, что это художественный стиль речи.

Итак, все три текста об облаках, то есть объединены одной темой, все три текста написаны в одном стиле.

-        А теперь посмотрите на вопросы к этим текстам. Они
спроецированы на экран
(слайд 7).. Выберите вопрос к каждому из текстов:

  • Какие облака? (Описываем их признаки.)
  • Почему облака пышные, белые? (Доказываем.) 
  • Что произошло с облаками? (Повествуем, что было вначале, как развивались события далее.) 

Сделаем выводы:

  • Если к стихам С. Михалкова выбран вопрос «Какие?», то тип текста - описание.
  • Стихи И. Мазнина отвечают на вопрос «Почему?», значит, тип этого текста — рассуждение.
  • Текст «Драчуны» отвечает на вопрос «Что произошло с облаками?»: тип текста - повествование.

 - Представьте, что вам надо в рисунках передать содержание каждого текста.

  • К какому тексту достаточно одной фотографии? (К стихам С. Михалкова.)
  • К какому тексту необходимо несколько фотографий (не менее четырех)? (К тексту «Драчуны» И. Яковлевой.)
  • К какому тексту невозможно дать фотографии? (К стихам И. Мазнина.) Почему?
  • Да, признаки облаков можно увидеть сразу по стихам С. Михалкова. В тексте «Драчуны» действия предмета (облаков) сменяют друг друга (облака встретились, почернели от злости, сшиблись лбами, получились маленькие тучки, разогнанные ветром). К стихам И. Мазнина невозможно дать фотографии (рисунки), так как здесь выясняются причины и следствия «пушистости и белизны» облаков.
  1. Работа с опорной схемой.

(После обобщения представляется опорная схема, которая также раздаётся учащимся в печатном виде как памятка.) (слайд 8).

-        Итак, известны три типа текста: повествование, описание,
рассуждение. В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале, дальше? Как развивались события, действия?), к такому тексту можно сделать несколько рисунков. В описании даются признаки, качества, свойства предмета (главный вопрос – какой предмет?), к тексту достаточно одного рисунка. В рассуждении выявляются причины событий, их связь (требуется ответ на вопрос почему?), рассуждение нельзя нарисовать или сфотографировать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводится учеником).

  1. Закрепление материала. (слайд 9) 

- Дано начало трех текстов. К какому типу текста можно
отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

  1.  У меня есть младший брат (сестра, друг). Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки...
  2.  Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился...
  3.  У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему...

Итак, уже само начало текста программирует тип текста – описание, повествование, рассуждение.

А теперь давайте обратимся к уже известной вам картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» (открываем вклейку учебника). Подумайте, каким типом речи вы воспользуетесь:

а)        говоря о внешности сестры, младшего брата, мамы;

б)        домысливая действия главного героя до прихода домой;

в)        оценивая его поведение.

(Всеми типами текста, так как даются признаки предметов, описывается последовательность действий, домысливается, почему мальчик получил двойку.)

  1. Работа в группах .

        - Как вы думаете, зачем надо знать все три типа текстов?
Иногда надо знать внешность, лицо предмета, его признаки,
например: какой день? От этого зависит одежда человека. В
других случаях важно выяснить причины каких-то явлений,
чтобы использовать их в жизни или избегать встречи с ними
(почему нельзя собирать в лесу все грибы?). Иногда надо под-
черкнуть последовательность событий (как я готовлю уроки).

В художественных произведениях встречаются все типы текста: описание внешности героев, повествование о сменяющихся действиях, рассуждение о причинах и следствиях поступков героев.

А сейчас вам предстоит работа в группах (слайд 10). Пользуясь опорной схемой и полученными знаниями, каждой группе нужно найти в тексте и привести примеры использования разных типов текста в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  1. Домашнее задание, подведение итогов (слайд 11).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловые типы текстов (презентация к уроку)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Смысловые типы текстов"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ на тему « УСЛОВНЫЕ ПРЕЛОЖЕНИЯ III типа».

ЦЕЛИ:1)    Образовательный аспект:- понимание высказываний учителя в разных ситуациях общения;- ориентация на формирование развития аудитивных навыков и умений.     ...

Текст. Функционально-смысловые типы текста.

Данная разработка конспекта урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) может быть использована н...

План-конспект открытого урока по английскому языку. Тема : "Мой дом-моя крепость"(Типы жилых домов в Британии)

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 6-ом классе по теме "Мой дом-моя крепость" в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "Условные предложения 2 типа"

План-конспект открытого урока подготовлен учителем английского языка Арутюнян Ж.Д. для 7-х классов по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"...

План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"

План-конспект открытого урока "Сказуемое. Типы сказуемого"....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...