конспект урока по теме : "Действительные и страдательные причастия", презентация
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Манохина Ольга Александровна

Первый урок по теме: " Действительные и страдательные причастия". Урок по технологии проблемного обучения,с элементами групповой формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 16-10-2013_00-45-40.zip679.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Действительные и страдательные причастия.

Цели: 

  • Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
  • Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Учащиеся входят в оборудованный класс и поочередно берут разноцветные карточки. Садятся за столы, соответствующие цвету карточек.

(Получается 4 команды. Мы понимаем, что каждая команда – это различные причастия: действительные настоящего времени, страдательные настоящего времени, действительные прошедшего времени и страдательные прошедшего времени.)

  1. На каждом столе есть различные предметы: слайд 2

1 стол: синяя команда действительные причастия настоящего времени (дети еще не знают, кто они) у них на столе лежат карточка «Мы дети, которые сажают дерево» + несколько одинаковых картинок «Дети сажают дерево», + карточки приложение 1

2 стол: голубая команда страдательные причастия настоящего времени (они еще тоже не знают об этом), у них на столе: «Мы дерево, которое сажают дети» + несколько одинаковых картинок  «Дети сажают дерево» + карточки приложение 2

3 стол:  желтая команда действительные причастия прошедшего времени, у них на столе несколько одинаковых картинок «Костер рябины красной» + «Теперь выросли и дети, и рябина» + карточки приложение 3

4 стол: оранжевая команда  страдательные причастия прошедшего времени, у них: несколько одинаковых картинок «Костер рябины красной» + «Я рябина, которую когда-то посадили дети; теперь выросли и они, и я» + карточки приложение 4

Задание: слайд 3  дети, смотря на картинки, должны по заданному каждой группе тексту с пропущенными словами «собрать» слова и вписать их в текст. После каждая группа читает и потом вывешивает то, что у них получилось, на доску.

Обсуждение прочитанного:

Мы поняли, что каждая группа вставляла в тексты причастия.

Вопрос: Как вы думаете, какие отличительные признаки были у причастий каждой группы? Что вы можете о них рассказать?

Почему у 1 и 3 группы тексты были от лица детей, а у 2 и 4 групп – от лица рябины?

Предполагаемые ответы: при этом вводится слайд №4

1 и 3 группа – причастия описывали действия, которые совершал сам предмет, объект. А у 2 и 4 групп причастия описывали действия, которые совершались над предметом.

Учитель вводит термины: при этом вводится слайд №5

Действительные причастия – это такие причастия, которые описывают действия, совершаемые самим предметом.

Назовите суффиксы действительных причастий

Дети (1 и 3 группы) ущ, ющ. ащ ящ вш.

Страдательные причастия – это такие причастия, которые описывают действия, совершаемые над предметом, предмет при этом испытывает на себе действия других предметов.

Назовите суффиксы страдательных причастий:

(2 и 4 группы) ОМ, ЕМ, ИМ, ЕНН, -НН —Т-

Учебник стр.38 правило

Закрепление нового материала.  Слайд 6

 Задание выполняется по группам: 1 и 3 группы записывают причастия страдательные, а 2 и 4 группы – действительные  (т.е. группы меняются местами)

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание. Слайд 7

Ответы 1 и 3 группы (страдательные):

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

6. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

Ответы 2 и 4 группы (действительные):

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

Задание для самопроверки.

Слайд 8

Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 9 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

5. Подведение итогов урока. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

6. Домашнее задание.

 параграф ____ упр _____. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

Урок по теме "Действительные и страдательные причастия"

Урок содержит материал к уроку в 6 классе по изучению темы "Действительные и страдательные причастия", включает разные виду деятельности учащихся и формы аботы, помогающие легче усвоить тему урока....

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе на тему"Действительные и страдательные причастия"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и содержит разные виды и формы работ  по ознакомлению учащихся с разрядами причастий по значению....

Самоанализ урока на тему "Действительные и страдательные причастия"

Материал поможет составить   проанализировать проведённый  урок....

Технологическая карта и конспект урока по теме «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени» в 7 классе.

Технологическая карта и конспект урока «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени» в 7 классе.  В представленном уроке учащиеся  знакомятся с разря...