Урок русского языка в 7 классе по теме "Предлоги. Союзы. Частицы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Колтакова  Ирина Ивановна

Данный урок предназначен для работы  учителя русского языка в 7 классе по программе Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc805 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Предлоги. Союзы. Частицы»

 

Общедидактическая цель: Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий учащихся.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.

Образовательные аспекты урока:

  1. Создавать на уроке условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о предлогах, союзах, частицах.
  2. Закрепить навыки учащихся различать, правильно писать, употреблять в речи  служебные слова, осуществлять самоконтроль.
  3. Воспитывать чувство эмоциональной деятельности на уроке; умение адекватно оценивать работу одноклассников.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Методы обучения: словесные (информационно - развивающие, наглядные), практические.

Урок проводится на: конструктивном уровне.

Используемые технологии: технология личностно – ориентированного развивающего обучения, ИКТ.

 

Оборудование: карточки, интерактивная доска, таблицы, репродукция картины, компьютер.

Ход урока

Орг. момент: Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у вас необычный урок. На нём присутствует много гостей. Повернитесь, улыбнитесь им. Молодцы! Думаю, что ваши улыбки и прекрасное весеннее утро принесут вам приподнятое настроение, и вы будете активны, эмоциональны в течение 45 минут. А девизом нашего занятия пусть станут слова: «Вы все способны и талантливы». Прежде, чем начнётся наш урок, который будет состоять из трёх «микроуроков», я хочу напомнить, что сегодня заключительный урок по теме «Предлоги. Союзы. Частицы».

 

- Как вы думаете, ребята, какова цель нашего занятия?

/учащиеся формулируют цель, учитель ещё раз подчёркивает обучающую цель/.

- Позвольте представить виды работ, над которыми вам предстоит работать на уроке.

/слайд/

- Вас устраивают такие виды работ?

- Хотели бы вы что - нибудь добавить, изменить?

/учитель выслушивает предложения учащихся/

- Ну что же постараемся осуществить ваши предложения в ходе занятия.

- А начнём мы с этапа всесторонней проверки знаний. Первая работа «Словарный диктант». Сегодня он пройдёт в форме «орфографической дуэли». Давайте выясним, хорошо ли вы усвоили написание слов и словосочетаний в ходе изучения темы. Внимание на доску, пишем в строчку через точку с запятой.

/слайд/      Самопроверка. Проверили, поставили себе оценки.

- Ну что ж, молодцы! А сейчас переходим к «микроурокам», структура которых будет состоять из двух блоков – теоретического и практического.

Первая тема «Предлог». /слайд/

Чтобы проверить знание теории, предлагаю вам закончить предложение.

Перед вами часть предложения, его надо закончить.

- Как графически мы выделяем предлоги?

- Ну что ж хорошо, молодцы! Переходим к практическому блоку. Вас ожидает «свободная работа». На доске вы видите таблицы, их можно использовать при работе над заданием из  «коробки», «конверта», в работе над «походным» диктантом, за компьютером. Приступаем?

/учащиеся самостоятельно выбирают вид работы, работают, свободно передвигаясь по классу/. – Не забудьте графически выделить предлоги.

Диктант из «коробки» и «походный» диктант.

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи оно прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит тёмно – синей полосой, чуть – чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из –за горизонта выплывает огненный шар.

Диктант из «конверта».

(В)течении(е, и) многих лет; (в)продолжении(е, и)  уроков; (в)следствии(е, и) непогоды; шёл (по)тропинке; (не)смотря под ноги; узнал (в)последствии(е, и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; имей это (в)виду.

Работа за компьютером.

/Вместо пропусков вставить подходящие по смыслу предлоги или приставки/

  1. Он, видимо, устал, прсел____конец скамейки и вздремнул. _____ конец все собрались _____столом и _____говорили.
  2. Да мы  _____ все об этом говорили, но стучали _____ все двери.
  3. Не _____ силу надейся, а _____ знания. _____ силу добился он ____ значения  ______ дежурство.

/самопроверка – те, кто выполнял диктант из «коробки», «походный»; взаимопроверка – те, кто взял задание из «конверта»; учитель совместно с классом проверяет работу ученика, работавшего за компьютером/.

-Какие оценки поставили себе за этот «микроурок»?

/слайд/  - Следующая тема «Союзы».

Теоретический блок. Докажите, верно ли утверждение?

/слайд/ Учащиеся доказывают верность утверждения, приведённого на доске.

- Как графически выделяем союзы? Переходим к практическому блоку.

  /слайд/     /На доске задание/

- Как вы думаете, ребята, какое задание можно предложить для этой формы работы?

- Верно, найти соответствия, синонимические пары. Например, так же – таким же образом. Работаем в парах.

… - Только ли союзы встретились вам в этом задании?

/слайд/ Проверка.

- Сегодня замечательное утро. Встаньте, пожалуйста,  и посмотрите за окно. Ярко светит весеннее солнышко, звонко щебечут птички. Хорошо, правда?

Сравните ваши впечатления с изображением природы ….

 Попробуйте составить предложение, употребив один из союзов из предыдущего задания.

/Учащиеся называют предложения, выбирают лучшее, записывают на доске и в тетрадях, делают полный синтаксический разбор предложения/.

- Какие оценки вы поставили себе за этот урок.

/слайд/. - Переходим к теме «Частицы».

- Проверим теоретические знания с помощью взаимного опроса.

/учащиеся опрашивают друг друга, ставят оценки/

- Какие оценки получили?   /Выясняем результаты опроса/.

- Как графически выделяем частицы?

- Переходим к практической части.

/слайд/ - А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Выберите в каждом ряду и запишите лишнее написание.

- Хорошо, молодцы!

- А теперь предлагаю вам поработать над таким видом работы, как «цифровой диктант». Цель его – уметь различать предлоги, союзы, частицы.

  1. Как весело щебечут пташки! 2. Неужели тебе не интересно? 3. После зимы всегда бывает весна. 4. Не желаете ли отдохнуть? 5.Пусть льётся музыка весны! 6. Замёрзший пруд блестит, как зеркало. 7. Возле дома сделали скамейку. 8. Брат объяснил, что я должен выполнить обещание.

/слайд/ Проверка.

- Наш урок подходит к завершению. Мне бы хотелось, чтобы вы, ребята, все свои знания, полученные при изучении темы «Предлоги. Союзы. Частицы»,  смогли реализовать и в следующей творческой работе, сочинении – миниатюре. Составьте тексты по теме «Наступление весны», предлоги, союзы, частицы графически обозначьте.

/Учащиеся выполняют работу под музыку, слабоуспевающий ученик получает карточку, затем слушаются работы нескольких учащихся/.

- Поставьте себе оценки за этот «микроурок».

- А  теперь поставьте себе оценки за весь урок. – Каков результат урока?

Домашнее задание    /слайд/ Уровневое Д/З

Рефлексия «Сердечко общения»

                                   

Самоанализ урока.

Тип моего учебного занятия – систематизация и обобщение учебного материала. Для того, чтобы привлечь внимание детей к теме урока, я немного изменила его структуру, предложив им три «микроурока» в одном учебном занятии.  Считаю, что любой нетрадиционный элемент (в моем случае – это структура урока, словарная работа в форме орфографической дуэли, творческая работа) повышают познавательный интерес в обучении. Все дети с удовольствием включились в работу, так как у большинства учащихся этого класса тип восприятия эмоциональный и абстрактный, у остальных конкретный.

  Соответственно этому типу учебного занятия я ставила следующие цели:

  1. Создавать на уроке условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о предлогах, союзах, частицах.
  2. Закрепить навыки учащихся различать, правильно писать, употреблять в речи  служебные слова, осуществлять самоконтроль.
  3. Воспитывать чувство эмоциональной деятельности на уроке; умение адекватно оценивать работу одноклассников.

Реализация данных целей осуществлялась через использование различных форм работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная. Выбору именно таких форм способствовала  применяемая мной на уроке технология личностно – ориентированного развивающего обучения, цель которой – развитие личности ребёнка, то есть из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. В таком виде, как «свободная работа», ребята работали в индивидуальном  темпе и ритме, сами выбирали вид деятельности, соответственно своему уровню развития. Что – то не понятно – спрашивают друг у друга, и только в том случае, когда не могут сами справиться, обращаются ко мне. В этой ситуации я  всего лишь консультант. Сегодня ко мне никто не обратился – значит, справились без моей помощи. Ценность такой работы я вижу в том, что дети пишут самостоятельно, при этом концентрируется их внимание, развивается  зрительная память, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.

В своей работе я стараюсь использовать также исследовательский подход в обучении. Проверяя знания учеников по теории в каждом из «микроуроков», я увидела, что материал учащимися усвоен. Дети смогли сформулировать цели урока, продолжили предложения, доказывали утверждения, опрашивали друг друга. В этом, я считаю, и осуществлялся исследовательский подход, направленный на реализацию приёма сопоставления, доказательства, обобщения. Исследовательский характер носило и творческое задание, ведь я всего лишь помогла ученикам увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, представить картину природы, результатом же стали сочинения – миниатюры учащихся.

Считаю, что характер деятельности способствовал типу учебного занятия, выбранные мной методы (информационно – развивающие, наглядные, практические, ИКТ) и формы позволили мне выяснить степень сформированности ЗУН учащихся по теме «Предлоги. Союзы. Частицы». На уроке была создана тёплая, дружеская, спокойная атмосфера общения. Время использовалось рационально за счёт письменной и устной работы. Цели, поставленные на уроке, удалось достичь и реализовать.

Урок проводился на конструктивном уровне. Помимо заданий повышенной и средней трудности, было предусмотрено  задание для слабоуспевающего ученика. Ученики показали умение оценивать не только свои собственные знания, но и давать оценку своим одноклассникам. Количество положительных оценок, эмоций  и впечатлений, которыми поделились дети во время рефлексии «сердечко общения», говорят о том, что урок прошел  для детей интересно и плодотворно.

Аннотация:

Учебник «Русский язык» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская. ООО «Дрофа» М.: 2004

Класс: седьмой

Четверть: четвёртая

Список литературы:

  1. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. М.: 1999
  2. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках.-М.: 1991
  3. Уроки русского языка в 7 классе М. М, Разумовская/ Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 кл по теме: "Частицы НЕ и НИ"

Урок сопровождается презентацией, музыкальным оформлением...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Урок русского языка 7 класс Тема: Понятие о союзе.

Цели урока:1.     Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представлен...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...