Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Минаева Наталия Александровна

Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы мотивировано тем, что они:

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

позволяют индивидуализировать процесс обучения, применяя разноуровневые задания;

повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

активизируют познавательную деятельность учащихся;

развивают творческий потенциал учащихся;

позволяют проводить уроки на высоком эстетическом уровне.

Новые реалии требуют новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем информации за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание условий для самообразования и самореализации школьников.

Безусловно, компьютер не сможет занимать в обучении главенствующую роль (педагогов и учебники никто не отменял), поэтому он рассчитан на применение в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Однако уверена, что рациональное использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель может спланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся.

Большие возможности применения ИКТ предоставляют уроки русского языка и литературы. Компьютер здесь может присутствовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕГЭ. При этом для школьника он выполняет различные функции: репетитора, учебника, тренажёра, справочника.

Использую компьютер почти на каждом уроке русского языка и литературы. Это создание мультимедийных презентаций, демонстрация электронных хрестоматий и словарей, тестов, иллюстраций к учебному материалу, музыкальных и видеофайлов, а также аудиокниг и кинофильмов по литературным произведениям.

Основная задача словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Когда-то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана...». Научить учащихся бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека

Я стремлюсь сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. ИКТ использую   в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, на факультативных занятиях, во внеучебной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетая работу на компьютере с обсуждением и общением.

Прочно вошло в работу  использование компьютерных тестов. Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяет контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию.

А электронные учебники по русскому языку и литературе помогают решить дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом. Учащиеся под моим руководством  работают над созданием мультимедийных презентаций по русскому языку и литературе, выполняют творческие и научно-исследовательские работы, осуществляют проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий - все это способствует обучению сотрудничеству, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков.                                                                                                                                                          На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по  литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора.   Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов –   и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Современные технологии, как известно,  позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в  Интернет. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров. В результате чего и возникает ситуация успеха,которая  в учебной деятельности создается педагогом. Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает ученик в результате выполнения какой-то работы. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.

В нашей школе есть возможность проведения урока в компьютерном классе, подключенном к Сети, многие учителя успешно осваивают и используют  ресурсы Интернета как на уроке, так и во внеурочное время.

Здесь вариантов работы может быть великое множество:

Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Апробировано мною на уроках литературы для проведения  урока- лекции.

Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.

Виртуальная экскурсия. (В частности, знакомство с Музеем). К сожалению, значительная часть школьников, проживающих в малых городах и в небольших поселках, очень редко бывает в музеях. Решить эту проблему хотя  бы частично помогают виртуальные экскурсии.  

Образовательные игры. Чаще всего подобные игры связаны с поиском какой-либо информации.

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

 Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

^


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...