Программа курса "Язык как система"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Программа курса для обучающихся 9 - х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Соликамска Пермского края

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

ПРИНЯТО                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

решением методического                                           Директор МАОУ «СОШ №15»

совета  МАОУ «СОШ №15»                                                           _________/Бирюкова О.А./

Протокол № _______                                                    «___» _______ 20__г.

«___» __________20__г.                                                                                          

Язык как система

(для учащихся 9 классов)

Срок реализации программы – 2012-2013 уч.г.

 

                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                            Черепанова И.Н., Грачёва Н.Н.,        

                                                                     учителя русского языка и литературы,

                                                                    высшая квалификационная категория

г. Соликамск, 2012 год

Пояснительная записка

              Итоговая аттестация учащихся 9 классов – серьёзный шаг в жизни школьника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребенок подготовлен к итоговой аттестации. Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету.

            Выбор предоставления данного вида платных образовательных услуг «Язык как система» обоснован тем, что учащиеся самостоятельно не могут в полном объёме подготовиться к государственной итоговой аттестации.

            Цель курса: систематизация и обобщение изученного материала за курс средней школы по русскому языку.

            Задачи:

   - повторить орфографический материал, пунктуационные правила, материалы по нормам речи: морфологическим, синтаксическим, лексическим и стилистическим нормам современного русского литературного языка;

  - научить слушать учащихся, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

- обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;          

  - письменно передавать обработанную информацию;

 - развивать умения аргументировать собственную позицию, опираясь на прочитанный текст;

 - научить писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, используя клише.

Данная программа является модифицированной (автор М.В. Кирсанова).

В реализации данной образовательной программы участвуют учащиеся 9 – х классов.

Продолжительность образовательного процесса – 2012 – 2013 учебный год.

В данную программу внесены следующие изменения: включена подготовка к выполнению заданий, проверяющих коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это универсальное учебное действие необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции соответствует уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

              Речевая грамотность – часть общей культуры человека, поэтому понятно желание каждого, кто хочет быть культурным, повысить свою речевую компетенцию, расширить лингвистический кругозор, выработать навыки правильной письменной и устной речи.

              Русский литературный язык – это язык нормированный, то есть употребление в речи слов, словосочетаний, предложений подчиняется определённому образцу, норме. Знание орфографических, пунктуационных и речевых норм развивает чувство языковой уверенности «как чувство собственного достоинства».

         Содержание программы охватывает практически все основные нормы языка (лексические, морфологические, орфографические, пунктуационные, синтаксические). На основе анализа распространённых ошибок дети учатся говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.  

         Данная программа рассчитана на 54 часа (2 часа в неделю, продолжительность 1 занятия - 45 минут, кроме каникулярного времени).  

Учебно – тематический план

Перечень разделов

Теория

Практика

Итого

1

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

1 час

практикум

(работа по карточкам;

анализ ошибок), тест

1 час

2 часа

2

Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология.

1 час

свободный диктант

тест

1 час

2 часа

3

Орфография.

Гласные и согласные в корне.

Гласные и согласные в приставках.

Гласные и согласные в суффиксах.

Гласные в окончаниях. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Орфография.

1 час

свободный диктант

тест

 5 часов

6 часов

4

Пунктуация. 

Пунктуация при однородных членах предложения.

Обособление определений, обстоятельств и дополнений.

Запятые при уточняющих членах предложения, при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, вводных предложениях.

Пунктуация.

Сравнительные обороты, обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения.

Вводные слова

2 часа

тест

свободный диктант

творческий

диктант

свободный диктант

10 часов

12 часов

5

Синтаксис.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания при прямой речи, разговоре, реплике, цитатах.

Виды сложных предложений.

Прямая речь, цитирование.

3 часа

диктант

тест

свободный диктант

14 часов

17 часов

6

Текст. 

Типы речи. Стили речи.

Средства связи предложений в тексте.

Анализ текста.

 Тема и главная мысль текста.

Текст. Типы речи. Стили речи.

Средства связи предложений в тексте.

Тема и главная мысль текста.

1 час

изложение

тест

творческий

диктант

4 часа

5 часов

7

Создание сочинения – рассуждения, используя клише.

(Часть С 2.1)

Типы речи. Рассуждение.

2 часа

работа с клише

сочинение - рассуждение

8 часов

10 часов

                                         

Содержательная часть

        Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Центральной единицей обучения должен стать текст как речевое произведение. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов. разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Основные темы:

Морфемика и словообразование:

Лексика и фразеология.

Орфография и пунктуация.

Синтаксис (сложное предложение, основные виды сложных предложений;

сложносочинённое  предложение; сложноподчинённое предложение; сложные бессоюзные предложения; сложные предложения  с различными видами связи; предложения с чужой речью).

Текст. Типы речи. Стили речи.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

(теоретических, практических).

Теоретические

Практические

лекция

практикумы

эвристическая беседа

решение компьютерных адаптивных тестов

сжатое изложение

сочинение - рассуждение

         

        

Методическая часть

Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.

 Методы организации учебно - воспитательного процесса:

  • словесные методы обучения (лекция),
  • наглядные,
  • проблемно-поисковые методы,
  • методы формирования познавательного интереса,
  • методы контроля и самоконтроля.

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу:

  • тестирование,
  • контрольное сжатое изложение,
  • контрольное сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Диагностическая часть

Мониторинг результативности реализации программы производится по следующему уровню:

когнитивному (познавательному), который учитывает уровень знаний, умений, навыков в ходе освоения образовательной программы. Эти компоненты отслеживаются педагогом в течение учебного года в форме срезов знаний, тестов, согласно системе отслеживания результатов, предусмотренной образовательной программой. Результаты оформляются в виде таблиц.  

Мониторинг результативности производится 2 раза в год (октябрь и май)   с обязательным начальным замером показателей.

Общее руководство проведением мониторинга результативности образовательного процесса осуществляют зам. директора по УВР.

Для начальной, промежуточной и итоговой диагностики используется тест по типу ГИА (см. приложение 1).

На основании полученных в конце учебного года данных проводится   анализ полученных результатов учащимися 9 классов и производится коррекция программы на следующий учебный год.

   

Список литературы

Литература для педагога

1.        Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 2007.

2.        Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2009.

3.        Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 2005.

4.        Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 2009.

5.        Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2008

6.        Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009.

7.        Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.    

8.        Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2009 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2009

9.        Тростенцова Л. А.   Обучение  русскому  языку  в  9  классе / Л. А. Тростенцова.  -М.: Просвещение, 2008.

10.        Угроватова Т. Ю.  Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.:  Просвещение, 2011.

11.        Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2011.

Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 9 класс.  

Литература для учащихся

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с

репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

  1. ГИА – 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:

Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / автор – составитель И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.

3.   Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2008

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся »

Данная программа разработана для реализации в основной школе. За основу взята программа  Л.Б. Кофмана «Система повышения уровня физической подготовленности учащихся»....

Программа по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014»

Программа по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014» в МКОУ "Приморская СОШ"...

Концепция и программа совершенствования воспитательной системы

Социально – экономические и политические изменения в стране характеризуются стремительной динамичностью, что значительно усложняет задачи и повышает роль воспитания наряду с обучением. Состояние...

Концепция и программа совершенствования воспитательной системы

Социально – экономические и политические изменения в стране характеризуются стремительной динамичностью, что значительно усложняет задачи и повышает роль воспитания наряду с обучением. Состояние...

Концепция и программа совершенствования воспитательной системы

Социально – экономические и политические изменения в стране характеризуются стремительной динамичностью, что значительно усложняет задачи и повышает роль воспитания наряду с обучением. Состояние...

Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"

В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...

"Разноцветный мир детства"программа по воспитательной системе Центра внешкольной работы

построение воспитательной работы в дополнительном образовании...