Элективный курс "Трудные случаи орфографии"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.

Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Трудные случаи орфографии»

(9 класс)

Миронова Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

гимназии № 1 г. Белгорода

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным.

Одной из важных проблем в преподавании русского языка в школе является формирование навыков письма. Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку.

Наша русская орфография трудна: большинство русских слов при несоблюдении норм правописания можно написать очень разными способами. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, но необходимо. Программа средней школы по русскому языку рассчитана так, что в ней не уделяется необходимого внимания отработке сложных орфографических правил, соответственно и не дифференцируется охватываемый данными правилами лексический материал по степени трудности его усвоения. Это обстоятельство порождает следующую проблему: несмотря на прилагаемые усилия и большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают.

Данный элективный курс призван помочь учащимся овладеть наукой орфографической грамотности при рассмотрении именно трудных случаев орфографии.

Цель элективного курса — содействовать формированию орфографической грамотности учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку и понимание того, что необходимо соблюдать орфографические правила как нормы литературного языка, т.к. их соблюдение является показателем общей культуры человека. В соответствии с вышеизложенными целями, основными задачами элективного курса являются:

— Формирование у учащихся умений опознавать, анализировать, классифицировать орфограммы, объяснять их с точки зрения норм правописания;

— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в практике письменного речевого общения.

Данный курс рассчитан на 32 часа.

Планируемые результаты обучения:

В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

— умение обозначать орфограммы в словах и условие их выбора;

— четко и верно справляться с заданиями по изучаемым темам курса;

— уметь применять на практике те теоретические сведения, которые будут получены в результате обучения;

— активное участие школьников в обсуждении тем;

— расширение кругозора учащихся по основным разделам орфографии.

В течение изучения курса учащимся будут предложены следующие формы контроля уровня достижений:

1) выполнение определенного набора практических заданий;

2) подготовка творческих работ;

3) защита микропроектов ( по изученным темам и разделам).

Учебно-тематический план:

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лекция практика семинар

1

Вводное занятие

1

1

2–3

Правописание безударных гласных в корне

2

2

4–6

Правописание корней с чередованием гласных а//о, е//и 

3

1

2

7–8

Правописание согласных и гласных в приставках (на з//с, пре//при)

2

2

9

Правописание после приставок ы//и 

1

1

10

Правописание после ц ы//и 

1

1

11–12

Правописание шипящих

о//е

2

2

13–18

Правописание не с другими частями речи

6

1

5

19–20

Правописание суффиксов существительных

2

1

1

21–22

Правописание суффиксов прилагательных

2

1

1

23–24

Правописание безударных личных окончаний глагола

2

2

25–26

Правописание суффиксов причастий

2

2

27

Правописание безударных окончаний существительных

1

1

28

Правописание безударных окончаний прилагательных

1

1

29–30

Употребление ъ и ь

2

1

1

31

Обобщение изученных тем. Подготовка к защите проекта

1

1

32

Защита проекта

1

1

Содержание курса

1. Вводное занятие.

«Искусство орфографической грамотности»

Цели курса, план, введение в курс. Необходимость владения орфографической грамотностью.

2–3. «Правописание безударных гласных в корне».

Значение корня слова. Однокоренные слова. Способы проверки написания безударных гласных корня. Виды орфограмм (гласных) в корне. Ударение.

4–6. «Правописание корней с чередованием гласных а//о, е//и».

Выбор букв а//о, е//и. Распознавание слов с чередующимися гласными. Обоснование выбора гласных.

7–8. «Правописание согласных и гласных в приставках на з//с, пре//при».

Выбор букв з//с, пре//при. Способы действия при выборе букв. Значение приставки пре//при.

9. «Правописание букв ы//и после ц»».

Способы выбора ы//и в морфемах слов после ц. Обоснование выбора ы//и в морфемах слов после ц.

10. «Правописание букв ы//и после приставок».

Отличие приставок от других морфем. Понятие русских и иноязычных приставок. Отличие приставок от других морфем. Гласные и согласные буквы в словах перед ы//и.

11–12. «Правописание о//е после шипящих».

Ударение в слове. Корень слова. Другие морфемы. Способ выбора о//е после шипящих. Обоснование выбора о//е после шипящих.

13–18. «Правописание частицы не с другими частями речи».

Правописание не с глаголами, существительными, прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями. Выбор слитного иди раздельного написания не. Формирование навыка обучения орфограммы и условий ее выбора.

19–20. «Правописание суффиксов существительных».

Понятие суффикса как значимой части слова. Роль суффиксов как средства образования новых слов (существительных). Значение суффиксов. Умение и навыки выделять суффиксы существительных.

21–22. «Правописание суффиксов прилагательных».

Понятие суффикса прилагательных как значимой части слова. Роль суффиксов как средства образования новых слов (прилагательных). Умение выделять суффиксы прилагательных. Умение образовывать слова с раздельными суффиксами.

23–24. «Правописание суффиксов причастий».

Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Выбор гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени и перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени. Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

25–26. «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Спряжение глагола. Различие глаголов I и II спряжения. Орфограммы в окончаниях глаголов.

27. «Правописание безударных ٱ существительных».

Гласные е и и в безударных существительных. Существительные женского рода. Существительные на — ия, — ие, — ий. Способы действия при выборе орфограммы.

28. «Правописание безударных ٱ прилагательных».

Согласование имен прилагательных с существительными. Определяемое слово. Вопросы от определяемого слова.

29–30. «Употребление ъ и ь».

Разделительные ъ и ь. Знак мягкости согласного. Ъ и ь после шипящих на конце слова.

31. Обобщение изученных тем. Подготовка к защите проекта. Составление некоторых практических советов.

32. Защита проекта.

Литература:

1. Арнохин В.М., Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. — РЯШ. — 1996. — № 3.

2. Краморенко Г.М., Малюшкин А.Б. Орфография: систематизируем знания и готовимся к ЕГЭ. — РЯШ. — 2006. — № 1.

3. Лаури Н.М. Алгоритмы по орфографии. — РЯШ. — 2005. № 4.

4. Львова С.И., Александрова О.М., Рыбченкова Л.М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. — РЯШ. — 2003. — № 4.

5. Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки 8–9 классы. — Волгоград: Учитель. — АСТ, 2005.

6. Урядникова Т.В., Штильман С.А. Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография. — РЯШ. — 2005. — № 4.

7. Шатова Е.Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии. — РЯШ. — 2001. — № 2.

Словари:

1. Орфографический словарь.

2. Толковый словарь.

3. Орфоэпический словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...

Рабочая программа по элективному курсу «Трудные случаи орфографии» для 9 класса

Данный элективный курс связан с подготовкой к ГИА.Рассчитан на 17 часов....

элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов

Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика.     Данный курс  учитывает с...

рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Рабочая программа  элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...