Урок русского языка в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Цель урока: расширить знания учащихся о предложении как основной синтаксической единице, а именно:  научить анализировать предложение и определять его грамматическое строение.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_teme.rar96.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Предложение как синтаксическая единица. Строение и грамматическое значение». 8 класс.

Титов Вячеслав Геннадьевич, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Каменка Саратовской области Турковского района.

Цели: 1. Расширить знания учащихся о предложении как о основной синтаксической единице, а именно: научить анализировать строение предложения и определять его грамматическое значение.

2. Развивать умение работать самостоятельно и в коллективе.

3. Формировать коммуникативную и культуроведческую компетенцию.

4. Воспитывать культуру общения.

Ход урока.

  1. Лингвистическая разминка.

Учитель: Ребята, выберите пару слов, составляющих словосочетание (один ученик работает у доски, остальные-в тетради).

  1. около школы                3) работал на компьютере
  2. деревья и дома             4) река глубока

Ответ: 3 (1- сущ. с предлогом; 2- однородные члены; 4- грамматическая основа).

  1. Вступительное слово учителя.

Уже не первый год мы с вами продолжаем знакомство с разделом «Синтаксис»: что изучает этот раздел, что такое словосочетание, что такое предложение. Материал, предложенный в параграфе учебника, уже в какой-то мере вам известен. И, чтобы сэкономить время, давайте составим схему.

Любое предложение характеризуется

По количеству грамматических основ

         

 Простое                                                       Сложное

                 

                                      союзное                 бессоюзное

распространённое  нераспространённое                

                                                                        сложносочинённое           сложноподчинённое

По цели высказывания

повествовательное                                побудительное                   вопросительное

По силе выражения чувств (интонация)

восклицательное                        невосклицательное

  1. Синтаксический разбор предложений по схеме.

                                       Устный разбор.

1.В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое; осложнено однородными подлежащими).

2.Нам сегодня не задали домашнего задания, потому что мы с классом поехали в театр. ( Предложение повествовательное,  невосклицательное,  сложное,  связь союзная, сложноподчинённое. Первое-простое, с главным членом-сказуемым не задали, распространённое не осложнено. Второе- грамматической основой-мы с классом поехали, распространённое, не осложнено).

(Коллективное обсуждение поможет тем учащимся, которые испытывают затруднения).

Завершив работу, учитель делает важный вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложнению, обязательным элементом его строения является грамматическая (предикативная) основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

IY. Орфографическая переменка.

Учитель: Ребята, вот дан текст известного писателя. Его принимали по телефону, знаки препинания ставили, где успели, а буквы как услышали, и я думаю, что допустили ошибки. Давайте проверим и исправим их. Расставить знаки препинания, исправить ошибки.

Язык  это история народа. Язык-это путь ц…вил…зац…и и культуры. Поэтому(то) изучение и сб…режение русскава языка являет(?)ся не праз.. ным занятием от н…чего делать  но насущ(?)ной необходимост(?)ю.

(А. Куприн).

Y. Аналитическая работа.

  • Дети готовятся к контрольному диктанту.
  • Дети готовились к контрольному диктанту.
  • Дети будут готовиться к контрольному диктанту.

Учитель: Чем отличаются друг от друга предложения?

(Различается время: в 1-ом-оно настоящее; во 2-ом-прошедшее; в 3-ем-будущее. Эти значения выражаются глаголами в изъявительном наклонении, которые являются сказуемыми. Наклонение может быть и другим).

Учитель: Усложняем задачу: сравним предложения.

  • Дети готовятся к контрольному диктанту.
  • Пусть дети готовятся к контрольному диктанту.

(В 1-ом речь идёт о событиях реальных, значение выражено глаголом в изъявительном наклонении; во 2-ом- о событиях желаемых, значение-глаголом повелительного наклонения. Грамматическое значение времени выражено только в 1-ом, т.к. глаголы в повелительном наклонении значения времени не имеют).

Физкультминутка.

YI. Проба сил (беседа по вопросам, письменное выполнение заданий).

Учитель: Узнайте, как вы поняли тему.

  1. Какими бывают предложения по цели высказывания?
  2. По количеству грамматических основ?
  3. Что такое грамматическая основа предложения?
  4. Чем отличается предложение от словосочетания?
  5. Определите грамматические основы предложений:

Язык наш разделял судьбы государства и следовал за ним во всех его преобразованиях. (В. Жуковский).

Ощути ритм города.

Пахнет весной.

Жизнь-это бег на сверхдальнюю дистанцию.

В Муроме много преданий, связанных с былинным богатырём.

Дополнительная информация неожиданно стала решающей.

Светает поздно.

Приятные мелочи украшают жизнь.

Пожалуйста, приведи себя в порядок.

YII. Выполнение упражнений.

Упр. 50(устно).

-Чем различаются фрагмента I и II? (В первом-набор отдельных предложений, не разделённых знаками препинания, во втором-полноценный текст.)

Упр.52 (на развитие речи). Прочитайте выразительно текст из очерка К.Г. Паустовского «Страна за Онегой». Сейчас вы будете писать изложение от 3-его лица, сократив текст вдвое.

- Какие подробности можно исключить?

- О чём можно сказать более лаконично?

Напишите отредактированный текст.

YIII. Итог урока.

Оцените свои знания по теме:

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

IX. Выставление отметок. Домашнее задание: п. 8. Упр.52(доработать), 50 (письменно).

- Спасибо всем за урок. Мы с вами неплохо поработали. Успехов вам и хорошего настроения!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...