Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_literatura_9_merkin.docx93.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

Рассмотрено и согласовано на заседании

 МО кафедры предметов ЕМЦ

Протокол №…….от………20……г.

Утверждено

приказом директора

Гимназии г. Лабытнанги

№………  от………20…г.

Рассмотрено и согласовано на заседании научно –методического совета

 Протокол №……от………20……г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Литература»

для обучающихся 9-б  класса

Вид программы

Рабочая

возраст

9-б класс

Уровень реализации

основное общее образование

Уровень освоения

базовый

Объем курса

102 ч

Срок реализации

1 год

Составитель: Михайлова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы Гимназии г. Лабытнанги,

                высшая квалификационная категория

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по учебному предмету «Литература» для 9-б класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Примерная программа основного общего образования по литературе (5-9 классы) Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом государственной политики в образовании (письмо № 03-1263 от 07.07.2005);
  • Примерная программа по предмету «Литература». (базовый и профильный уровни) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам.  Литература.5-9 классы - М., Просвещение, 2010 год);
  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово», 2008.

 Программа по литературе предназначена для общеобразовательных и профильных классов и школ.

Основная цель изучения литературы в школе:

              - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной    деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

             - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

              - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

                - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

Задачи изучения литературы  в старшей школе:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

 совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 9-б классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе осовного общего образования на базовом уровне

(Всего 102 часа: 3 ч. в неделю).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для основной школы (5-11) классы. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2008 и Примерной программы по литературе для старших классов (базовый и профильный уровни).

В структуру Рабочей программы включены следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Место учебного предмета в учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год.
  4. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения литературы на ступени обучения основного общего образования.
  5. Учебно-тематический план на текущий учебный год.
  6. Содержание учебного предмета «Литература» в 9-б классе.
  7. Тематическое планирование уроков русского языка в 9-б классе (с описание основных видов учебной деятельности).
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 9-б классе (личностные, метапредметные, предметные).
  9. Система оценки достижения планируемых результатов.
  10. Оснащенность учебного процессе по предмету
  11. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
  12. Информационное обеспечение.

Учебно-методический комплект, используемый в преподавании учебного предмета

«Литература» в 9-б классе:

1. Программа по литературе к учебно-методическому комплексу Г.С.Меркина.-М.: «Русское слово», 2010.

2. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: 2010.

Дополнительные учебники:

  1. Анненкова Е.И. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе. – М.: Вербум, 2006.
  4. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен,2004.
  5. Каплан И.Е.Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 2001.
  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. – М.:Дрофа,2005.
  7. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1983.
  8. Рассказы о Пушкине. Сборник художественных произведений./ Сост. В.Я.Лонгвиненко. – Киев.:Наука, 1986.
  9. Чертов В.Ф.Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. – М.: Дрофа, 2006.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология»
. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

 Реализация межпредметных связей. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

мира.

  1. Место предмета  в учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год

В учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на ступени обучения основного общего образования в 9-б классе предусмотрено 102 часа в год, из расчета 3 учебных часа в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

 «Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

  1. Учебно – тематический план

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

Количество контрольных работ, часов развития речи

1.

Введение

1

1 ч.

2.

Из древнерусской литературы

7

6 ч.+ 1тест.

3

Из русской литературы 18 века

6

6 ч.

4

Литература первой половины 19 века

63

55 ч.+ 8 рр.

5.

Литература второй половины 19 века

14

13 ч.+ 1тест.

6.

Из литературы 20 века

7

5 ч.+ 2зачет

7.

Литературный процесс 50-80-х годов

4

4 ч.

8.

Итого

102

90 ч.+8 рр.+2тест.+2зачет

  1. Содержание учебного предмета «Литература» в 9 –б классе

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из  древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного  романа первой половины XX        века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов.  Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин.  Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.   «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Для домашнего чтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.    «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема урока. Раздел

Основное содержание урока

Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебной деятельности

1

Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

Историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темы и мотивы.

Воспринимать текст литературного произведения.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.

Из древнерусской литературы

Личностные результаты, формируемые при изучении предмета:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира.

Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

2

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Жанровое многообразие древнерусской литературы

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

3

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

История открытия и публикации «Слова о полку Игореве»

Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека.

4

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Основная идея «Слова..», проблематика, образная система поэмы.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы

5

Человек и природа в художественном мире поэмы.

Художественная и музыкальная интерпретация «Слова..»

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

6

Стилистические особенности «Слова».

Психологический параллелизм, рефрен

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Характеризовать героя древнерусской литературы

7

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

«Слово..» в  традициях былинного эпоса.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека.

8

Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору)

Содержание исторической повести - поэмы

Выбирать правильный ответ из предложенных.  Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека.

Из русской литературы 18 века

Личностные результаты, формируемые при изучении предмета:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира.

Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

9

Основные тенденции развития. Русский классицизм.

Основные принципы русского классицизма.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века

10

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

Биографические сведения о русских драматургах (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

Выявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека.  

Формулировать вопросы по тексту произведения

11

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.

Соединение черт сентиментализма и классицизма в творчестве  А.Н.Радищева).

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века.

Давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения

12

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.

Реалистические тенденции в «Путешествии из Петербурга в Москву»

Выявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека.  

Соотносить содержание произведений русской литературы 18 века с особенностями русского Просвещения и классицизма

13

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.

Сентиментализм в русской литературе. Основные принципы сентиментализма.

Характеризовать героя литературы 18 века.

Давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

14

Черты сентиментализма и предромантизма  в произведениях Карамзина.

Предромантизм, его преломление в творчестве Н.М. Карамзина.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей 18 века.

Литература первой половины 19 века

Личностные результаты, формируемые при изучении предмета:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира.

Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

15

Становление и развитие русского романтизма.

Основные принципы русского романтизма.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы  первой половины 19 века

16

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

Романтическая элегия, баллада. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Выявлять характерные для литературы первой половины 19 века, темы, образы, приемы изображения человека.  

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

17

Анализ стихотворения Баратынского.

Романтизм в русской и западноевропейской поэзии

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

18

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

Основные вехи биографии и творчества писателя.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

19

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

История создания комедии «Горе от ума».

Драматургический конфликт.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

20

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

Идеал и антиидеал, трагикомедия, монолог, вольный стих

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

21

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

Черты романтизма и классицизма в комедии

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения

22

Чацкий и Молчалин.

Речевая характеристика героя, сравнительная характеристика героев.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

23

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

Образная система комедии «Горе от ума». Особенности создания характеров и специфика языка комедии.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

24

Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

Выразительное  чтение по ролям текста комедии.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века

25

Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

Особенности создания характеров и специфика языка комедии.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

26

И.А.Гончаров о «Горе от ума».

Содержание литературно-критической статьи

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Конспектировать литературно-критическую статью

27

Классное сочинение. Письменный отзыв на комедию

Писать аннотацию, отзыв и рецензию на литературное произведение или на его театральные или кинематографические версии.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

28

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

Основные вехи биографии и творчества А.С. Пушкина. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

29

Темы, мотивы и жанровое много -образие лирики А.С.Пушкина.

Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

30

Тема поэта и поэзии.

Христианские мотивы в лирике поэта.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

31

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

32

Вольнолюбивая лирика.

Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

33

Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Выразительное чтение наизусть лирики А.С. Пушкина.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

34

Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

Содержание поэмы, идейный смысл, герои, идея произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

35

Реализм «Маленьких трагедий».

«Маленькие трагедии» как жанр литературного произведения.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

36

Реализм «Повестей Белкина».

Реалистические  тенденции в «Повестях Белкина»

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

37

Мастерство писателя в создании характеров.

Образная система «Повестей..», мастерство Пушкина в создании образа «Маленького» человека.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

38

«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.

Идейная наполненность пушкинских произведений.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

39

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

Роман в стихах как новый жанр русской литературы

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

40

Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа».

Роль автора в романе «Евгений Онегин»

Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.

41

Онегин и Ленский.

Содержание литературного произведения, лирические отступления.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

42

Образ Татьяны Лариной как «милый  идеал» автора.

Любимая героиня Пушкина в романе в стихах.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

43

Картины жизни русского дворянства в романе.

Реалистические традиции в романе Пушкина. Критические статьи В.Г. Белинского

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

44

В.Г.Белинский о романе.

Критические статьи В.Г. Белинского о романе Пушкина.

Конспектировать литературно-критическую статью

45-46

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина на одну из тем (стр.95).

Содержание пушкинских произведений

Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.

47

М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.

Основные вехи творчества М.Ю Лермонтова.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

48

Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.

Темы и мотивы, жанровое разнообразие лирики поэта.

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

49

Тема одиночества в творчестве поэта.

Темы и мотивы, жанровое разнообразие лирики поэта.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

50

Судьба поэта и его поколения.

Байронический герой.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы  первой половины 19 века.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

51

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.

Стихи поэта о России, анализ поэтического текста.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

52

Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Стихотворения Лермонтова о свободе и одиночестве, о любви.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

53

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

Философский роман, психологический роман.

Образ рассказчика

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

Воспринимать текст литературного произведения.

54

Своеобразие композиции и образной системы романа.

Сюжет, композиция, система образов романа. Герой-одиночка. Лишний человек.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

55

Автор и его герой.

Психологический портрет, образ рассказчика.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

56

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

Характеристика образа главного героя, индивидуализм как главная черта характера.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

57

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и  реализма в поэтике романа.

Характеристика образа главного героя, индивидуализм как главная черта характера.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения М.Ю, Лермонтова.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

58

«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

Критические статьи о романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

Конспектировать литературно-критическую статью

59-60

Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем (стр. 141).

Тексты художественного произведения

Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

61

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя.

Основные вехи биографии и творчества Н.В. Гоголя

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

62

«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Фольклорные традиции в цикле «Вечера на хуторе..»

Воспринимать текст художественного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

63

Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя.

Драматургический конфликт комедии, система образов, реалистические традиции в комедии

Воспринимать текст художественного произведения.

64

Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

65

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

66

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

Жанровое своеобразие произведения Н.в. Гоголя. Поэма в прозе. Образ-символ. Вставная повесть

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы Н.В. Гоголя.

67

Образы помещиков. Манилов.

Образная система поэмы Н.В. Гоголя.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

68

Образы помещиков. Коробочка.

Образная система поэмы Н.В. Гоголя.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

69

Образы помещиков. Ноздрев.

Образная система поэмы Н.В. Гоголя.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

70

Образы помещиков. Собакевич.

Образная система поэмы Н.В. Гоголя.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

71

Образы помещиков. Плюшкин.

Образная система поэмы Н.В. Гоголя.

Характеризовать героя литературы  первой половины 19 века.

72

РР Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. Подготовка к домашнему сочинению

«Живые» и «мертвые» души в произведении.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения Н.В. Гоголя.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

73

Народная тема в поэме.

Пересказ с элементами цитирования

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

74

Фигура автора и роль лирических отступлений.

Лирические отступления в поэме, роль автора в контексте произведения.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

75

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Особенности языка гоголевской поэмы «мертвые души»

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения Н.В. Гоголя.

76-77

Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем (стр. 171).

Содержание произведения, иллюстрации к поэме «Мертвые души»

Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Литература второй половины 19 века (обзор с обобщением ранее изученного)

Личностные результаты, формируемые при изучении предмета:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира.

Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

78

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.

Социально-психологическая проза второй половины 19 века

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни

79

Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).

Развитее русских реалистических традиций

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века

80

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

Сатира, гротеск, фантасмагория, аллегория как художественные приемы писателя

81

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.

Народная поэзия.

82

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.

Глубокая философская глубина лирики Ф. Тютчева.

83

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.

Метафоричность поэзии А. Фета.

84

Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.

Художественные тексты стихотворений поэтов.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.

85

86

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Новые традиции русского драматического театра. Купеческая тематика в творчестве А. Островского.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

87

88

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Идеологический роман о герое-убийце, роман-эпопея как жанр русской литературы.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведении Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

90

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

А.П.Чехов и русский театр. Значение Чехова в истории театрального  искусства.

Соотносить содержание произведений литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

91

Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

Значение русской классической литературы 19 века.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов второй половины 19 века

92

Тестирование по теме «Литература второй половины  XIX века»

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века

Из литературы ХХ века (обзор с обобщением ранее изученного)

Личностные результаты, формируемые при изучении предмета:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира.

Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметные результаты, формируемые при изучении предмета:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

93

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).

Литературная ситуация на рубеже двух веков. Своеобразие развития.

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей  20 века.

94

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Многообразие течений в русской литературе начала 20 века.

Воспринимать текст литературного произведения

95-96

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).

Символизм, имажинизм, футуризм как конкурирующие течения в литературе начала века.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы начала 20 века.

97

98

Зачет по поэзии «серебряного века».

Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 20 века

99

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова).

Исторический роман, фантастический роман, роман-эпопея – прозаические жанры литературы первой половины 20 века.

Соотносить содержание произведений литературы первой половины 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.

100-101

Литературный процесс 50-80 годов.

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. Имена. Произведения. Образы.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей первой половины 20 века.

102

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметными результатами освоения программы по литературе являются:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклоров других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение:  определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведениях элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формирование собственного отношения  к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
  1. в коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные  и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
  1. в эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

9. Система оценки достижения планируемых результатов

Нормы и основные критерии оценки

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

 Оценка сочинеий

 Критерии оценки содержания:

Соответствие работы теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения;

Критерии оценки речевого оформления:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Критерии оценки содержания

Соответствие теме. Отсутствие фактических ошибок. Последовательность изложения.

Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.

Стилевое единство, выразительность текста.

1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Соответствие теме (незначительные отклонения).

Достоверность содержания (единичные фактические неточности).

Незначительные нарушения последовательности.

Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.

Стилевое единство, выразительность текста.

Не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

Отклонения от темы.

Достоверность содержания (отдельные фактические неточности).

Отдельные нарушения последовательности.

Бедность словаря, однообразие синтаксических конструкций.

Стилевое единство отсутствует, невыразительность текста.

Не более 4 недочетов в содержании, не более 5 речевых

Не соответствует теме

Фактические ошибки.

Нет последовательности.

Крайне беден словарь, короткие однотипные предложения.

Нет стилевого единства.

6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Критерии оценки речевого оформления

1 орф.,

Или

1 пункт.

Или

1 граммат.

2 – 2,

Или

1 – 3,

Или

0 – 4 , а также 2 гр.

4 – 4,

Или

3 – 5,

Или

0 – 7, а также 4 гр.

7 -7,

Или

6 – 8,

Или 5 – 9,

Или 6 – 8, а также 7 гр.

Более 7 орф., более 7 пункт.,

Более 7 гр.

 Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценивание тестовых работ

Тесты даются каждому ученику в письменном виде (на бумажных носителях) Задача учащихся – найти правильный ответ из нескольких предложенных. и подтвердить его материалом из источника.

Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.

Отметка «5»  выставляется за 84 % - 100 %  выполнения работы,

Отметка «4»  выставляется за 67 % - 83 %  выполнения работы,

Отметка «3»  выставляется за 50 % - 66 %  выполнения работы,

Отметка «2»  выставляется за 49 % и менее.

  1. Оснащенность учебного процесса по предмету

Учебно-методическое обеспечение.

Литература:

  1. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
  3. Анненкова Е.И. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе. – М.: Вербум, 2006.
  6. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен,2004.
  7. Каплан И.Е.Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 2001.
  8. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. – М.:Дрофа,2005.
  9. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1983.
  10. Рассказы о Пушкине. Сборник художественных произведений./ Сост. В.Я.Лонгвиненко. – Киев.:Наука, 1986.
  11. Чертов В.Ф.Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. – М.: Дрофа, 2006.

11. Материально-техническое оснащение

  • Компьютер
  • Принтер
  • Сканер
  • Мультимедийная доска
  • Телевизор
  • Мультимедиапроектор
  • Магнитофон
  • Медиатека
  • Видеотека учебных и художественных фильмов
  1. Иформационное обеспечение

  • http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
  • http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
  • http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
  • http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
  • http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...