Синтаксис и пунктуация (обобщение изученного в 5 классе)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Елисеева Ольга Анатольевна

Материалы к уроку "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshch_sintaksis_5kl.ppt513.5 КБ
Файл oboshchenie_sintaksis_5kl_po_skazkam_andersena.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5классе по теме «Синтаксис. Повторение».

Цель: обобщение изученного по теме.

                                              ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Ребята, на уроках русского языка  мы с вами становимся учёными-лингвистами и изучаем сложную науку – лингвистику. Что такое ЛИНГВИСТИКА?

Ученик: Лингвистика – наука о языке.

Учитель: А какой раздел лингвистики мы изучаем?

Ученик: Синтаксис.

Учитель: Что называется СИНТАКСИСОМ?

Ученик: Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, правила их построения.

Учитель: И сегодня мы повторим, что изучили в этой теме. ДЗ на понедельник не задано, но мы готовимся к проверочной работе по теме. Итак, приступаем. ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ, ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА.

Учитель: А что мы знаем по этой теме? Пока повторяйте правила, а один ученик  выполнит УПР.252 (УЧЕБНИК:  Русский  язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват.                

                      учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.-  35-е изд. –

                      М.: Просвещение, 2008 г.)

Учитель: Итак, что мы изучили в теме СИНТАКСИС?

СЛАЙД 1.  

–Словосочетание

-Грамматическая основа

-Второстепенные члены предложения

-Простое предложение

-Сложное предложение

-Обращение

-Прямая речь

-Диалог

Учитель: МОЛОДЦЫ! Проверим работу ученика, работавшего у доски. Задайте ему вопрос по изученной теме.

Учитель: Продолжаем. Запишем слова: Великий сказочник, Дания, чудесное волшебство, добро и зло, рассказывать о дружбе, интересные сказки, благородный поступок, осколки зеркала, глупость короля, новое платье, хитрые обманщики.

Учитель: Найдите словарное слово.

Ученик: Благородный.

Учитель: Прочитай его орфографически. Назови орфограммы.

Ученик: БЛА-ГО-РОД-НЫЙ

Учитель: А что означает это слово?

Ученик: Очень честный, который совершает хорошие поступки.

Учитель: А вы догадались, какой писатель будет героем нашего урока?

Ученик: АНДЕРСЕН ГАНС ХРИСТИАН

Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте написанное.Поставьте карандашом оценку.  А я проверю тетрадь  одного из учеников.

                         РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОВЕРКИ.

Учитель: Вы записали словосочетания. Верно?

Ученик: Нет, не все. Не словосочетания – ДАНИЯ, ДОБРО ИЗЛО,

Учитель: Продолжаем. Запишем : Король очень любил красивые наряды.

Сказку узнали?

СЛАЙД   Ткач

Что мы записали?

Ученик: Предложение.

Учитель:  Докажите.

Ученик: Это предложение. Оно закончено по смыслу, есть грамматическая основа.

Учитель: Выполним синтаксический разбор.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Герои сказки – ловкие ткачи. Проверим, насколько вы ловки и внимательны. Повторяйте за мной: Исходное положение – руки к плечам. Правая рука вперед, левая вперед – И.П.

Левая рука  вверх, правая – вверх – И.П.

ВЫПОЛНЯЕМ: 1-2-3-4

Учитель: Вернемся в сказку Андерсена.

И вот в городе появились двое обманщиков. Они говорили, что могут изготовить чудесную ткань. Чем она была чудесна?

Ученик: Видеть её мог только человек, который подходит для своей должности.

Учитель: Король отправил к ткачам своего министра.

СЛАЙД: Предложения.

Учитель: Прочитаем выразительно.    

Учитель: Задание: Записать предложения, найти  грамматическую основу,  расставить знаки, составить схему.

1-ый ряд – 1-ое предложение

2-ой ряд – 2-ое предложение

3-ий ряд – 3-е предложение  Можете посовещаться с соседом.

Учитель: ЗАКОНЧИЛИ. Проверяем.

1 ряд: После какого слова поставил запятую? Почему? (Это сложное предложение) Назови грамматические основы. Почему скобки круглые? (Одно предложение зависит от другого).

2 ряд:  После какого слова запятая? Почему? (Это сложное предложение) Почему скобки квадратные? (Одно предложение не зависит от другого)

3 ряд:  Где поставили запятую? Почему? (Однородные члены предложения).

 Учитель: Молодцы. А чем закончилась сказка «Новое платье короля»?

Ученик: Король оказался на улице голым.

Учитель: Предложение: Вдруг маленький мальчик крикнул: «А король голый!»

Учитель: Мы поработали с предложениями только из одной сказки, но у Андерсена есть и другие замечательные произведения. Какие?

СЛАЙД «ОГНИВО»  «Дикие лебеди»

Учитель: А итогом нашего урока будет предложение, которое составим вместе.

-Из предложения  МЫ  УВИДЕЛИ ЧУДЕСНУЮ КАРТИНУ возьмите подлежащее.

-Из предложения РЕБЯТА, ЧИТАЕМ ЭТОТ ТЕКСТ возьмите сказуемое.

-Из предложения ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ ИЗДАВАЛА СКРИПКА возьмите определение.

-Из предложения ВСЕ ЗНАЮТ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ возьмите дополнение.

Учитель: Что получилось?

Ученик: МЫ ЧИТАЕМ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ.

Учитель: Продолжите это предложение, сделав его сложным с помощью союза ПОТОМУ ЧТО.

СЛАЙД Мы читаем волшебные сказки, потому что…

Учитель: ПРОВЕРИМ.

Учитель: Итак, что мы сегодня повторили?

СЛАЙД:   ЧТО ПОВТОРИЛИ

РЕФЛЕКСИЯ

Выставление отметок

СЛАЙД: Желаю успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

"Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" 10 класс.

Материалы для практических занятий и упражнения  для самостоятельеной работы по темам: "Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" для 10 класса. Предоставленные тексты и упражнения реко...

"Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация" (русский язык, 5 класс)

Материал для контроля знаний с применением игровых технологий...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс

Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....

Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)

Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...

Синтаксис и пунктуация. Обобщение. Урок в 5 классе по ФГОС.

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе, а также электронное сопровождение к уроку в форме презентации....