Прямое и переносное значение слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
урок в 5 классе с презентацией помогает усвоить данную тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока русского языка 5 класс
Язык мал, а великим делом ворочает
(русская народная пословица)
.
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».
Цели урока:1) знать прямое и переносное значение слова, уметь различать эти
значения, употреблять в речи слова в переносном значении, находить и
определять роль олицетворения;
2) развитие речи, логического мышления, навыков грамотного письма
3) воспитание любви к родному языку, аккуратности, дисциплинированности
Оборудование: иллюстрация к сказке Пушкина А. С. «Сказка о царе Салтане…»;
таблицы по русскому языку; Ожегов С. «Школьный толковый словарь».
Ход урока:
- Оргмомент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания:
а) тест(2 учащихся)
б) разбор предложения: Лиса увидела спелую кисть винограда.
Найдите в предложении многозначное слово.
Дайте определение однозначных и многозначных слов.
Что помогает определить значение слова – однозначное оно или многозначное?
- Объяснение нового материала.
Вспомните «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина. Что значит слово золотой?
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.
( золотые скорлупки - это скорлупки из золота.)
Прослушайте отрывок из стихотворения И.Никитина:
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
Что значит золотые нивы? ( Похожие на цвет золота.)
Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
Вспомните выражение: у этого человека золотые руки - (умеет многое)
Чтение правила в учебнике.
Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству).
Где можем узнать значение слова? ( Работа с «Толковым словарем» С.Ожегова)
- Закрепление материала.
Распределительный диктант: тяжёлый чемодан, тяжёлый характер, лёгкая работа, лёгкая рука, железная дисциплина, железный характер.
Творческий диктант: составьте со словами холодный, хрупкий ссч так, чтобы каждое слово было употреблено в прямом и переносном значении.
Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой.
Чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима – аукает».
Найдите метафору.
VI.Самостоятельная работа (упражнение учебника)
VII.Итог урока: Что нового вы узнали о значении слов?
Дайте определение метафоры.
Домашнее задание: п.65,сильные уч-ся - выписать метафоры из худ. текста,
слабые уч-ся – упр. 342.
Выставление оценок с комментарием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямое и переносное значение слова
Конспект урока русского языка (5 класс)...
Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"
Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
урок русского языка в 5 классе...
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...