Прямое и переносное значение слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ларина Галина Михайловна

урок  в 5 классе с презентацией помогает усвоить данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока русского языка 5 класс

Язык мал, а великим делом ворочает

(русская народная пословица)

.

Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».

Цели урока:1) знать прямое и переносное значение слова, уметь различать эти    

                 значения, употреблять в речи слова в переносном значении, находить и    

                 определять роль олицетворения;

                       2) развитие речи, логического мышления, навыков грамотного письма

                       3) воспитание любви к родному языку, аккуратности, дисциплинированности

                       

 

Оборудование: иллюстрация к сказке Пушкина А. С. «Сказка о царе Салтане…»;

                             таблицы по русскому языку; Ожегов С. «Школьный толковый словарь».

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Проверка домашнего задания:

а) тест(2 учащихся)

б) разбор предложения: Лиса увидела спелую кисть винограда.

Найдите  в предложении многозначное слово.

Дайте определение  однозначных и многозначных слов.

Что помогает  определить значение слова – однозначное оно или многозначное?

  1. Объяснение нового материала.

Вспомните  «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина. Что значит слово золотой?

        Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

       ( золотые скорлупки - это скорлупки из золота.)

 Прослушайте отрывок из стихотворения И.Никитина:

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

Что значит золотые нивы? ( Похожие на цвет золота.)

 Здесь  у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.    

Вспомните выражение: у этого человека золотые руки - (умеет многое)

 Чтение   правила в учебнике.

 Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству).

 Где можем узнать значение слова? ( Работа с «Толковым словарем» С.Ожегова)

 

  1. Закрепление материала.  

Распределительный диктант: тяжёлый чемодан, тяжёлый характер, лёгкая работа, лёгкая рука, железная дисциплина, железный характер.

Творческий диктант: составьте со словами холодный, хрупкий ссч так, чтобы каждое слово было употреблено в прямом и переносном значении.

 

Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой.

Чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима – аукает».

Найдите метафору.

VI.Самостоятельная работа (упражнение учебника)

VII.Итог урока: Что нового вы узнали о значении слов?

                             Дайте определение метафоры.

         Домашнее задание: п.65,сильные уч-ся - выписать метафоры из худ. текста,

                                                  слабые уч-ся – упр. 342.

       Выставление оценок с комментарием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямое и переносное значение слова

Конспект урока русского языка (5 класс)...

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...