Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Бекетова Светлана Владимировна

Данный урок поможет обобщить и систематизировать материал об использовании знаков препинания при вводных конструкциях, обращении и междометиях. Разнообразие видов работ на уроке поможет провести его динамично, всесторонне рассматривая тему.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Перед нами громада – русский язык! (Н.В. Гоголь) Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Н.В. Гоголь) Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Постройте схемы, произведите разбор. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин)Ты счастлив, друг сердечный! (А. Пушкин)Какую роль выполняют обращения? Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки при препинания. Произведите разбор. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время. (А. Пушкин)Звезда печальная, вечерняя звезда,Твой луч осеребрил увядшие равниныИ дремлющий залив, и черных скал вершины. (А. Пушкин) Запишите, расставьте знаки препинания. Прости душа здоров будь – это главное.Милостивый государь Александр Христофорович имел я счастье получить письмо вашего превосходительства от двадцать шестого прошедшего месяца.Отправляюсь мой милый в зачумленную Москву.Милостивая государыня Александра Осиповна Крайне сожалею, что невозможно будет сегодня явится на ваше приглашение. Прости, душа, здоров будь – это главное.Милостивый государь Александр Христофорович, имел я счастье получить письмо вашего превосходительства от двадцать шестого прошедшего месяца.Отправляюсь, мой милый, в зачумленную Москву.Милостивая государыня Александра Осиповна! Крайне сожалею, что невозможно будет сегодня явится на ваше приглашение. «Исключите лишнее», запишите. Много, бесспорно, вероятно;Позвольте, итак, значит;Люди говорят, я думаю, по-моему. Много, бесспорно, вероятно;Позвольте, итак, значит;Люди говорят, я думаю, по-моему. Используя вводные конструкции, восстановите текст. …много я слышал разных споров о счастье. Счастье … это богатство, деньги. Но ведь … настоящего счастья, верной дружбы не купишь. Если … человек обидел кого-то, отнял счастье у других, они его клянут. И ему … немного не по себе. Совесть … точит. А от совести …никакими деньгами не откупишься. Счастье … - это не только иметь, брать, получать. Счастье … и в том, чтобы отдавать, помогать … и делиться радостью.Говорили некоторые, конечно, например, скажем, разумеется, по-нашему, значит, по-моему, я думаю, несомненно, понимаешь. Какова роль вводных конструкций в данном тексте?Запишите предложение выражающее основную мысль. 1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.2. выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного.3. подражание звуку одного рывка ручной пилы.4. просторечное выражение отказа от чего-либо, совпадающее с названием очень простого духового инструмента, во мн. числе.5. звукоподражание резкому удару, падению с чего-либо.6. обозначение действия быстро проскользнувшего, пробежавшего существа.7. звукоподражание блеянию барана.8. приказание «остановись! хватит!».9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.10. подражание бренчанию струнного инструмента. Ь
Н
Е
Р
10 Т
С
И
9 Б
П
О
Т
8 С
Е
7 Б
Г
Ы
М
6 Ш
П
О
Л
5 Х
И
К
Д
У
4 Д
К
И
Ж
3 В
Е
Г
2 Э
М
1 Г
С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою г_рел и т_мнел Днепр.- Эх славное место! – сказал философ. – Вот тут бы жить ловить рыбу в Днепре и в прудах. Впрочем я думаю и дроф немало в этих лугах. Знаете ли вы украинскую ночь? О вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался кажется еще необъятнее. Земля вся в серебр_ном свете.Божествен_ая ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило и леса и пруды и степи. С правой стороны этих лугов тянулись горы, и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр.- Эх, славное место! – сказал философ. – Вот тут бы жить, ловить рыбу в Днепре и в прудах. Впрочем, я думаю и дроф немало в этих лугах. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, кажется, еще необъятнее. Земля вся в серебряном свете.Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные конструкции, вставные конструкции, междометия? Домашнее задание. Напишите сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: «Для чего нужны в речи вводные конструкции».


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Бекетова Светлана Владимировна

МБОУ СОШ №20

станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

Краснодарского края

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».

Цели урока: - повторить, обобщить и систематизировать материал темы;

                     - способствовать развитию умений анализировать, обобщать

                        и систематизировать;

                     - содействовать формированию интереса к русскому языку,

                        формированию нравственных ценностей.

                                                 ХОД УРОКА:

Эпиграф:

Перед нами громада русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и

Изловить чудные законы его.

                              (Н.В. Гоголь)

1. Фронтальный опрос по теме.

(Одновременно – индивидуальная работа у доски по отрывкам из работ А.С. Пушкина

слайд №3, №4)

- Что такое обращение? Приведите примеры предложений с обращениями.

- Дайте определение вводных конструкций. Какое значение имеют вводные конструкции?

- В чем своеобразие предложений со вставными конструкциями? Расскажите о словах

  ДА, НЕТ.

(Анализ устных ответов, проверка работающих у доски).

2. Задание №1.

Запишите, расставьте знаки препинания. Какое предложение соответствует схеме

[Обр., …]?

(слайд №5, проверка слайд №6)

3. Задание №2.

«Исключите лишнее», запишите.

(слайд №7, проверка слайд №8).

4. Задание №3.

Используя вводные конструкции, восстановите текст.

(Слайд №9, дополнительные вопросы – слайд №10)

5. Разгадаем кроссворд по теме «Междометия и звукоподражания».

(слайд №11).

6. Самостоятельная работа.

Обратимся к творчеству Н.В. Гоголя. Запишите фрагмент, расставьте знаки препинания,

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Прочитайте выразительно.

(слайд №12, проверка - №13).

Организация проверки с самопроверкой.

7. Обобщение.

Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные конструкции, вставные конструкции, междометия? (слайд №14)

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Для чего нужны в речи вводные конструкции».

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Урок по русскому языку для 8 класса.Закрепление по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями».

На уроке используется групповая, индивидуальная  работа,  работа в паре,  фронтальный опрос. Урок построен по учебнику Бархударова....

Урок русского языка в 9 классе по теме "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями".

Тема: Обращения, вводные слова и вставные конструкции (2 урок).Цель: 1) Продолжить работу над обработкой умений распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, прав...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 8 класс.

Контрольная работа поможет повторить  и систематизировать знания изученного по теме "Слова, грамматически не связанные с членами предложения"...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».

В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями». 8 класс

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями».      8 класс...