Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
статья по русскому языку по теме

Табакова Нина Владимировна

В работе освещаются следующие вопросы:

1.Понятие творчества.

2.Компоненты творческих способностей.

3.Условия развития творческих способностей.

4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

5.Анализ учебников с точки зрения указанной проблемы.

6.Комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей(из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx55.41 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ  ЯЗЫКУ»

       Содержание.                                                                                   1

Введение. Анализ ситуации.                                                                

1. Актуальность заявленной проблемы                                                2 - 3

2. Цель  и задачи данной работы                                                         3 - 4                 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей школьников                                                                

1.1. Понятие «творчества»                                                                          5 - 6

1.2. Компоненты творческих способностей                                        6 - 9

1.3. Условия развития творческих способностей                                          9 - 11

Глава 2. Развитие творческих способностей учащихся на уроках

 русского языка

2.1. Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой              12 - 13

 проблемы.

2.2.Комплекс заданий и упражнений , направленных на развитие          13 - 20

творческих способностей                                                                                          

Заключение                                                                                 20-21                                                                                              

Список литературы                                                                          22-24  

                                                                                                                              1

                                                                                                

                                                                                                                      

                                           «Творчество – это успешный полёт мысли  за    

                пределы неизвестного».

                                                                        П.Хилл (американский учёный)

Введение. Анализ ситуации

1.Актуальность заявленной проблемы

Современный этап социально-экономического и культурного развития характеризуется динамичностью и направленностью на гуманистические ценности, востребованием человека - деятеля, творца. В связи с этим актуализируется проблема развития творческих способностей подрастающего поколения. На развитие творческих способностей школьников ориентирует Национальная доктрина образования Российской Федерации (148,187), утверждающая положение о разностороннем и своевременном развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей и молодежи. Проблема развития творческих способностей в процессе обучения в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с реорганизацией системы образования.

Несмотря на то, что творческие способности учащихся издавна являются предметом особого интереса психологов и педагогов, нельзя сказать, что проведенные исследования внесли полную ясность в решение проблемы. И поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка. Но несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации  процесса развития творческих способностей, так как речь (устная и письменная) современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы чаще всего поверхностные и стереотипные, построены по определённому шаблону.

 Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и организации образовательного процесса. Соответственно,    

                         2

должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения школьников.                                                                                                      

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные  находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.  

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему моего исследования, которая заключается в теоретическом, психолого-педагогическом обосновании, разработке и практическом применении методических рекомендаций по организации процесса обучения русскому языку, ориентированного на максимальное раскрытие творческого потенциала  школьников.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью  школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

2.Цель  и задачи данной работы.

Цель: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на  развитие творческих способностей у школьников на уроках русского языка .

                                                                       3

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий по русскому языку , ориентированных на развитие творческих способностей: урок - диспут, урок - сказка, урок - исследование, урок - грамматический КВН, грамматический конкурс, заочное путешествие, игра соревнование, турнир смекалистых и др.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

---  изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей ученика;  ---  собрать практический материал по развитию творческих способностей  школьников на уроках русского языка и систематизировать его;

--- разработать методические рекомендации по реализации модели процесса развития творческих способностей учащихся  на материале уроков русского языка;

 ---  создать условия для развития творческих способностей учащихся;

---  вызвать живой интерес к русскому языку и литературе, к законам, по которым они развиваются, к различным языковым явлениям, к слову;

---  организовать обучение школьников методам и приемам самостоятельной познавательной деятельности.

Предполагаемый результат деятельности – в повышении интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении  самостоятельно мыслить, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения, в активном и результативном участии в конкурсах различного уровня. Данный опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика любого уровня.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей школьников.

  1. Сущность понятия «творчество».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Творчество –это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.              

                                                                                                        4

На сегодняшний день  в философской, психологической, педагогической литературе  существуют различные подходы к определению творчества. Основная трудность связана в первую очередь с отсутствием непосредственно операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту - созданию нового. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» (49,237).

Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» (39,150).

Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» (45, 132).

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты, но и новые мысли, идеи, решения. Творчество - это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Из всех зарубежных концепций и теорий наиболее близкой по своим позициям к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество, является гуманистическая психология. Ее представители

                                                                                                        5

(А.Маслоу, К.Роджерс) считают, что творчество- это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала (28).

Следует отметить взгляды на предмет определения понятия творчества наиболее известных наших психологов .Н.А. Бердяев в работе "Смысл творчества" определяет творчество как свободу личности, а смысл творчества – эмоциональным переживанием наличия противоречия и поиска путей его разрешения (58). В.И. Страхов характеризует творчество через единство труда и таланта, выделяя  соответственно, два аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека (57). Л. С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека (13).

1.2.Компоненты творческих способностей.  

Творческие способности представляют собой сплав многих  качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека  остается  до сих пор открытым, хотя в настоящий момент есть несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

 Творческие способности делятся на три основные группы:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом  (эмоциональность);

3) умственные  способности.

Известный отечественный исследователь проблемы  творчества  А.Н.  Лук (25), опираясь  на  биографии  выдающихся  ученых,  изобретателей,  художников   и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1)  способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2) способность сворачивать мыслительные  операции,  заменяя  несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3) способность  применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;                                                                                                6

5) способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7) гибкость мышления;

8) способность выбирать одну из альтернатив  решения  проблемы  до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения  в имеющиеся системы знаний;

10) способность  видеть  вещи  такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11) лёгкость генерирования идей;

12) творческое воображение;

13) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Педагоги-ученые и практики Г.С. Альтшуллер, В.М. Цуриков, В.В. Митрофанов, М.С. Гафитулин, М.С. Рубин, М.Н. Шустерман (14; 16; 17; 20; 30; 48; 53; 54), занимающиеся  разработкой  программ  и   методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских  задач) и АРИЗ (алгоритм  решения  изобретательских  задач), считают,  что один из компонентов творческого  потенциала человека составляют следующие способности:

1) способность рисковать;

2) дивергентное мышление;

3) гибкость в мышлении и действиях;

4) скорость мышления;

5) способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6) богатое воображение;

7) восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8) высокие эстетические ценности;

9) развитая интуиция.

В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Творческое  мышление характеризуют ассоциативность, диалектичность и системность.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление - это

                                                                                                        7

системность, т.е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Нельзя не учитывать социальную среду, в которой формируется личность. Более того, ее необходимо активно формировать. Поэтому развитие творческих способностей зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени имеется у каждого человека. Вся окружающая среда должна способствовать развитию творческих способностей

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей показал, что до сих пор не выработан единый подход к оценке творческих способностей. Несмотря  на  различие подходов к их определению,   исследователи  единодушно  выделяют  творческое воображение и качества творческого  мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как  обязательные  компоненты творческих способностей. В качестве  критерия выступает  создание нового продукта, а также  реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др. Практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая

                                                                                                        8

 инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей.  

 В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Исходя из анализа различных подходов к проблеме развития творческих способностей, мы выделяем  основные  направления  в  развитии творческих способностей младших школьников и подростков: применение методов организации  и мотивации творческой деятельности, развитие воображения и развитие качеств мышления.

1.3.Основные условия развития творческих способностей школьников. Потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. Общепризнано, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологии стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создадим ли мы группу, куда заведомо не попадёт более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одарённостью наделены от 5 до 20% учащихся? А что представляют собой дети, наделённые способностями к творческому восприятию, осмыслению и интерпретации получаемой информации? Всегда ли это дети – отличники в учёбе с примерным поведением? Нет, как правило, эти дети неровно успевающие, выбивающиеся из общего темпа, странные в поведении, иногда тугодумы, не умеющие уяснить очевидного. С такими детьми порой бывает трудно, но наша задача – помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика  на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога.                              9

 Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, поэтому важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие  творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  

5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

                                                                                                10

6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.  

9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие  возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей  школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой  обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

На основе изученной литературы  по теме, в данной работе я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение  школьников. Мною была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

                                                                                                   11

Глава 2. Развитие творческих способностей  школьников на уроках русского языка.

  1. Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы.

 Учебно-методический комплекс  по русскому языку 5 - 9 классов под редакцией Г.Г.Граник, включающий в себя программу, учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие, направлен на осуществление языкового образования и развития  школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В нем реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы к обучению детей родному языку на деятельностной основе.

 Комплект учебников сопровождается заданиями на развитие творческой, поисковой и интеллектуальной деятельности (а не только заданиями повышенной сложности). Ученик  имеет возможность самостоятельно выбрать среди них задания, соответствующие уровню его подготовленности, а педагог - планировать и составлять уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого школьника и общий уровень подготовленности класса. В соответствии с нормами образовательного стандарта и указанными требованиями программа учебников по русскому языку соответствует следующим параметрам:

- рассчитывается и на «сильного», и на «слабого» ученика (задания дифференцированным»);

- ориентируется на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер;

- способствует развитию познавательного интереса у  школьников во время урока русского языка;

- развивает творческие способности и самостоятельность учащихся;

Практические,теоретические и творческие задания учебного комплекса обозначены специальными условными обозначениями, что позволяет быстро включить школьников в работу. Учебные задания к каждому упражнению конкретные и подробные, что позволяет выполнять их как на уроке, так и дома самостоятельно, а так же обеспечить ситуацию успеха для

                                                                                                12

каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе. В конце

каждого учебника есть памятки, позволяющие формировать порядок выполнения учебных заданий и контролировать свои действия при подготовке самостоятельной работы и при выполнении творческих заданий.

Таким образом, предлагаемые автором учебные комплекты по русскому языку для 5 - 9 классов направлены на развитие у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности и уважительному отношению друг к другу. При этом выполнение заданий, которые подбирает учитель в содружестве с авторами учебников и учебных комплектов, требуют от школьников как знания программного материала, так и умений и способностей делать сравнения, обобщения и выводы, работать творчески.

2.2 Комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей  школьников в курсе русского языка.

Процесс формирования творческих  способностей на уроках русского языка   можно представить в виде  модели, состоящей из трех блоков. Для каждого блока определены конкретные творческие задания.

                                    Развитие творческих способностей :

1.Блок

Подготовительный

(мотивационный)

2.Блок развития творческой активности

3.Блок наблюдения за языковыми явлениями

Первый блок - это этап создания мотивации творческой деятельности. Цель данного этапа - формирование у  школьников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества

                                                                                                         13

являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.  Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.                                                                                                                                

Чтобы активизировать творческое мышление  школьников, используются различные языковые игры, конкурсы, викторины, ребусы, шарады, кроссворды.

Внимание и запоминание у многих  детей слабые, тем более, если не создается определенная мотивационная обстановка. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно. Дети очень эмоциональны и впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение, значит не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, либо сводить соревнование к общей победе.

На уроках русского языка необходимо использовать рифмованные упражнения («Доскажи словечко»), используя сначала слова-опоры, например:  Рисовать решил я дом. Открываю свой … (альбом), или ещё пример: Нина в пятницу уроки делать не хотела. В воскресенье целый день с ними просидела) После готовых рифм дети стараются придумать свои. Дети очень чутки к слову, к образу, им всё интересно. Несколько лет назад была популярна мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. 

Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет  работа с учебниками Граник Г.Г. В данных учебниках практически отсутствует механическое запоминание, которое в больших дозах может привести к притуплению способностей и уменьшению творческого потенциала ребенка. Поэтому естественным и необходимым становится обращение к яркой эмоционально-образной памяти ребенка, к огромным возможностям, заложенным в ассоциативном мышлении.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету; месту расположения; форме; звучанию;  действию; вкусу; материалу; назначению; количеству; и т.д.  Определим ряд требований к ассоциативному образу:

  1. образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове;                  

14

2) образ должен быть создан ребенком самостоятельно, на основе образца и без него;

3) образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;

4) должен быть простым, красочным и вызывать положительные эмоции.

Рассмотрим комплекс упражнений и заданий для 5 – 6  классов:

1.Задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей у учащихся 5 – 6  классов:

1.        Языковые игры.        

        «Лесенки»        Подбор слов на определенную букву. В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше.

        «Наборщик»        Составление слов из букв заданного слова, например, контрабас-бас, кон, раб, тон, рост, работа, кора, бант

        «Бесконечное предложение»        Распространить предложение.

Облако.

Облако мечтает.

Прекрасное облако мечтает.

За окном мечтает прекрасное облако.

За окном, улыбаясь, мечтает прекрасное облако.

        «Доскажи словечко»        Рисовать умеет наш

Деревянный … (карандаш)

        Рифмы-опоры        Белая мебель в доме моем.

Чтоб не запачкать, в кухне живем.

        Стихи - запоминалки        Яблоня пишется с буквой «О»,

Это запомнить очень легко.

        «Словарные прятки»        Кто больше запомнит встретившихся в стихотворении словарных слов

        Перевертыши:        Читай справа – налево и слева – направо.

2.Шарады, ребусы, кроссворды: Ап + пара + т = аппарат

Первый слог – сколько «Л» в столе,

Вторые два слога – мордашки смешные,

А вместе – самый главный город в стране (сто + лица = столица).        

                   

Тематические кроссворды («Части речи», «Члены предложения», «Морфемы», «Спрятанные слова» и т.д.)

Кресс-кроссворды                                                                        15

Линейные( конечная буква первого слова является начальной второго слова и т.д.)(на любую тему, можно со словарными словами).

3.«Азбука»        Подбор слов на определенную тему на каждую букву алфавита (Азбука цветов, растительная азбука, овощная азбука)

4. Ассоциации        

В  5 – 6-хклассах  мы начинаем составлять простейшие словари: музыки, овощей, животных, растений, цветов и другие.

С учащимися составляются различные простейшие словари: имён мужских и женских, словарик музыкальных терминов и искусства (после походов в театр), словарь разноцветной кисти (для запоминания правописания цветов не только радуги). Словарики пополняются на протяжении 3 – 4  лет и оказывают ученикам помощь при написании сочинений.

Второй  блок системы - элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, творчество в изучении языковой теории и практики. Цель данного этапа – развитие исследовательской деятельности обучающихся при работе со словами с непроверяемыми написаниями. В данный блок входят следующие виды работ.

«Перевод с русского на русский»- это работа по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными, чтобы  сделать высказывание точным, понятным, правильным.

Лингвистические «угадайки».  Выполнение подобных заданий во многом напоминает кроссворд (без заполнения клеточек). Необходимо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию), например, закончить фразеологизм «Голоден, как …(волк)» Эта работа способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание   создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды). 

На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи, и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых                                                                                                                     выражений, например: Заруби себе на носу.                                               16

«В нашем классе есть Никита и Дима. Никита любит задирать нос. Дима любит водить всех за нос. Как-то раз Никита начал задирать нос, и Дима решил подшутить над ним. Между мальчиками вспыхнула ссора. Вдруг в класс зашла учительница. Мальчики были наказаны. После этого случая Никита и Дима зарубили себе на носу, что задирать нос и водить людей за нос – плохо».

Не надо бояться вводить на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запомнить. В исследовании фразеологизмов следует обратить внимание детей на значение целого сочетания, значение входящих в него слов, взятых отдельно, употребление фразеологического оборота.

Учащимся очень нравится изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: «уши развесить», «повесить нос», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»).

Лингвистические «почемучки» -  это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком", например, почему так говорят: «Он пишет как курица лапой».                Микроисследования.  Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне). Создание детьми самоинструкций по изучаемым правилам(схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.), энциклопедии одного слова позволило работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования («Энциклопедия одного слова»).

                                                                                                17

В 6 классе ,работая со словарными словами, можно составлять разные виды словарей, например: собрать словарь «Эти забавные животные», в который могут войти различные занимательные задания и упражнения творческого характера, которые помогают не только в усвоении написания словарных слов, но и предполагают обогащение словаря учащихся, а также его активизацию. Учащиеся с удовольствием пополняют словари как в урочное, так и во внеурочное время. Дети учатся работать с различными источниками, а также с удовольствием обмениваются накопленным материалом в классе.

Хочется отметить тот факт, что детьми предлагалось изготовить и другие виды словарей, например: «Тематических словарей» (по временам года),

«Бестолковый» словарь». В этой забавной игре значение слова (словосочетания) определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова, например, «Бегемот – мотающийся в беге», «Котлета – большой кот, который родился летом» .

Третий блок - самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Это высказывание, сочинение, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность автора. Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении, в формулировке его темы, в изложении своих переживаний, намерений и суждений проявляются творческие способности учащихся. Сочинение -  высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов:

---сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку);

--- сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало;

---сочинение из односложных слов;

--- сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву;

 ---сочинения по картине;

--- сочинения по заданной теме.

                                                                                                18

 Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" , «О чём разговаривают деревья» и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу”, «Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д. Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями.  Самовыражению ребёнка помогают сочинения нетрадиционного содержания: «Сочинение-сон», «Заметка в стенгазету», «Письмо бабушке», «Пожелание Деду Морозу», «Сочинение-фантазия», «Сказка», «Письмо в будущее» и др. Интересное задание использует в своей практике известный английский психолог Джоан Фримен: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на земле?» Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате, предположить вытекающие из этого последствия. Также можно предложить детям сочинение-продолжение (ассоциации) по мотивам написанного накануне изложения или диктанта.

Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников.

После каждого задания организуется выставка или коллективный просмотр выполненных работ.

Практически каждый раздел курса русского языка  содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.

Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

                                                                                                19

Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников  является литературное творчество. Например, на каждую букву подобранного словарного слова следует подобрать такое слово, чтобы было построено грамматически правильное предложение. («Из слова – предложение»), например, «ОРЕХ – Обиженный Рома ел холодец» Детям очень нравится такой вид работы, как ассоциативный мультфильм, например, Учитель – класс – ученики – парта – тетрадь…  Самостоятельно приготовив цепочку слов, дети составляют сказку или рассказ, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому, например, «Учитель вошел в класс. В классе ученики приготовились к уроку. Они сели за парты и открыли тетрадь…» Постепенно работа усложняется. С выбранными случайно словарными словами дети составляют связные рассказы.

Выполняя различные упражнения творческого характера, дети неоднократно читают и проговаривают словарные слова орфографически, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую, речедвигательную память. Это происходит непроизвольно, на положительном эмоциональном фоне.

Очень важно то, что уже в 5-6 классе дети активно проявляют себя при подготовке творческих заданий, самое главное, что эти задания предлагаются самими детьми.

В конце учебного года, как итог, будет подготовлена игра

Мы рассмотрели различные приёмы, задания и упражнения, способствующие развитию творческого мышления, систематизированные из различных методических источников, созданные мной и учащимися класса.

Заключение

Наша работа посвящена проблеме развития творческих способностей  школьников на уроках русского языка, литературного чтения и развития речи при работе со словарными словами.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие наиболее важные положения:

•        отсутствие единого общепринятого подхода к сущности творческих способностей, многоаспектность понятия;

•        наиболее благоприятным для развития творческих способностей является начальный этап обучения;

•        творческие способности представляют собой сплав многих  качеств;

                                                                                                      20

•        успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

В ходе проведения исследовательской работы, целью которой было разработать и апробировать специальный комплекс методических приёмов, мы убедились, что содержание уроков русского языка  имеет богатые возможности для развития творческих способностей.

УМК  по русскому языку Г.Г.Граник оказал большое влияние на выбор темы исследования и разработку собственных приёмов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей  школьников.

Реализация на практике разработанного  подхода по развитию творческих возможностей  школьников при работе со словарными словами дала положительные результаты, подтверждающие его эффективность. Уровень развития творческих способностей стал гораздо выше, что свидетельствует о результативности работы учителя и учащихся по данной проблеме, и подтверждает готовность детей к дальнейшему развитию творческих способностей в последующих классах. Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика на данном этапе.

Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.

Данные исследования не претендует на полное и исчерпывающее решение выдвинутой проблемы. Я считаю, что возможно продолжение исследования в следующих направлениях:

•        поиск путей интеграции уроков русского языка и литературы  с другими предметами;

•        создание единого комплекса методических приёмов для развития творческих способностей в учебном процессе по всем предметам .        21

Литература

1.        Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. С.7.

2.        Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.-М., 1980.,с.7-20.

3.        Андреев В.И. Педагогика высшей школы.- Казань, 2006,.-499 с.

4.        Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М: Наука 1977-184с.

5.        Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Наука, 1983.

6.        Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов/ Д., 1983.-173с.

7.        Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.-М.: Знание, 1981.

8.        Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара, 1994, -315с.

9.        Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 96с.

10.        Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. –М.: Наука, 1978.

11.        Винокурова Н. Лучшие  тесты  на  развитие  творческих  способностей.- М., 1999.

12.        Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов./Под ред.А.В.Петровского. –М.: Просвещение, 1973.

13.        Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1999. – 534 с.        

14.        Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс,2001.- 128с.

15.        Дж.Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996.-480с.

16.        Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ.-М.:Аквариум, 1998.- 320с.

17.        Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368с.: Серия «Мастера психологии».

18.        Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. –М.: Педагогика, 1984.

19.        Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. –М.: Педагогика, 1981.

20.        Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании.- М., 2008.                                22

21.        Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя.- М.: Дрофа,»2002.-128с.

22.        Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971., с.11-45.

23.        Леонтьев А.А. Научите  человека  фантазии...// Начальная  школа.- 1998, №5.

24.        Лук А.Н. Мышление и творчество. –М.: Наука, 1980.

25.        Лук А.Н. Психология творчества. –М.: Наука, 1978.

26.        Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.//Начальная школа. -1993, №1.

27.        Львов М.Р. Школа творческого мышления. –М., «Просвещение», 1995.

28.        Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997.-430с.

29.        Матюхин М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология  младшего  школьника. - М., 1976.

30.        Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённой// Вопросы психологии. 1989.-№6.-с.29-33.

31.        Мелик - Пашаев А.А. Педагогика  искусства  и  творческой  деятельности. - М.: Знание, 1981.

32.        Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Наука, 1981.

33.        Немов Р.С. Психология. Кн.2.Психология  образования.- М.:Просвещение. 1995.

34.        Овсянникова В.И., Яшина Н.Ю. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.- Н.Новгород, 2005.-116с.

35.        Падалко А.Е. «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся».- М.: Просвещение, 1985.- 128с.

36.        Пономарёв Я.А.  К теории психологического механизма творчества//Психология творчества: Общая дифференциальная, прикладная.- М., 1990.-с.13-36.

37.        Пономарёв Я.А. Психология  творческого  мышления.- М., 1960.

38.        Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. –М.: Просвещение, 1994.

39.        Психология. Словарь\ Под ред. А.В. Петровского –М.:Политиздат, 1990.- 494 с.

40.        Ротенберг В.С. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. –М.: Просвещение, 1989.                                                                        23

41.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1998.-688с.

42.        Симановский А.Э. Развитие  творческого  мышления  детей.- Ярославль, 1997.

43.        Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- М., 2008., 591 с.

44.        Телегина Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления// Вопросы психологии, 1986, №1.

45.        Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-с.9-38.

46.        Тивикова С.К. Развитие творческих способностей младших школьников на основе моделирования загадок.// Педагогическое обозрение.- 2005.-№3.-с.241-248.

47.        Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие. –М., 1984.

48.        Учимся  учиться./ Под.ред. А.М. Зимичёва.- Л.. 1990.

49.        Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф., М.:Инфа-М.,1997.

50.        Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.: Просвещение, 1991.

51.        Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- Томск, 1997.-392с.

52.        Хрестоматия  по  общей  психологии. Психология  мышления./ под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова.- М., 1981.

53.        Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость»// Психологический журнал.-1983.-Т.4.-№5.-с3-10.

54.        Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста.- СПб.: Союз, 1997.-128с.

55.        Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. –М., 1986.

56.        Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и  нетрадиционных форм обучения. - СПб, 1998.-288с.

57.        Шумилин А.Т. Проблемы  теории  творчества.- М., 1989.

58.        Яковлева Е.А. Психологические  условия  развития  творческого  потенциала у детей школьного возраста.- М., 1998.- 268с.

59.        Яшина Н.Ю. Творческие виды работ при изучении слов с непроверяемыми написаниями//  Педагогическое обозрение.-2006- №3-с.130-141.

                                                                                        24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....