конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Проккоева Наталья Николаевна

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Занятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группе, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

6 класс

Тема: «Имя числительное»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Занятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группе, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем

Цель урока:

-повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя числительное»;
-применить полученные знания на практике

Задачи урока:

-систематизировать материал о морфологических признаках имени числительного;
-повторить особенности склонения числительных разных разрядов;
-построить устное и письменное высказывание с учетом грамматических норм.


Ход урока

1. Оргмомент или мобилизующий этап (2 минуты)        
У: прочитайте
стихотворение Ванды Хотомской
Чтение текста (на экране)
У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У простой 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки опыт перенять!


У: какая часть речи зашифрована в тексте?        
        
Формулирование цели урока учащимися (3-5 минут)
        
У: тема урока – повторение по теме «Имя числительное». Сформулируйте самостоятельно цель урока, опираясь на тему урока и используя фразы-подсказки:

Вспомнить…
Повторить…
Использовать в речи…

У: результатом нашего повторения должна стать заполненная вами таблица в конце урока         
2.Актуализация знаний (7 минут)        

У: усвоение теоретического материала поможет выявить небольшой тест        
Тестирование проводится с использованием цифрового образовательного ресурса «Русский язык. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ», Москва 2007, издательство «Экзамен»; раздел теоретический курс по теме «Имя числительное» и типовые тестовые задания. (Можно использовать любой другой цифровой носитель со схожим материалом). Использование цифрового образовательного ресурса в условиях ограниченного времени позволяет быстро проверить и оценить, насколько прочно был усвоен теоретический материал по теме «Имя числительное»

Тест

  1. Имя числительное- это часть речи, которая обозначает
  1. добавочное действие при основном
  2. число, порядок предметов при счете, количество предметов
  3. признак предмета по действию
  1. Сочетание, в котором нет числительного
  1. четыреста девяносто три слова
  2. две тысячи восьмой год
  3. двадцативосьмиэтажный дом
  1. Имя числительное является
  1. самостоятельной частью речи
  2. звукоподражанием
  3. служебной частью речи
  1. Имя числительное отвечает на вопросы
  1. что делая? что сделав?
  2. как? почему?
  3. сколько? какой? который?
  1. В предложении имя числительное выполняет синтаксическую роль
  1. подлежащего и определения
  2. дополнения и определения
  3. любого члена предложения
  1. Разряды числительных по значению
  1. целые и дробные
  2. количественные и порядковые
  3. простые и составные
  1. Разряды числительных по структуре
  1. целые и дробные
  2. количественные и порядковые
  3. простые и составные
  1. При склонении составных количественных числительных изменяются
  1. только последние слова
  2. все корни (слова)
  3. первое слово
  1. При склонении составных порядковых числительных изменяются
  1. только последние слова
  2. все корни (слова)
  3. первое слово
  1. Ь в середине пишется в числительных
  1. от 15 до 19
  2. от 50 до 80 и от 500 и 900
  1. Сочетание с ошибкой
  1. двадцати двум участникам
  2. в две тысячи восьмом номере
  3. пятиста домов

3.Повторение и обобщение материала
У: в чем сложность имени числительного? (склонение, написание, употребление в речи)
В какой школьной дисциплине (предмет) часто встречаются числа, цифры?


А) работа в группах (5-7 минут)
У:  Проанализировав
математические тексты, ответьте на вопрос: «Каковы особенности употребления числительных в математических текстах?»

Группа № 1
При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, y, z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.
Например:
X + 25=50 – сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
X = 25 – икс равен двадцати пяти;
P – 18 = 20 – разность пэ и восемнадцати равна двадцати;
P = 38 – пэ равно тридцати восьми

Группа № 2
Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже.
Например:
175 ∙ 60 – произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
80 ∙ (х + 17) – произведение восьмидесяти и суммы икс и семнадцати.
В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков «+» и «-» говорят сумма и разность.
Например:
32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми;
433-96 – разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести


Группа № 3
При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:
глагол
вычесть требует предлога из,
глагол
отнять требует предлога от.
Например:
из ста девяноста шести вычесть восемьдесят девять
или
от ста девяноста шести отнять восемьдесят девять

Б) игра «Эксперт» (5 минут)
После работы в группах в качестве закрепления материала проводится небольшая игра.

Задание. Решить устно пример, записать в тетрадь словами решение и грамотно объяснить устно
X + 37 = 85
59 = 81 – X
108 – 39 = 69
25 ∙ 6 = 150
905 : 10 = 90,5
Класс делится на три группы, но если в классе много учеников, то его можно разделить 6, 9 групп, потом объединить. После обсуждения каждая группа делает вывод. Проверить себя ученики могут с помощью компьютера или же сравнить полученный результат с вариантом на доске.

В качестве экспертов выбирается 2 человека. Один следит за правильностью математических вычислений, а другой – за речевым оформлением.

Работа выполняется каждым учеником индивидуально и сдается после урока

В) компетентностно-ориентированное задание (15 минут)        

5. Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

В качестве итоговой работы проводится
работа с текстом        
Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека.

1. Прочитай текст, сделай вывод об использовании числительных в речи делового человека и его чертах характера.

2. Заполни таблицу, выписав из текста 5 простых количественных числительных, 3 сложных количественных числительных, 5 составных количественных числительных, а также все порядковые.

3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.

4. Запиши числительные 26 и 501622731 в форме родительного и творительного падежей

В речи делового человека _______________________________________________________


Простые количественные

числитель-

ные


Сложные количествен-

ные

числительные


Составные количественные

числитель-

ные


Порядко-

вые

числите-

льные










































26 – Р. П. _____________- Т. В. _____________________

510622731 – Р. П. _______________________________ - Т. В. _________________

Текст.
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.
- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.

- 500000000 чего?
- А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.
- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.
Деловой человек поднял голову.
- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….
- 500000000 чего?
Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.
- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
- Это что же, мухи?
Да нет же, такие блестящие, маленькие.
- Пчелы?
- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А, звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?
- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.


Модельный ответ
В речи делового человека очень много числительных, а, как известно, язык цифр сухой, значит, деловой человек – человек бездушный и сухой, как те цифры, которые он без конца считает.

Простые количественные
числительные

Сложные количественные
числительные

Составные количественные
числительные

Порядковые
числительные

три

третий

пятьсот

пятисотый

двадцать два

двадцать второй

четвер-тая

четыре

пять

пятый

семьсот

семисотый

двадцать восемь

двадцать восьмой

первый

один

двадцать

двадцатый

шестьсот

шестисотый

двадцать шесть

двадцать шестой

второй

два

двенадцать

двенадцатый


тридцать один

тридцать первый

третий

три


семь

седьмой

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать

первый



26 - Р. П. двадцати шести – Т. П. двадцатью шестью
501622731 – Р. П. пятисот одного миллиона шестисот двадцати двух тысяч семисот тридцати одного - Т. П. пятьюстами одним миллионом шестьюстами двадцатью двумя тысячами семьюстами тридцатью одним.
6. Домашнее задание (2 минуты)        
Сочинить сказку с использованием составных количественных и порядковых числительных (не менее 10 числительных). Числительные писать словами        
Работа выполняется учащимися, сдается учителю, проверяется и оценивается

        
7.Итоги урока (2 минуты)        
У: почему мы изучаем тему «Имя числительное»?        
Оценка работы экспертов и творческих групп. Оценка деятельности каждого учащегося после проверки письменной работы







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Склонение количественных числительных"

Даётся описание склонений количественных числительных и  к ним тренировочные упражнения....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное».

Урок русского языка направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций у детей. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. На у...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Конспект урока по русскому языку "Склонение числительных"

Конспект урока по теме "Склонение числительных"...

Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. Повторение"

Конспект открытого урока Повторение по теме "Числительное"...