Конспект урока по русскому языку "Склонение числительных"
план-конспект урока по русскому языку

Маркова Анна Георгиевна

Конспект урока по теме "Склонение числительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_chislitelnyh.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

«___»______________20___г.

Урок по теме «Склонение и правописание числительных»

Тема. Склонение и правописание числительных

Цель:повторить лексико-грамматические категории имен числительных

Задачи:закрепить знания о правописании и склонении числительных;

уметь разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением;

воспитать чувство патриотизма

Оборудование:компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.Психологическая установка на урок.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.

-Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять  знания об именах числительных, которые у вас уже есть. Мы видим цифры повсюду: в столбцах газет и журналов, слышим по телевидению и радио. И некоторым людям они кажутся пустыми, ненужными знаками. Однако они  играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен повторению числительных. Итак, за работу!

II.Определение темы и цели урока

1.Проверка домашнего задания. Вы должны были вспомнить и назвать произведения, в которых встречаются числительные. Примерный ответ учащихся.

(М.Горький «Трое»,  «А.Дюма «Три мушкетера», В.Каверин «Два капитана», Ж.Верн «Пять недель на воздушном шаре», С.Маршак  «Двенадцать месяцев», А.Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К.Федин «Первые радости»,  Ж.Верн  «20 000 лье под водой», Ж.Верн «Пятьсот миллионов Бегумы» и др.)

III.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1.Блиц-опрос

 -Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них. Работать вы будете в группах. Сейчас ваша задача – не только скорость, а качество выполнения. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен.

1.Какая часть речи называется именем числительным?

Проверка  правильных ответов на слайдах.(Слайды 4-12)(Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?)

2.Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

(Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи-только словами.)

3.По строению какие числительных вы знаете?

(Простые: три, шесть, сто

Сложные: шестьдесят, шестьсот, двухсотый

Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь)

4.Назовите разряды количественных числительных.

(Количественные:семь, десять, триста.

Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные : трое, семеро, оба, обе.

К количественным числительным примыкают дробные: одна четвертая; пять целых, три десятых.)

5.С какими существительными сочетаются собирательные существительные?

( Собирательные числительные сочетаются:

А) с существительными м.р: трое мужчин;

Б)с существительными общего рода: четверо сирот;

В) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;

Г) с существительными,  не имеющими формы ед.ч.: двое очков

Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.

6.Как склоняются количественные числительные?

7.В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

Ь пишется

Ь не пишется

На конце числительных

5-20 и 30

(пять, двадцать семь, тридцать)

В середине 15-19

(восемнадцать)

В середине числительных

От 50-80 (семьдесят)

От 500-900 (шестьсот)

-Какую закономерность заметили?

ЕСЛИ Ь ПИШЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ, ТОГДА НЕ ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВА.

2.Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.

Перепишите, заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных и падеж.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.

4. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.

5. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

3.Определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с существительными.(Устно)

I.Пятеро сыновей, трое сирот; трое суток, двое саней, семеро козлят.

II.Обоих братьев, у обоих окон;обеих сестёр, обеими руками

III.Трое волков, четверо кошек; двое подруг, семеро студенток

4.  Работа в группах.Я вам предлагаю буквенный диктант. Ваша цель определить, какая это часть речи.

«Пятерка» за ответ, пять товарищей, пятиместная палатка, упятерить усилия, пятый по списку, пять деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

-Что объединяет эти слова?

(Все слова имеют числовое значение.)

IV.Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка (на слайде)

V. Работа с текстом.

-Сегодня 15 февраля. Это особенный, важный день, потому что именно в этот день, 15 февраля 1989 года окончательно были выведены российские войска из Афганистана. Закончилась война.  С 2011 года этот день в Российской Федерации отмечается как официальный День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. И в нашем селе поставлен памятник, который посвящается Памяти, павших за Отечество. Это большая заслуга воинов-интернационалистов нашего села.

В жестокой , кровопролитной войне Афганистана участвовало более 620 000 советских солдат. Среди воинов-интернационалистов в Афганской войне были и наши земляки. Из нашего района участвовало 169 человек, а из нашего села-10. Более 50 000 солдат получили ранения, более 9000 стали инвалидами.

   За 10 лет войны в Афганистане погибло 15 000 советских военнослужащих. И из Тукаевского муниципального  района пятеро не вернулись к своим  родителям.

С днем вывода войск из Афганистана,

С днем воинской славы любимой страны,

Сегодня мы вновь говорим неустанно:

Пусть горя не будет, не нужно войны.

Словарная работа.

Кровопролитная- сопровождающийся пролитием большого количества крови

Воины-интернационалисты-военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности социалистических государств, в первую очередь, СССР,ГДР и Кубы, принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств на стороне политических режимов и движений

Земляк-человек, рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве. 2. фамильярное обращение к соотечественникам своего социального круга.

-Укажите тип текста и стиль текста

-Найдите числительные,  укажите разряд, падеж и каким членом предложения являются

VI.Работа в парах.Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание

1.За лето прочитал пят…надцат… книг.

2.В школе пят..сот учеников.

3.Напечатано восем..сот экземпляров книг.

4.В продаже есть сем..надцат.. видов обоев.

5.Объем бака – шест..десят.. литров.

4.Вспахали девят..надцат.. гектаров земли.

5.Заработано девят..сот рублей.

VII. Работа с учебником.Упражнение 223 (Просклоняйте имена числительные и словосочетания с ними.Объясните написание имен числительных).

VIII.Рефлексия. -Итак, наш урок заканчивается.Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.

IX .Оценки.

X.Домашнее дифференцированное задание

1.Выписать из литературы 5 числительных, указать разряд, падеж, каким членом предложения являются

2. Составить 3 предложения с количественными и 3 предложения с порядковыми числительными;

3. Написать мини-сочинение на тему: «Есть такая профессия –Родину защищать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Склонение количественных числительных"

Даётся описание склонений количественных числительных и  к ним тренировочные упражнения....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное».

Урок русского языка направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций у детей. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. На у...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Тип урока: повторительно-обобщающий урокЗанятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группе, коммуникативной компетентности, компетентности ра...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода.  Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Собирательные числительные»

Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  б...