Подготовка к ЕГЭ
статья (русский язык) на тему

Силаева Лариса Андреевна

КАК ГОТОВИТЬСЯ К егэ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_sobstvennogo_opyta.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Собственный опыт работы по подготовке к ЕГЭ.

        1. Опираясь на свой собственный опыт, я пришла к выводу, что нужна система подготовки к ЕГЭ, так как, имея по программе всего 3 урока в неделю в 10-11 классах, невозможно осуществить качественную подготовку. Я проанализировала весь курс русского языка общеобразовательной школы и могу с уверенностью сказать: начинать готовиться к ЕГЭ можно и нужно с 5 класса. 

          Сегодня я работаю с теми учениками, обучение которых начинала с 5 класса( большинство)

         Сложность подготовки заключается в том, что не каждый учитель ведет преподавание предмета с 5 класса, в этом случае нужна система работы школьного методического объединения, о чем было сказано выше. В моей практике чаще всего приходится сталкиваться с тем, что разный уровень обучающихся оказывается в 10 классе, а времени остается очень мало, на этой ступени необходимо использование самых эффективных методических приемов.

         

         2. Система работы с 5-11 класс.

         Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть.. Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

             5-7 классы.

         На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Учащиеся обычно без труда справляются  с подобными заданиями.

          С 5-7 класс происходит изучение всех орфограмм. При изучении каждой орфограммы обязательно акцентирую внимание на особенности графического выделения орфограммы, а также того, в какой морфеме находится орфограмма. Это позволяет учащимся не только  на слух запоминать правило, но и зрительно представлять слово, что позволяет тренировать зрительную память, что является актуальным при сдаче   единого государственного экзамена. Таким образом, обязательным условием выполнения каждого тренировочного упражнения из учебника становится выделение орфограмм в пропущенных словах графически в соответствии с правилом. Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 7-го класса дети без труда  определяют орфограммы и могут их объяснить грамотно..

         Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». Невозможно изучение теории без закрепления практических навыков. В данном случае важно, чтобы эти практические навыки сформировались, а на последующих этапах закреплялись. Подбираю по всем этим темам тестовый материал. В седьмом классе можно привлекать и ребят к составлению тестов, например, на определенную орфограмму: все задания одинаковые, вопрос звучит так: «В каком слове пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением». Учащимся остается найти как можно примеров и оснастить ими тест. Обязательно использую тексты для работы по словообразованию. Задания предлагаю различные: выпишите из текста слова, образованные приставочным способом, какой способ образования не представлен в тексте, сколько слов текста образованы неморфемным способом, найдите в тексте слова, соответствующие определенной структуре. После того, как обучающиеся в достаточной степени овладели практическими навыками по этой теме, предлагаю им самим составить подобные задания. При орфографическом разборе слова обязательно обращаем внимание и на способ образования слова, например, если слово без не не употребляется, смотрим, чем оно является: приставкой или входит в состав корня.

         В седьмом классе заканчивается изучение морфологии.  Осуществить качественное повторение на последнем этапе обучения морфологии практически невозможно, поэтому встает вопрос организации эффективного обучения морфологии в 5-7 классах. Обязательно после окончания изучения каждой части речи провожу тематический устный и письменный зачет по теме. Устный – по теории, письменный – в тексте предлагается найти слова изученной части речи . В седьмом классе итоговая работа – в предложенном тексте дать морфологическую характеристику каждого слова. При выделении орфограмм обращается внимание на то, какой частью речи является анализируемое слово. Постоянное использование в качестве дополнительного задания в тренировочных упражнениях морфологического разбора слов также помогает систематизировать и не забывать изученный материал.

         С 5-7 классы также происходит изучение фонетики и лексики. При изучении фонетики наибольшее количество  ошибок учащиеся допускают при определении характеристики звуков, не имеющих пар по звонкости-глухости, твердости-мягкости; забывают о двойной роли букв Е , Ё, Ю, Я, а также об особенностях гласных звуков в слабой и сильной позиции. Поэтому, для фонетического разбора предлагаю прежде всего слова, способствующие закреплению вышеназванных особенностей.

         При изучении лексики особую роль играет расширение словарного запаса обучающихся, В данном случае целесообразно использование возможностей литературы, а именно : составление кроссвордов , определение лексического значения слов из определенного художественного текста, особенно устаревших или неизвестных ученикам. Хорошо зарекомендовали себя задания «50 шагов», которые можно проводить и в устной форме, и в письменной. Задание состоит в следующем: учащимся необходимо как можно быстрее ответить на 50 вопросов по определенной теме. По лексике это могут быть, например, следующие «50 шагов»:

1.Человека, который организует производство кинофильма, называют продюсером или менеджером?

2.Какое слово является лишним в этом ряду: бас, тенор, соло, баритон?

3.Кто торгует старинными книгами: «зодчий» или «букинист»?

4.Как называют любителя изысканных блюд?

5.Специалиста по уходу за собаками называют?

6.как называются слова типа «экономичный» и «экономный»?

7.Филателист, нумизмат, ростовщик, меломан – кто из них коллекционирует деньги?

8.Кто покровительствует искусствам: меценат или эпигон?

9.Кто отстаивает гражданские свободы: либерал, реваншист, расист или милитарист?

10.Человека, призывающего к отделению, обособлению, называют сепаратистом или фаталистом?

11.Какое из данных слов не является синонимом к слову «большой»: колоссальный, грациозный, гигантский, исполинский?

12.Где больше исполнителей: в квартете или в октете?

13.Форвардом в игровых видах спорта называют защитника или нападающего?

14.Депутата назначают или выбирают?

15.Закончите фразеологизм « мягко стелет, …»

16.Про человека, который для личных целей использует чье-либо затруднительное положение, говорят, что он «ловит рыбу в мутной воде», «ломает шапку», «меняет кукушку на ястреба», «мечет бисер перед свиньями»?

17.Глагол «звали» или «назвали» следует использовать в выражении «корабль… «Сокол»?

18.Интегрировать  - значит объединять или отделять?

19. Какой фразеологизм звучит из уст хвастуна: «хоть стой, хоть падай», «шапками закидаем», « с бору по сосенке», «как бог на душу положит»?

20.специалиста, который создает сигнальные, зажигательные, дымовые составы, называют химиком или пиротехником?

21.Если должностное лицо поставило свою пометку на документе, то говорят, что документ забаллотировали или завизировали?

22.Какое слово является продолжением фразеологизма « тертый…»?

23.В сомнительные дела пускаются и на случайный успех рассчитывают карьеристы или авантюристы?

24.Какой глагол имеет значение «подделывать»: имитировать или фальсифицировать?

25.Если хотят сказать , что человек ведет себя неискренне, то используют прилагательное «искусственный» или «искусный»?

26.В словосочетании «военная…» следует использовать слово «компания» или «кампания»?

27.Человека, который отрицает веру в бога, называют атеистом или реакционером?

28.Значение «жаловаться» имеет фразеологизм «петь Лазаря» или «петь дифирамбы»?

29.Глагол «одолжить» обозначает «взять взаймы» или «дать взаймы»?

30.Того, кто отрицает всякую государственную власть, называют анархистом или радикалом?

31.Синонимом к слову «благоговейно» является слово «печально» или «почтительно»?

32.Человека, который считает, что одна нация выше другой, называют шовинистом ли фанатиком?

33.Значение «всеобщий, всеохватывающий» имеет слово «тотальный» или «толерантный»?

34.Когда государство готовится к войне, то этот процесс называется «оккупацией» или «милитаризацией»?

35.Выражение «горькая радость» является окказионализмом или оксюмороном?

36.Впереди находится арьергард или авангард?

37.В предложении «Он встретил её на заре совей юности» слово «заря» употреблено в переносном или прямом значении?

38.Кто заботится альтруист или аскет?

39.Слово ;малюсенький» или «миниатюрный» относится к разговорному стилю?

40.Кто финансирует тот или иной проект: брокер или спонсор?

41.Синонимом к слову «картинно» является слово «эффективно» или «эффектно»?

42.Кого в старину называли «золотых дел мастер»: антиквара или фиаско?

43.Какое слово является лишним в ряду: эксцентричный, экспрессивный, экстравагантный, экстраординарный?

44.Успех называют триумфом или фиаско?

45.Какое из этих выражений имеет ироническую окраску: жаловаться , сетовать , плакаться в жилетку, роптать?

46.Фразеологизм «кровь с молоком» используют для характеристики больного или здорового человека?

47.неприятное происшествие, недоразумение называют инцидентом или акцией?

48.Аспирантов высших военных учебных заведений называют адъюнктами или адъютантами?

49.Какая иноязычная приставка соответствует русскому слову «все»: дез- или пан-?

50.В предложении «Спектакль… на нас большое впечатление» вместо пропуска следует вставить глагол «произвел» или «оказал»?

         Данный вариант составлен по лексике, но я использую подобные задания по всем разделам, возможно использование «20 шагов», «10 шагов», в зависимости от количества имеющегося времени. В седьмом классе предлагаю учащимся самим составить подобные задания и использую их для работы в парах, группах. Вопросы составляются с учетом возрастных особенностей, безусловно, включается только изученный и рассмотренный на уроках материал. В старших классах провожу такие упражнения на время. Задания данного типа стимулируют развитие внимания, точности ответа, а также способствуют умению быстро отвечать на поставленный вопрос, что чрезвычайно важно в условиях ЕГЭ, особенно для медлительных детей. На уроках такие дети в спокойной обстановке обучаются предельной  концентрации внимания.

         Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты  призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку ( по Программе под ред. Т.Ладыженской) имеется перечень слов для запоминания их произношения. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

         В период обучения русскому языку с пятого по седьмой класс можно также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. С целью предотвращения совершения грамматических ошибок в части С считаю необходимым систематическую работу по отработке навыков употребления глаголов, глагольных форм, наречий, частиц на следующие правила:

1) употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно ( следует: ….даст, научит… или …дает…, учит);

2) образование действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

3) образование деепричастий: Вышев на улицу, певцы поклонились ( норма: выйдя);

4) употребление частицы бы: Хорошо было бы, если бы на картине стояла подпись художника;

5) согласование подлежащего: Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо:…нужны смелость, знания, честность);

и другие. Целесообразной является работа над своими ошибками в сочинениях, изложениях, а также взаимопроверка.

         По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по изученным заданиям части А и В.

     8-9 классы.

          На этом этапе активно ввожу тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.

         Задание В3 – определение вида подчинительной связи в словосочетании;

                            В4 –виды односоставных предложений

                            В5 - обособленные члены предложения;

                            В6- виды придаточных предложений.

Эти темы изучаются в 8-9 классах, а также задания части А на  знание синтаксиса и пунктуации рассматриваются на этом этапе.

         При изучении указанных тем использую уже описанные выше приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, задания «50 шагов», сопутствующее повторение пройденного с использованием контрольных работ по орфографии  (печатные задания на разные виды орфограмм) и другие формы.

         

         Большинство итоговых работ по окончании изучения отдельной темы в девятом классе также провожу не только в форме диктанта, как это бывает обычно, но и в форме тестов.  Эффективно помогают при подготовке к ЕГЭ минидиктанты с творческими грамматическими заданиями. После записанного под диктовку отрывка текста предлагаются, например, такие задания: 1. Выпишите заимствованные слова.

               2.Объяните письменно значение слова.

               3.Найдите сложное предложение, составьте его схему.

               4. Выделите уточняющие обороты.

               5.Произведите морфологический разбор слов.

         При подготовке к выполнению задания В8 использую возможности   уроков литературы.  Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средства художественной выразительности, провожу литературные диктанты по данной теме. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса.

         Задание В7 целесообразно рассматривать при знакомстве обучающихся с текстом ещё в пятом классе, а затем на уроках развития речи при подготовке к сочинению, изложению и другим творческим работам обязательно осуществлять повторение средств связи предложений в тексте.

10-11 класс.

         Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В. В 10-11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.

      В 10 классе для повышения орфографической зоркости использую контрольные работы по орфографии, пунктуационной – комплексный анализ текста..

3. Система подготовки к написанию сочинения части С.

              На всех этапах обучения следует осуществлять подготовку к части С. Важную роль при этом, на мой взгляд, играет  формулировка заданий при изучении различных тем. Например, хорошо в моей практике зарекомендовали себя задания такого плана: выписать 10 слов из учебника литературы, с.175, с орфограммой «Одна и две н в прилагательных, образованных от существительных», или : выписать все предложения с причастными оборотами из стихотворения.

         Уже в 5 классе можно рассказать детям о «трёх китах» любого произведения. «Прежде чем начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.

          Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро. Более внимательно докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но только потому, что редко у кого возникает желание. О форме произведения при его чтении задумываются только специалисты – лингвисты, литературоведы. Критики, писатели – чтобы оценить мастерство данного автора и его способность донести до читателя свои мысли.  На единый государственный экзамен мы должны прийти уже умеющими анализировать текст.

         На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь, как в математике и физике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются.

                                           Итак, заветная формула:

                                               П = Т+ И+Ф,

где П – произведение

      Т -  тема (т.е. о чём?)

      И – идея ( т.е. зачем? для чего?)

      Ф – форма ( т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)

          Тема – предмет повествования, изображения, исследования.

          Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

         Форма – совокупность приёмов изобразительных ( лексических и стилистических) средств произведения.

         Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует использовать их при анализе любого текста, будь то обычное упражнение или произведение на уроке литературы.

         Постепенно, по мере ознакомления со стилями речи, необходимо вводить упражнения и по этой теме. Например, после изучения любого стиля речи даю задание : привести примеры данного стиля речи из разных источников. Затем стиль речи определяем у любого текста, с которым имеем дело.          

         В 10 классе ( если обучение веду не с этого года) и в 11 классе ( если преподаю с десятого) проводится самая  глубокая работа по выполнению заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть , в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из формулировок выявляет три умения:

    1) внимательно читать предложенный текст;

    2) понимать читаемый текст;

    3) определять тему текста, позицию автора;

    4)формулировать основную мысль своего высказывания;

    5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

    6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

    7)отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

    8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числек орфографические и пунктуационные.

    Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение, отзыв, рецензия и сочинение-описание и чем они отличаются. А затем пробовать писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие – работа должна быть написана с опорой на предложенный текст. То есть, прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, значит, провести лингвостилистический анализ. Осуществление его предлагаю по следующему плану:

  1. Тема.
  2. Идея.
  3. Форма: а).стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г) лексические средства выразительности; д) стилистические фигуры речи; е) синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др. ).

         Анализ проводится поэтапно: вступление, основная часть ( выделение проблематики, выражение собственного мнения, отражение авторской позиции, заключение), создание текстов с использованием готовых штампов, клише. Сначала ученик должен вставить нужные слова и словосочетания в готовый текст, затем предполагается создание отдельных структурных частей сочинения и только потом – готовый вариант.

         Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.

         После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

         Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте; в чем современность романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; как ты понимаешь высказывание Ф.И.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и т.д.

         Большую работу провожу по построению предложений сочинения части С. Подбираем синонимы , чтобы избегать повторов, составляем предложения по комментарию проблемы, учимся, как лучше оформить авторскую позицию, аргументы и т.д.

         Эффективной оказывается работа по анализу  сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на допускать подобных самим. Описание подготовки к написанию части С является очень объемным, я же не ставила подобной задачи в своем реферате, поэтому освещаю только самые важные приемы и методы этого направления своей деятельности.

         И последним этапом подготовки к ЕГЭ является  решение полных вариантов ЕГЭ на время.

 

Заключение. 

          Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока.  Пополнение этой базы происходит постоянно усилиями учителя, родителей и учеников. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

         Результаты подготовки к ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям

         И ещё одно не менее важное дополнение – необходимо использовать не только уроки русского языка, но и литературы, где можно осуществлять тщательную подготовку к выполнению задания к части С. Пока же недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при  написании сочинения по прочитанному тексту. При этом следует подчеркнуть, что работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координировано и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение.

         Следует более последовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

         В условиях классно-урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

         Необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов различных стилей. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить  поверить в это детей – задача нас, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...