Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;

познакомить с основными вопросами риторики;

совершенствовать практические умения в произнесении речей;

Форма: урок-практикум

Подготовительная работа: класс делится на 3 группы. Каждой группе заранее предлагается по одному выступлению по вопросам из истории риторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Урок развития речи.  Учимся говорить. Академическое красноречие.

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;

познакомить с основными вопросами риторики;

совершенствовать практические умения в произнесении речей;

Форма: урок-практикум

Подготовительная работа: класс делится на 3 группы. Каждой группе заранее предлагается по одному выступлению по вопросам из истории риторики.

1группа: 21 век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, т.е таким, где ведущую роль будут играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности, а значит, без искусства красноречия нам не обойтись.

Термин "академическое красноречие" является условным и обозначает научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией.

2 группа: академическое красноречие - род ораторского искусства, характерный для сфер научной деятельности  людей. В древние времена мастерами академического красноречия были Сократ, Платон, Аристотель.

Русское академическое красноречие как самостоятельная разновидность ораторского стиля развилось утвердилось 19 веке. Мастера русского академического красноречия - В.О.Ключевский, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, И.М.Сеченев, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев.

3 группа: Виды академического красноречия:

лекция вузовская           научный доклад        научный обзор           научное сообщение

  • Основной жанр академического красноречия , связанный с обучением науке,- это лекция. Если в лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель-передачу научной информации, можно произносить без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.
  • научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового,неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Его читают обычно на конференции, симпозиуме в целях информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов.
  • научное сообщение-это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы.
  • научный обзор-это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными

Искусство устного публичного выступления -сложное и трудное, но овладеть хотя бы его основами способен каждый.

Задания группам.

1 группа: Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона "Оратор". Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?

        Действительно, найти и выбрать, что сказать,- великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здравого смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической  речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить, и в, третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешаем доказательствами, второй -определениями, третий -понятиями о правоте и неправоте. Ас какой заботой он  расположит все, что найдет!- ибо такова вторая из трех забот оратора .Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью  в конец, между ними поместит слабое.
Итак, описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Что сказать? Где сказать? Как сказать?

Как сказать? Это вопрос, относящийся  и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений.

2 группа: Прочитайте текст и скажите, что нужно учесть начинающим докладчикам при подготовке к выступлению с докладам.

Чтобы выступление имело успех, надо:

  • завоевать внимание слушателей
  • удержать внимание до конца речи

                                                                                                                                                                                   Значит, первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны.

Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение, появится та "смесь" тягостных признаков равнодушия к словам лектора.

Удержать и даже увеличить внимание можно:

  • краткостью
  • быстрым движение речи
  • краткими освежающими отступами

Речь должна быть экономной, упругой. Все неважное- выбрасывать, тогда и получится краткость.

Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много.

Разминка. Представители групп вытягивают скороговорку по очереди. Отчетливо выговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью речи, повторить 3 раза.

  • Инцидент с интендантом
  • тридцать три корабля лавировал и- лавировали, да не вылавировали
  • Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.
  • Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп -под колпаком

Коммуникативно - стилистический тренинг. Работа в парах.

Составить и инсценировать диалоги по заданной речевой ситуации.

1 вариант: Диалог - рассуждение "Человеческие недостатки: как с ними бороться"?

2 вариант: Диалог - убеждение "Речевой портрет публичного человека"

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Творческое задание. Составьте памятку (по выбору) "Особенности академического красноречия".

Домашнее задание:

Повторить теорию об академическом красноречии

Составить небольшое устное выступление (8-9 предложений), цель которого - убедить слушателей, что соблюдение правил речевого этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. "манера - не пустяки. Они плод благородной души и честности ума". (А.Теннисон)

Использованная литература:

Бродель Ф "Структура  повседневности: возможное и невозможное"

Г.Е.Фефилова Русский язык. планы - конспекты 9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".

Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...

Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»

Цели:  1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...

Урок развития речи "Учимся употреблять прилагательные"

«Прилагательное -прозрачный плащ, окутывающий  Существительное». Шарль Бодлей   Есть ошибки, которые часто сопровождают нашу речь. Урок поможет тем, кто любит тайны русского я...

конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс

В данном конспекте урока представлена  методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...

Программа по развитию речи "Учимся правильно читать"

Программа «Учимся правильно читать» разработана с целью обучения правильному чтению, желанию  читать и знакомиться с миром литературы.Программа данного курса позволяет показать учащим...

Развитие речи. Учимся говорить правильно, точно, выразительно.

Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.Что значит «говорить  правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литер...