Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме
Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;
познакомить с основными вопросами риторики;
совершенствовать практические умения в произнесении речей;
Форма: урок-практикум
Подготовительная работа: класс делится на 3 группы. Каждой группе заранее предлагается по одному выступлению по вопросам из истории риторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Тема: Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.
Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;
познакомить с основными вопросами риторики;
совершенствовать практические умения в произнесении речей;
Форма: урок-практикум
Подготовительная работа: класс делится на 3 группы. Каждой группе заранее предлагается по одному выступлению по вопросам из истории риторики.
1группа: 21 век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, т.е таким, где ведущую роль будут играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности, а значит, без искусства красноречия нам не обойтись.
Термин "академическое красноречие" является условным и обозначает научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией.
2 группа: академическое красноречие - род ораторского искусства, характерный для сфер научной деятельности людей. В древние времена мастерами академического красноречия были Сократ, Платон, Аристотель.
Русское академическое красноречие как самостоятельная разновидность ораторского стиля развилось утвердилось 19 веке. Мастера русского академического красноречия - В.О.Ключевский, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, И.М.Сеченев, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев.
3 группа: Виды академического красноречия:
лекция вузовская научный доклад научный обзор научное сообщение
- Основной жанр академического красноречия , связанный с обучением науке,- это лекция. Если в лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель-передачу научной информации, можно произносить без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.
- научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового,неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Его читают обычно на конференции, симпозиуме в целях информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов.
- научное сообщение-это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы.
- научный обзор-это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными
Искусство устного публичного выступления -сложное и трудное, но овладеть хотя бы его основами способен каждый.
Задания группам.
1 группа: Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона "Оратор". Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?
Действительно, найти и выбрать, что сказать,- великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здравого смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить, и в, третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешаем доказательствами, второй -определениями, третий -понятиями о правоте и неправоте. Ас какой заботой он расположит все, что найдет!- ибо такова вторая из трех забот оратора .Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними поместит слабое.
Итак, описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Что сказать? Где сказать? Как сказать?
Как сказать? Это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений.
2 группа: Прочитайте текст и скажите, что нужно учесть начинающим докладчикам при подготовке к выступлению с докладам.
Чтобы выступление имело успех, надо:
- завоевать внимание слушателей
- удержать внимание до конца речи
Значит, первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны.
Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение, появится та "смесь" тягостных признаков равнодушия к словам лектора.
Удержать и даже увеличить внимание можно:
- краткостью
- быстрым движение речи
- краткими освежающими отступами
Речь должна быть экономной, упругой. Все неважное- выбрасывать, тогда и получится краткость.
Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много.
Разминка. Представители групп вытягивают скороговорку по очереди. Отчетливо выговаривая каждый звук, при этом с максимальной скоростью речи, повторить 3 раза.
- Инцидент с интендантом
- тридцать три корабля лавировал и- лавировали, да не вылавировали
- Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.
- Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп -под колпаком
Коммуникативно - стилистический тренинг. Работа в парах.
Составить и инсценировать диалоги по заданной речевой ситуации.
1 вариант: Диалог - рассуждение "Человеческие недостатки: как с ними бороться"?
2 вариант: Диалог - убеждение "Речевой портрет публичного человека"
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Творческое задание. Составьте памятку (по выбору) "Особенности академического красноречия".
Домашнее задание:
Повторить теорию об академическом красноречии
Составить небольшое устное выступление (8-9 предложений), цель которого - убедить слушателей, что соблюдение правил речевого этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. "манера - не пустяки. Они плод благородной души и честности ума". (А.Теннисон)
Использованная литература:
Бродель Ф "Структура повседневности: возможное и невозможное"
Г.Е.Фефилова Русский язык. планы - конспекты 9 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".
Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...
Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»
Цели: 1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...
Дистанционное обучение. Русский язык. Развитие речи. "Учимся говорить о музыке" 5 класс
Тематическое планирование....
Урок развития речи "Учимся употреблять прилагательные"
«Прилагательное -прозрачный плащ, окутывающий Существительное». Шарль Бодлей Есть ошибки, которые часто сопровождают нашу речь. Урок поможет тем, кто любит тайны русского я...
конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...
Программа по развитию речи "Учимся правильно читать"
Программа «Учимся правильно читать» разработана с целью обучения правильному чтению, желанию читать и знакомиться с миром литературы.Программа данного курса позволяет показать учащим...
Развитие речи. Учимся говорить правильно, точно, выразительно.
Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литер...