Презентация "Готовимся к олимпиаде по русскому языку"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

В данной презентации представлен материал, который можно использовать при подготовке учащихся 5-6 классов к олимпиаде, а также при организации внеурочной работы по русскому языку с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_zadaniya.pptx127.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С. Михалков различает понятия "язык" и "речь", и слова их обозначающие. Язык – система словесного выражения мыслей. Речь – слова, разговор, то, что говорят. Определите термин, относящийся к характеристике устной речи : А) интонация Б ) каллиграфия В ) пунктуация Г ) орфография Д ) все термины

Слайд 2

Фонетика и орфоэпия: Известно , что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки: просьба , сшить, сжечь , слушать, синий ?

Слайд 3

Фонетика и орфоэпия: В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо? Ти р е, к р ем , му з ей , ши н ель

Слайд 4

Фонетика и орфоэпия Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания. 1)накладной - накладный; 2)отзыв- отзыв; 3)складной – складный.

Слайд 5

Фонетика и орфоэпия Укажите строку, в которой каждое слово имеет два общих звука со словом сбор . А) гриб, лоб Б ) кора, узор В ) коза, бор Г ) база, рост

Слайд 6

Фонетика и орфоэпия: Сколько мягких согласных звуков в пословице: Не трудиться – хлеба не добиться?

Слайд 7

Морфемика Какое слово «лишнее»? Женитьба Свадьба Косьба молотьба

Слайд 8

Морфемика Сколько слов в списке имеют нулевые окончания? Багаж , неуклюж, невтерпёж, беж, замуж, муж, похож. А) три Б ) четыре В ) пять Г ) шесть Д ) семь

Слайд 9

Морфемика Сколько слов имеют окончание – ей ? Дождей , сыновей, друзей, сшей, воробей, саней, степей, красивей, змей А) три Б ) четыре В ) пять Г ) шесть Д ) два

Слайд 10

Морфемика Сколько из предложенных слов имеют приставку ВС- Всегда, вселить, всасывать, всадник, вскармливать, вскипать, вскользь, вскоре, всласть, вспышка, вспять, встарь, вступить, всуе, всходы, всюду, всячина ; А) три Б ) четыре В ) пять Г ) шесть Д ) все слова

Слайд 11

Морфемика В каком ряду во всех словах есть суффикс –ЕНН? А) сотенный, таможенный, Б) подветренный, высоченный В) племенной, сотенный, Г) вещественный, промышленный Д) вещественный, высоченный

Слайд 12

Лексикология Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова: Трасса Дискуссия Авеню Популярность Полемика Компромисс Маэстро Фиаско Шеф.

Слайд 13

Лексикология В каком варианте допущена ошибка в словоупотреблении? А) В магазине имеется богатый выбор блюдец и полотенец. Б) Трое подружек встретились возле школы. В) К связке ключей были прикреплены два брелка. Г) Купили килограмм апельсинов, мандаринов, баклажанов и помидоров. Д) Все варианты верны.

Слайд 14

Лексикология Какое слово не является синонимом слова ЭФФЕКТИВНО (работать)? А) производительно Б ) продуктивно В ) добротно Г ) плодотворно Д ) все слова являются синонимами

Слайд 15

Лексикология Что означает в переводе с греческого гиппопотам? А) речная лошадь Б ) водный буйвол В ) большой бык Г ) огромное чудовище

Слайд 16

Лексикология До XV века русские люди, произнося слово правый, имели в виду не то, что справа от них, а то, что правильно, справедливо, честно. А какое слово употреблялось для того, что находится справа? А) шуий Б ) десный В ) баской Г ) кривой

Слайд 17

Лексикология Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду. А) нарочный Б ) гонец В )курьер Г ) посредник Д ) нет лишнего слова

Слайд 18

Лексикология Имя Георгий, пришедшее к нам из Греции, в переводе означает: А) любитель георгинов Б ) земледелец В ) гордый Г ) тот, кто живет в Греции

Слайд 19

Лексикология Что означало на Руси выражение изба (баня) белая? А) заново побелённая Б) украшенная белыми наличниками В) барская постройка Г) постройка с дымоходом, выведенном наружу

Слайд 20

Лексикология Какое ( ие ) предложение( ия ) повествуют нам о том, что Миша, несомненно, умный? А) Петя умнее Миши. Б ) Петя гораздо умнее Миши. В ) Петя ещё умнее Миши. Г) Петя значительно умнее Миши .

Слайд 21

Лексикология Замените синонимами устаревшие слова: Чело Ланиты Ветрило Перст Брань Глаголет Брадобрей.

Слайд 22

Фразеология Посмотрите на слова коза, грамота, пята и решите, какое прилагательное лишнее? А) ахиллесова Б ) сидорова В ) валаамова Г ) филькина Д ) все варианты ответов верны

Слайд 23

Фразеология Что можно распахнуть, раскрыть, вложить, вынуть и вывернуть? А) тайну Б ) шубу В ) душу Г ) ящик

Слайд 24

Фразеология Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение. Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

Слайд 25

Фразеология В какой из приведённых пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных? А) тертый калач – стреляный воробей Б) что есть духу – во все лопатки В) после дождичка в четверг – когда рак на горе свистнет Г) сесть на мель – сесть в калошу

Слайд 26

Фразеология Часто говорят: «Дом сгорел дотла». А что это означает слово дотла ? А) до тления Б ) до основания В ) частично Г ) до утра

Слайд 27

Морфология Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова? 1. Столовая закрыта. Дайте столовую ложку . 2. Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

Слайд 28

Морфология В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу , наша бригада, бежать по аллее, петь громко.

Слайд 29

Морфология Найдите неверный ответ в определении признака: А) время – имя существительное, средний род, разносклоняемое Б) двум шестым – имя числительное, количественное, дробное, родительный падеж В) кое-кто – неопределенное местоимение, именительный падеж Г) щедрому – качественное прилагательное, дательный падеж Д) все ответы верны

Слайд 30

Морфология Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ. А) Имя существительное , неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл ., ед.ч., вин. п. Б ) Имя существительное , одушевленное, нарицательное, ср.р., разносклоняемое, ед.ч., тв . п. В ) Имя существительное , одушевленное, собственное, м.р., 2 скл ., ед.ч., дат.. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...