Повторение. Служебные части речи.
презентация к уроку по русскому языку по теме

В данной презентации представлены основные аспекты по теме "Служебные части речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie.sluzhebnye_chasti_rechi.pptx92.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение. Служебные части речи

Слайд 2

Поработайте редактором, отредактируйте примеры. Сориентироваться об обстоятельствах, говоря за то, присаживайтесь на этом сиденье, подтвердить о том, учить о том, окунуть в этой воде, обсуждать о том, заслужил этого, утверждать о том, к этому свыклись, оплачивать за услуги, никому не секрет, подпись из-под документа, ожидать о том, это мы догадываемся, обратить внимание к этой проблеме, победить на первом туре

Слайд 3

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. По происхождению: непроизводные: в, на, под, у, к, с, над, от, по и др. производные: в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи )

Слайд 4

1. (В) течени .. дня (ни)кто (не)видел Герасима. – Пловец быстро продвигался вперед, попав (в) течени .. реки. 2. Он сидел (в) заключени .. уже два года. – (В) заключени .. хор исполнил ряд известных песен. 3. (В) продолжени .. повести герои встречаются. – Леса на земле изменялись (в) продолжени .. миллионов лет. 4. (В) следстви .. пожаров гибнут леса. – (В) следстви .. по делу угона машины были выяснены новые обстоятельства. 5. (Не)смотря на большие морозы работа продолжалась. – Альпинисты, (не)смотря вниз, поднимались все выше. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Слайд 5

Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе ложного. По значению: сочинительные; подчинительные .

Слайд 6

Сочинительные союзы Соединительные На берегу реки Исеть расположился Спассо-Преображенский собор , и каждый гость Шадринска обязательно посетит это место. [ ] , и [ ] Противительные Шадринцы покажут гостям не только памятники старины, но и современное здание центральной библиотеки им. Зырянова [ не только, но и ] Разделительные Из окон экскурсионного автобуса видны то здание вокзала, то старинные купеческие торговые ряды, то стадион, то городской сад, отметивший недавно столетний юбилей [ то , то , то , то , / / ]

Слайд 7

Подчинительные союзы Причинные Я люблю Шадринск (по какой причине?), потому что это мой родной город. Целевые Я хочу знать историю города (с какой целью?), чтобы рассказать об этом своим детям. Временные Я буду считать себя действительно образованным тогда (когда?), когда я буду знать историю своего края. Условные Я был бы рад (при каком условии?), если бы в нашей семье сохранились старые фотографии города. Сравнительные Забытые виды старого Шадринска возникали в моей памяти (как?), словно кто-то взмахнул волшебной палочкой. Изъяснительные Мы не заметили (чего?) , как они остановились возле городского музея. У c тупителые Ворота оказались запертыми (несмотря на что?), хотя было еще рано. Следственные В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.

Слайд 8

Слитно Раздельно 1. Союз также : Месяц все та кж е плыл в облаках. 1. Наречие так с частицей же : Все та к ж е сверкали звезды, как и вчера. 2. Союз тоже : Ветер т ож е затих 2. Местоимение то с частицей же : Выполни т о ж е задание . 3. Союз чтобы: Смотри, кума, чт об ы худо не вышло. 3. Местоимение что с частицей бы : Чт о б ы нам такое спросить… 4. Союз оттого (что) : Я начал заниматься музыкой, о тт ого что влюбился. 4. Местоимение того с предлогом от : В зависимости о т т ого , кто стоял в воротах, могла продолжиться игра. 5. Союз поэтому : Было темно, п оэ тому мы выбрали другую дорогу . 5. Местоимение этому с предлогом по : П о э тому шоссе было опасно ехать .

Слайд 9

1. Летние каникулы я провел так(же)хорошо, как и зимние. 2. (От)того и отстал, что плохо бежал. 3. (От)того села до станции рукой подать. 4. (По)этому делу поговорим особо. 5. Ты (то)же с ним дружишь? 6. Что(бы) такое сейчас предпринять, что(бы) освежиться. 7. Он говорил то(же) самое. 8. Он то(же) плакал. Выберите слитное или раздельное написание. Объясните.

Слайд 10

Частицы – служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования новых форм слов. Формообразующие Модальные Отрицательные повелительное и условное наклонение глагола: пусть, пускай, бы (б) степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый неопределенные местоимения: -то, -либо, - нибудь , кое-, не- вопросительные: неужели, разве, ли(ль) восклицательные: что за, как указательные: вот, вон усилительные: даже, ведь, -то, все-таки, же, и не ни

Слайд 11

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. 1) Свет..т день х.. лодный и (не)дужный. Я брожу свободный и (не)нужный. (Мандельштам.) 2) Горький ок .. зался для Чехова связью с миром, ему вовсе (не) подходящ ..м. (Зайцев.) 3) О чем г..в.. рит жизнь Толстого? Об огромном, ф.. нтастическом , (не)поддающимся воображению, (не) человеческом труде. (Айтматов.) 4) Могильный камни стояли, как толпы стариков, (н..)кому (не)нужных, для всех бе ..различных, одни повалились (на)бок, другие бе .. помощно пр.. слонились к стволам. ( Гроссман .) 5) Владея английским языком с колыбельных дней, я мог насл ..ждаться «Безглавым всадником» в (не)сокращенном оригинале. (Набоков)

Слайд 12

Слитно Раздельно Наречия, образованные от имен существительных: подняться ввысь (куда?) заменить вначале (когда?) собраться вмиг (как?) Имена существительные с предлогами: в высь неба (какую?) в начале встречи (чего?) в миг кровавый (какой?) 2. Наречия , образованные от имен прилагательных: подойти вплотную (как?) искать вслепую (как?) сварить вкрутую (как?) Полные прилагательные с предлогами: в плотную вязку в слепую девушку в крутую гору 3. Наречия , образованные от местоимений: играть вничью (как?) кричать вовсю (как?) начал затем (как?) Местоимения с предлогами: в ничью землю во всю беседу за тем домом 4. Наречия , образованные от числительных с приставками в-, на-: увеличить вдвое (как?) уменьшить втрое (как?) разделить надвое (как?) Числительные с предлогами: уехать на двое суток Образование наречий

Слайд 13

Выберите правильное написание 1. Как неизменно отмечается (в)начале всех писательских биографий, мальчик был пожирателем книг. – Лужин видел нагромождение побед (в)начале. 2. Фрак оказался (в)пору. – Не сомневаюсь, что даже тогда, (в)пору той уродливой и вредоносной школы, я все-таки знал вдохновение. 3. (Во)время полевых прогулок, завидя косаре, он сочным баритоном кричал им: «Бог помощь!» - Сегодня он пришел (во)время. 4. (На)утро опять солнце и ветер. – Он посмотрел (на)утро, раздвинул портьеры на стеклах окон.

Слайд 14

Сконструируйте предложения, используя словосочетания разбить голову – надеть на голову действовать втайне – хранить в тайне сделать назло – жаловаться на зло склонить набок – повернуться на бок отроду не видел – 20 лет от роду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Повторение по теме «Служебные части речи»

Цель урока: повторить сведения о служебных частях речи; закрепить навыки правописания служебных частей речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.Круг вопросов: омонимичные части речи...

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...